Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:05, статья

Описание работы

Актуальность развития системы контроллинга обусловлена поставленной перед страной задачей построения экономики инноваций, ориентированной на постоянные нововведения, новейшие технологии. Быстрый прогресс интеллектуального капитала, оптимизация управления им, предвидение будущего развития, изменений в экономике, трансформации производств под воздействием высоких темпов научно-технического прогресса – характерные особенности инновационного общества. В этой связи ускоренное развитие получает менеджмент инновации, задачей которого выступает ориентация управления на макро- и микро- уровне на ускорение и повышение качества экономического и социального развития общества, всех его составляющих хозяйственных элементов на постоянно обновляющейся основе, благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов, существенному улучшению качества и результативности принимаемых решении на всех уровнях управления, формированию благоприятных предпосылок для появления и ускоренного внедрения в практику многочисленных нововведений, систематического повышения квалификации персонала, его мотивации к высокопроизводительному и творческому труду, системное повышение эффективности всех процессов жизнедеятельности предприятий и организаций.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.docx

— 24.13 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЛИНГ КАК  ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

Актуальность развития системы  контроллинга обусловлена поставленной перед страной задачей построения экономики инноваций, ориентированной на постоянные нововведения, новейшие технологии. Быстрый прогресс интеллектуального капитала, оптимизация управления им, предвидение будущего развития, изменений в экономике, трансформации производств под воздействием высоких темпов научно-технического прогресса – характерные особенности инновационного общества. В этой связи ускоренное развитие получает менеджмент инновации, задачей которого выступает ориентация управления на макро- и микро- уровне на ускорение и повышение качества экономического и социального развития общества, всех его составляющих хозяйственных элементов на постоянно обновляющейся основе, благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов, существенному улучшению качества и результативности принимаемых решении на всех уровнях управления, формированию благоприятных предпосылок для появления и ускоренного внедрения в практику многочисленных нововведений, систематического повышения квалификации персонала, его мотивации к высокопроизводительному и творческому труду, системное повышение эффективности всех процессов жизнедеятельности предприятий и организаций.

Система инновационного менеджмента как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, характерных для управления информацией (процессы, базы данных, программное обеспечение и т.д.), обеспечивающая достижение поставленный, перед компанией целей становится необходимой для того, чтобы руководители предприятий, менеджеры могли в полной мере эффективно использовать последние достижения научно-технического прогресса постоянно обновляя производство. Для этого необходимы специальные управленческие инструменты, которые могли бы существенно помочь оптимально ввести в действие новые широкие возможности, открываемые прогрессом инноваций. На наш взгляд, наиболее эффективным и перспективным здесь является контроллинг. Именно он является одним из наиболее действенных инструментов управления в условиях глобализации и общества мировой экономики. В обстановке общества инноваций, существенно усложняется управление бизнесом, который все активнее переходит границы других государств, что естественно затрудняет работу на рынке. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего механизм информационного и аналитического обеспечения руководителей и менеджеров

компании необходимыми сведениями в режиме онлайн. Служба контроллинга совместно с другими подразделениями предприятия, собирают, обрабатывают и анализируют информацию по всем звеньям компании, проверяют результаты их работы с точки зрения соответствия стратегии развития предприятия, установленным плановым заданиям, подготавливают конструктивные предложения для руководства по использованию выявленных резервов и решению возникших проблем, которые обычно появляются, когда прежние методы работы устаревают. Практика доказала, что без использования инструментария контроллинга сегодня практически невозможно выдерживать конкуренцию с теми компаниями, которые его успешно применяют.

В рамках рыночного механизма  функционирования котроллинга используют различные рыночные инструменты, способы  и методы формирования, а также  целенаправленное воздействие на мотивацию  субъектов хозяйствования.

В настоящее время на многих предприятиях Казахстана целостная  система контроллинга еще не получила широкого развитии. Пока нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции его формирования и  развития. Обычно задействованы лишь отдельные его элементы (информация, контроль, управленческий учет, профессиональный уровень исполнителей и т.п,), что существенно тормозит данный процесс.

Это обусловлено недостатком  специалистов и данной области, а  также недооценкой его эффективности многими руководителями предприятий.

