Контрагенты на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:14, реферат

Описание работы

Одним из основных условий успешного осуществления международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ВЭД.doc

— 64.00 Кб (Скачать)
  1. Раскройте сущность понятия  контрагенты на мировом  рынке.

    Одним из основных условий успешного осуществления международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

    В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:

Фирмы. Государственные органы и организации (министерства и ведомства). Союзы предпринимателей. Международные экономические организации системы ООН. Большая часть международных торговых операций осуществляется фирмами. Рассмотрим подробнее эту категорию.

    Термин “фирма” (в переводе с итальянского означает подпись на деловом документе) применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.

    В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев: 

- по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций (промышленные, сельскохозяйственные, агропромышленные, торговые, транспортные, страховые, туристические и т.д.);

- по правовому положению (акционерные общества ,общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты);

по характеру собственности (частные, государственные и кооперативные);

- по принадлежности капитала и контролю (национальные, иностранные, смешанные);

- по объему операций (крупные, средние, мелкие);

- по характеру хозяйственных отношений и целям объединения (картели, тресты, концерны, холдинги и т.д.).

    Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства.

    Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).

    Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле-продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Охарактеризуйте критерии и принципы выбора страны и фирмы-партнера.

    В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению потенциального круга возможных контрагентов, конкретных фирм и организаций, действующих контрагентов и конкурентов. Изучение деятельности контрагента – общепринятый элемент проведения торговой операции.

    Существует много специфических условий, определяющих выбор торгового партнера, но есть и общие положения, которыми руководствуются коммерсанты при осуществлении международных торговых операций.

Выбор контрагента в большой степени  зависит от характера сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также предмета сделки. При этом возникает вопрос: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить или продать необходимый товар.

    Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями учитывают, прежде всего, характер торгово-политических отношений с этой страной: предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

    При выборе фирмы исключительно важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, учитывая такие критерии, как:

- технологический (изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей);

- научно-технический (сведения об организации НИР и ОКР и затратах на них);

- организационный (изучение организации управления фирмой);

- экономический (оценка финансового положения и возможностей фирмы);

- правовой  (изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству).

    Всестороннее изучение деятельности фирм с учетом этих критериев позволит объективно подойти к выбору надежного потенциального партнера по внешнеэкономической сделке.

    Как правило, сбором данных о контрагентах занимаются внешнеторговые или внешнеэкономические организации, фирмы, отделы, бюро и т.д.        Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:

- предварительный сбор данных о фирме, с которой планируется проведение переговоров и заключение сделки;

- текущее наблюдение за деятельностью фирм и организаций, с которыми уже заключены контракты;

- выявление и изучение новых фирм и организаций возможных контрагентов по экспорту и импорту;

- систематическое изучение структуры товарных рынков по основным статьям экспорта и импорта;

- наблюдение за деятельностью фирм конкурентов.

    Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциальных партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют объективно подойти к выбору партнера-контрагента.

Основные  принципы выбора фирмы-контрагента:

    Прежде всего, необходимо оценить степень солидности делового партнера - качественные показатели деятельности (так называемые показатели производственно-рыночной деятельности фирмы), масштаб операций, степень платежеспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки.

    Показатели производственно-рыночной деятельности фирмы можно разделить на 2 группы:

- общие или основные (чистая прибыль, полученная фирмой; объем продаж или оборот; показатели рентабельности производственно-рыночной деятельности фирмы, темпы роста объемов ее продаж и активов, качественный и количественный состав оборотного капитала; наличие в нем достаточного количества платежных средств; соотношение между собственным и заемным капиталом.)

- частные (показатели платежеспособности фирмы (коэффициенты ликвидности и покрытия).

    Другим важнейшим принципом в выборе фирмы является ее непосредственная деловая характеристика – деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.

    Следующим принципом можно назвать учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в прошлом.

    Определенное значение при выборе партнера может оказать его положение на данном рынке – является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению излишних посреднических звеньев в торговых операциях, чтобы не уступать часть прибыли посреднику. В то же время посреднические услуги широко используются в тех случаях, когда они являются объективной необходимостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Перечислите  источники информации  о фирмах-контрагентах.

    Основным типом информации, используемой при проведении анализа той или иной проблемы или ситуации, является информация экономическая, которая, в свою очередь, подразделяется на три основных вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию.

    Статистика дает общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются специальные методы наблюдения и анализа массовых явлений.

    Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность) представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в зависимости от их состояния, размещения, использования и источников происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.

    Оперативная информация – это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов, данные кредитно-справочных бюро и т.д.

    Во внешнеэкономической деятельности при выборе партнера-контрагента необходимо использовать все виды экономической информации, для того чтобы найти и выбрать надежного и солидного партнера по сделке.

    Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах, показателях деятельности фирм – важный этап внешнеторговых операций.     Для того чтобы получить полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран необходимо научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и др. источниками средств массовой информации, а также справочниками и электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками – терминалами информационных компьютерных сетей, включая сеть Интернет.

    Но прежде чем пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти. Информация является своеобразным ресурсом, а ее источник – это места и форма хранения.

    Места хранения – государственные органы, торговые палаты, НИИ, библиотеки, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки и т.д.

    Форма хранения – доклады, информационные и аналитические записки, отчеты фирм, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, базы данных, электронные каталоги и т.д.

    При изучении иностранных фирм могут быть использованы следующие источники информации:

    1. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.

    Печатная информация содержит много сведений о текущей деятельности крупных компаний. Газеты на экономической полосе публикуют не только выдержки из годовых отчетов фирм, но и многочисленные сведения о выпуске отдельных видов продукции, капиталовложениях, состоянии заказов, экспортных сделок, покупке акций других фирм, слияниях и поглощениях фирм и т.д. В экономических и отраслевых журналах обычно публикуются полные годовые отчеты наиболее крупных фирм, а также сведения об их текущей деятельности.

Информация о работе Контрагенты на мировом рынке