Контроль в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:05, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ контроля как одной из основных функций менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ 4
ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 8
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ 12
ОГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Сущность, виды и формы управленческого контроля.docx

— 51.86 Кб (Скачать)

       Функция контроля, так же как и функция  планирования, служит важнейшим средством  централизации управления со стороны  высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении фирмой в целом. 

       Контроль качества продукции

       Качество  продукции (включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надёжность в эксплуатации) является одним из важных средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определённого гарантийного срока после установки оборудования на предприятие заказчика. Поэтому контроль качества продукции стал составной частью производственного процесса и направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

       Контроль  качества в масштабах всей фирмы  возложен на центральную службу контроля качества, в функцию которой входит разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснения причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий.

       Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений  на всех уровнях управления фирмой на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности фирмы.

       Контроль  является третьей и последней  из основных стадий управления по результатам. В то же время на практике это основа планирования  на новый отчётный период уже начавшийся или только начинающийся. Объекты, временные интервалы и точные моменты контроля определяются уже на стадии планирования. 

       Назначение  и объекты контроля 

       При управлении по результатам контроль занимает важное место в системе  управления, что и планирование или  ситуационное управление. Назначение контроля можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Констатация и оценка достигнутых результатов коммерческой деятельности и соответствующие выводы.
  • Констатация и оценка людей, содействовавших достижению результатов, получение которых связано с поддержанием контактов и развитием, а также  соответствующие выводы.
  • Констатация и оценка осуществления и эффективности мероприятий, содержавшихся в планах деятельности, а также  соответствующие выводы.
  • Многогранная констатация и оценка успешности ситуационного управления, а также  соответствующие выводы.
  • Формирование обратной связи, а целях оценки, поощрения и информирования персонала.

       Уточнение назначения контроля дает возможность  отметить, что он начинается с контроля за результатами и продолжается оценкой  факторов, способствовавших или препятствовавших их получению. Самым важным, однако, является контроль за результатами, поскольку  именно они определяют успех

       Чтобы результаты можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели должны быть хорошо определены. Четкое уточнение ключевых результатов и целей, которое создается в процессе определения результатов, является основной предпосылкой целенаправленного контроля. Их оценивают на уровне предприятия, подразделения, группы или отдельного работника в зависимости от того, в какой форме и насколько глубоко организация охвачена системой управления по результатам.

       При управлении по результатам центр  тяжести приходится на контроль за плановыми результатами. 

 

ОГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

       Законодательство  России обязывает каждое предприятие  вести бухгалтерский учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контролинга специального управленческого учета, который может быть либо совмещен с финансовым, либо выделен отдельным блоком.

       На  большинстве российских предприятий  система управленческого учета  встроена в систему обычного финансового  учета.

       В современных условиях управленческий учёт в России сильно интегрирован с бухгалтерским, так как в стандартном плане счетов предусмотрены счета для учёта производственных затрат и результатов деятельности.

       Система контролинга на предприятии включает в себя не только аналитические показатели и выводы. В системе контролинга присутствует сильная организационная составляющая – люди, которые занимаются контролингом, потоки информации между подразделениями предприятия и от подчинённых – к руководителям.

       Служба  контролинга входить наряду с  бухгалтерией, финансовым отделом, планово экономическим отделом в состав финанасово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контролинга  на предприятии  - анализ и управление затратами и прибылью, служба контролинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять её в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятий.

       При создании службы контролинга на предприятии  необходимо учитывать следующие основные требования:

  1. Служба контролинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического обеспечения.
  2. Служба контролинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализов и выводов, но не содержащейся в существующих документах финанасово-экономических служб.
  3. Служба контролинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе.
  4. Служба контролинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.
  5. Служба контролинга должна быть не зависимой от той или иной финанасово-экономических службы.

       В соответствии с вышеприведёнными требованиями возникают возможные варианты создания службы контролинга и её места  в организационной структуре предприятия.

       На  первом этапе существования служба контролинга представляет собой группу из 3-4 человек, которая выполняет роль аналитической службы. На первоначальном этапе работы службы контролинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора информации на уровне цехов предприятия. Таким образом, служба контролинга на предприятии в этот период деятельности представляет собой небольшую группу квалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объёму экономической информации. Впоследствии служба контролинга может расширить своё влияние и штат. 

       Место службы контроллинга в организационной  структуре предприятия

       Поскольку информация, которую готовить служба контролинга, предназначена для заместителя директора по экономике и генерального директора, целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, которому непосредственно подчинены также главный бухгалтер, начальники финансового  и планово экономического отделов, начальник службы сбыта.

       Более того, служба контроллинга ставится в  привилегированное положение, поскольку  приказом заместителя директора  по экономике остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию.  Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру.

       Однако, на практике, если какая-то аналитическая  работа на предприятии проводится, то этим занимается планово-экономический отдел. Таким образом,  планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его законную территорию. Но это ошибочное мнение, основные обязанности планово-экономического отдела  - это расчёт затрат и финансового результата по цехам, предприятию в целом, видам продукции, именно на это уходит большая часть работы, плановый  отдел  загружен работой и его усилия направлены не на анализ хозяй ственной деятельности предприятия.

       В то же время на предприятии должна проводится работа по улучшению экономической деятельности, т.е. должен идти процесс непрерывных улучшений. Однако отслеживать весь этот процесс на практике руководители обычно не могут из-за отсутствия времени, загруженности текущей работой. Для преодоления такой ситуации создаётся служба контроллинга. Принципиальное отличие службы контролинга от других финансово-экономических служб состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи).

       Аналитическая работа – это системная работа, и она требует системного подхода, работы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. Тоже самое относится и к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным вариантом является организация службы контроллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами. 

Структура службы контролинга

       В службе контроллинга, состоящей из 3-4 сотрудников, у каждого есть свои должностные обязанности, и то же время должен сохранятся командный принцип работы.

       Рациональным  является следующий состав  службы контроллинга:

  • начальник службы контроллинга;
  • контролёр-куратор цехов;
  • контролёр-специалист по управленческому учёту;
  • контролёр-специалист по информационным системам;

       Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный  специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который изнутри  знает, как организованы бухгалтерия  и плановый отдел на предприятии. Он несёт ответственность за выходящие  документы, аналитические расчёты  и прогнозы перед заместителем директора  по  экономике, а так же перед  генеральным директором.

       Контролер-куратор  цехов - квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов на предприятии, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха.

Контролёр-специалист по управленческому учёту – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции. Основным требованием, предъявляемым к такому специалисту, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учёта на предприятии, знание особенностей и недостатков учёта на данном конкретном предприятии.  

Контролёр-специалист по информационным системам - квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контролинговой работы. Контролёр-специалист по информационным системам должен решать свою задачу автоматизации в масштабе предприятия и координировать решение своей задачи с задачами автоматизации других служб. 

Информация о работе Контроль в менеджменте