На современном этапе  многие ученые уделяют большой внимание определению и

исследованию сущности категории  контроллинг. Среди зарубежных авторов это: Буч Г., Бьюкенен Дж., Ван Хорн Дж, Вейтилингер Р., Гитомир Дж., Дейли А. Штайгматер, Майер Э., Майлз Д., Манн Р., Пич Г., Шерм Э., Робсон М., Уллах Ф., Финкельштейн С., Тейл Г., Фильмут Х.Й., Хан Д., Штиглер Х., Хофмайстер Р., Эддоус М. и др.

В их работах подробно характеризуется  теория и практика контроллинга, основные подходы к его изучению, но авторы прежде всего опираются на национальный опыт, который существенно отличается в разных странах. Это накладывает отпечаток на теоретические построения и практический инструментарий, которые порой весьма отличен у авторов из разных государств. В то же время все учение высоко оценивают возможности и перспективы контроллинга. В российской науке контроллинг не только как категорию, но и как рыночный ресурс стали исследовать: Мельник М.В., Данилочкина Н.Г., Ивашкевич В.Б, Керминский А.М., Оленев Ы.И., Примак А.Г., Фалько С.Г., Карпова Т.П., Колесников С.Н., Купчина Л.И., Лыскин Е.А., Минаев Э. С., Не стеров В. А., Важной А.И.,.Уткин Э.А., Носов В.Н., Федотова М.А. В Казахстане отдельные аспекты, связанные с контроллингом отражены в работах Сагадиева К.А., Яновской О.А., Сатубалдина С.С., Ташеновой С.Д., Додонова В.Ю., Елемесова Р.Е., Мухамедиева Б.М., Мухтарова К.С., Нысанбаева С.Н., Шеденова У.К.,Жуйрикова К.К., Дюсембаева К.Ш.

Однако исследования, проведенные  данными авторами, не полно характеризуют специфику контроллинга в качестве нового важного инструмента менеджмента применительно к специфике общества, инноваций в условиях информационных технологий. В настоящее время назрела необходимость более полного раскрытия и практического внедрения рыночного механизма контроллинга и изучения современных особенностей его функционирования.

В настоящее время одним  из важных направлений развития системы  управления

предприятием является разработка и применение концепции контроллинга. Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия:

все категории бизнес-процессов  и их затраты;

_ центры ответственности  предприятия;

_ системы планирования  и бюджетирования, формируемые на  основе центров ответственности  предприятия;

_ система управленческого  учета, построенная на основе  центров ответственности

и их бюджетов;

_ система стратегического  управления, основанная на анализе  цепочки ценностей,

анализе стратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;

_ информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно  фиксиро-

вать текущее состояние  выполнения бюджетов центров ответственности;

- мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

_ выявление причин отклонений  и формирование управляющих воздействий  в рамках центров ответственности.

Накопленный опыт убедительно  свидетельствует, что применение контроллинга

способствует оптимизации прибыли, сохранению рабочих мест, обеспечивает существование предприятия в самых сложных условиях. Наращивание прибыли, в свою очередь, позволяет найти средства для инноваций, активизировать творческую работу персонала, стимулирует повышение результативности труда, развитие системного мышления сотрудников, ведет к высокой продуктивности трудовой деятельности.

Внедрение контроллинга выступает гарантией повышения конку рентоспособности предприятий и уровня жизни в стране.

Система контроллинга интегрирует  учет, планирование, маркетинг в  единую самоуправляемую систему. В  ней четко определяются цели компании, принципы управления, способы их реализации. Контроллинг направлен на устранение узких мест в работе компании, ориентирован на будущее в соответствии с фиксированными в ее миссии целями, на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использованием методов оперативного и стратегического менеджмента.

По популярности контроллинга в качестве инновации современного менеджмента

он находится на первом месте у менеджеров, экономистов, бухгалтеров, финансистов.

Использование контроллинга в казахстанских условиях базируется на управленческом учете как основе учетной политики, делить затраты на постоянные и переменные, выявлять объемы прибили, учитывать затраты и результаты продаж как по видам продукции, услуг, так и по сегментам рынка, группам клиентов, местам формирования призводственных и финансовых итогов. Система контроллинга открывает возможность интегрировать учет, планирование и маркетинг на предприятии в целостную систему управления.

