Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:14, контрольная работа
1. Основные типы предприятий в Российской предпринимательской среде.
2.Планирование хозяйственной деятельности предприятия.
3. «Россия, вперёд»-статья Дмитрия Медведева.
3.
Заключение. Итак, в данной работе
кратко были рассмотрены
Каждая
из вышерассмотренных
3.Холдинги и финансово-промышленные группы как формы объединений.
3.1. Введение.
Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ). По сути дела, и те, и другие относятся к категории объединений.
Как известно из
мировой практики, глубокий продолжительный
кризис типа Великой депрессии или
того спада, в котором сейчас находится
российская экономика,— отнюдь не самое
благоприятное время для
Вряд ли можно
надеяться на то, что нынешний кризис
почти на всем постсоветском пространстве
перейдет в устойчивый подъем уже
в ближайшие год-два. Отсутствие
подобной перспективы существенно
уменьшает интерес
В современной
российской экономике финансово-
3.2. Понятие финансово-промышленной группы
Экономику подавляющего
большинства высокоразвитых стран
составляют аналоги ФПГ –
Финансово-промышленные
группы представляют собой универсальные
многоотраслевые комплексы, включающие
в себя промышленные предприятия, банки,
торговые фирмы, страховые, пенсионные,
инвестиционные и другие компании.
Они обеспечивают гарантированный
доступ к финансово-кредитным и
материально-техническим
Сегодня в мире
накоплен большой опыт создания развития
финансово-промышленных групп, отработано
много подходов к их формированию
в виде самых разнообразных
В ФПГ объединяются
юридические лица различных организационно-
3.3.Типы финансово-промышленных групп
Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования. Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям: способу создания, инициатору формирования, организационному строению, форме производственной интеграции, масштабам деятельности.
По способу создания все ныне действующие российские ФПГ можно поделить на:
сформированные
по решению органов власти (федеральных,
региональных, городских и т.д.; на
основе межправительственных соглашений);
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:
банковские, промышленные, торговые.
Центром «банковской» ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.
Главным условием
возникновения «промышленных» ФПГ
является необходимость обеспечить
производственно-техническое
Если сотрудничество
участников финансово-промышленной группы
сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой
сфере, то лидирующие позиции естественно
занимают торговые компании. Многие товаропроизводители
осознали необходимость тесной кооперации
с достаточно крупными и специализированными
в области снабжения и сбыта
предприятиями, что позволяет им
оказывать эффективное
Возможны «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.
Анализ деятельности
российских ФПГ показал, что организация
сотрудничества предприятий-участников
группы остается одним из слабых мест
финансово-промышленных групп. Претензии
к организации управления ФПГ
возникают как с точки зрения
управляемости развитием
ФПГ могут различаться
по формам производственной интеграции:
вертикальные, горизонтальные и конгломераты.
Вертикальные ФПГ - это объединения,
в которых предприятия-
Горизонтальные
ФПГ - это группы, в которых предприятия-
Стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.
Высоко диверсифицированные
ФПГ (или конгломераты) представляют
собой группы, в состав которых
включены несколько непосредственно
не связанных между собою
Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.
Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем.
Вместе с тем
активнее о себе дают знать транснациональные
ФПГ, группы, среди участников которых
имеются юридические лица, находящиеся
под юрисдикцией государств-
3.4. Сущность холдинга и его типы.
Холдинг (холдинговая, или держательская, компания) представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и других организационных структур рынка. По характеру деятельности холдинги разделяются на чистые и смешанные, или оперативные.
Чистые холдинги
ограничивают свою деятельность исключительно
контрольно-управленческими
Смешанные холдинги
могут выполнять различные
В настоящее время существует как минимум три типа холдинговых структур:
Интегрированные промышленные компании.
Конгломераты.
Банковские холдинги.
Их особенностью
является то, что в них участвует
государственный капитал. В отраслях
являющихся естественными монополистами,
такой контроль себя оправдывает. Государство
почти во всех индустриально развитых
странах регулирует либо назначает
тарифы на электроэнергию. Кроме того,
оно принимает решения о
Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в основном конгломератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги – отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т.д.). цель создания промежуточных холдингов, или субхолдингов состоит в сосредоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать выделенные группы факторов в интересах компании.
Отличие зарубежных холдингов от российских
Отметим существенные
различия между задачами, решаемыми
при «проектировании» российской и
зарубежной частей холдинга. Если для
российской части ключевыми соображениями
являются, как правило, целостность
контроля, оптимизация финансов и
инвестиционная прозрачность, то в
зарубежной части на первый план обычно
выходят соображения