Основная концепция контроллинга включает:

Определение целей. В основе контроллинга лежит стратегическое планирование, предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента. Определяется философия фирмы, ее имидж, миссия, устанавливаются конкретные цели, качественные показатели (доходы на инвестированный капитал, наличные деньги, источники покрытия).

Управление целями – это: поиск «узких мест» в работе фирмы, анализ отклонении от намеченной стратегической программы, своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

Достижение целей обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Регулирующая деятельность контроллинга состоит, в частности, в том, чтобы об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, сигнализировать другим отделам показать им необходимые действия, скорректировать плановые показатели подразделений как ответ на изменения, произошедшие во внешней и внутренней среде. Это, естественно, ведет к упрочению позиций предприятия.

В контроллинге особое значение приобретает применение последних  достижений в

области информатики. Для обеспечения задач менеджмента контроллер должен предоставлять руководителям предприятия и его подразделений необходимую информацию для принятия решений и контроля. Он обязан передавать нужным сотрудникам и подразделениям компании специально подготовленную информацию в нужный момент и в удобном для использования виде. Контроллер использует внутренние и внешние источники информации, обрабатывает ее и направляет внутренним или внешним адресатам. Сотрудники всех подразделений, в свою очередь, предоставляют необходимую информацию, поэтому важное место в работе контроллера занимает координация (координирование) работы предприятия, направленная на улучшение взаимодействия всех подразделений как системы различных звеньев, выполняющих общую задачу.

Контроллер сегодня все  чаще выступает в качестве консультанта руководства предприятия по вопросам экономики, организации и управления всеми областями деятельности, системного координатора и интегратора бизнес-процессов. Главное для него помощь руководству  в подготовке, принятии к воплощении в практику оптимальных

управленческих решений, для чего им осуществляется:

– организация, координация  и информационная поддержка процессов  планирования, контроля и принятия решений, формирование информационной системы для повышения качества управления предприятием, обеспечение  подготовки и своевременною предоставления руководству всех необходимых данных для повышения качества принимаемых управленческих решений;

– разработка новых методов, различных методик и управленческихин струментов, обеспечивающих для руководства точные данные об эффективности и использовании имеющихся на предприятии ресурсов, комплексный анализ полученных результатов по достижению поставленных целей;

– подготовка проектов действий по внедрению инноваций, устранению выявленных недостатков, лучшему применению имеющихся резервов;

– создание и совершенствование  системы контроллинга на предприятии.

Анализ свидетельствует, что возможности контроллинга используются на предпри-

ятии, когда:

1. контроллер в своих  оценках опирается не столько  на отчетные данные о работе  за прошлый период, а на предвидение  перспектив развития важнейших  областей деятельности;

2. постоянное повышение  требований, предъявляемых к контроллеру  и его службе, способствует систематическому поиску новых методов и инструментов контроллинга, инновациям, которые будут существенно помогать решению все более сложных задач;

3. руководитель постоянно  рискует, чтобы иметь повышенные  доходы для предприятия, а контроллер  систематически измеряет, оценивает  и соотносит риск с доходами.

Требования к квалификации контроллеров в Казахстане во многом зависят от состояния внутренней и внешней среды конкретного  предприятия. На многих отечественных предприятиях пока отсутствуют системы учета затрат по видам, местам возникновения калькуляции. Без этого нереально современное планирование, контроль затрат и результатов. Быстрое изменение, неопределенность внешней среды требует от контроллеров данных, необходимых для консультирования по всем подобным проблемам руководства для подготовки, оценки и принятия наилучших управленческих решений.

Целью разработки и внедрения  инструментов стратегического контроллинга является совершенствование и развитие системы управления предприятием.

Контроллер обеспечивает руководителям поддержку в целом  ряде областей, особенно при решении  проблем стратегического менеджмента (рынок, продукты, доходность, риски предприятия в долгосрочной перспективе), а также в управлении инвестициями, особенно в финансовом менеджменте (регулирование рентабельности, формирование и контроль бюджетов расходов и доходов и т.д.). По мере развития бизнеса контроллер призван усиливать свое воздействие на поиск и реализацию возможностей роста эффективности бизнеса – разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия.

Информация о работе Контроллинг