Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:22, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть конкурентноспособность и конкурентные преимущества России в условиях глобализации.
Особое место уделяется проблеме конкурентоспособности российских предприятий и страны в целом.
Введение 3
1. Глобализация мировой экономики 4
2. Конкуренция в современной экономике России 7
2.1 Анализ конкурентной среды 7
2.2 Конкурентоспособность России в условиях глобализации 9
2.3 Перспективы решения проблемы низкой конкурентоспособности России…….. 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Конкурентоспособность государства - это способность национальных производителей опережать соперника в завоевании и укреплении своих позиций на зарубежных рынках. Способность экономики страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.
Проблема
конкурентоспособности
По
данным доклада Всемирного экономического
форума «Глобальная
Главных причины низкой конкурентоспособности РФ:
- отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство;
- бюрократия и коррупция;
- сырьевая направленность экономики;
- неразвитость институциональной системы инвестирования;
- несбалансированная экспортно-импортная структура;
- слабость банковской и финансовой инфраструктуры;
- отсутствие надежных механизмов трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты;
- недостаточный инновационный потенциал;
- отсутствие качественной национальной инновационной системы (НИС);
- слабость информационной инфраструктуры;
- недостаточное финансирование образования и науки и др.
В последние годы Россия проигрывает в политической, экономической, военной, спортивной, культурной конкуренции. Обладая несметными природными богатствами, страна проигрывает конкурентную борьбу странам, не имеющих никаких природных ресурсов, вроде Японии или Германии. Но эти страны превосходят Россию по качеству своих человеческих ресурсов, которые позволяют им делать успех из воздуха. Поэтому совершенно неверна ориентация на природные ископаемые, как на главный ресурс конкурентоспособности России. Ни одному народу обладание богатейшей территорией не принесло счастья и процветания.
Следуя «экономическому образу мышления», Россия все силы бросает на создание золото-валютных резервов и повышение конкурентоспособности своего природного сырья, в чем, несомненно, достигла существенных успехов. Но усилиями умного конкурента золото-валютные резервы могут быть обесценены в считанные дни, что уже неоднократно делалось созданием мировых кризисов, вовлечением России в совершенно ненужные ей войны. Достижения научно-технического процесса очень скоро обесценят ключевые природные ресурсы России. Тогда страна может снова оказаться у последней черты с малочисленным, плохо образованным, морально подавленным, плохо воспитанным населением.
Мысль о катастрофическом снижении качества человеческих ресурсов страны болезненно воспринимается обществом по ряду причин. Первая из них, неоправданная попытка переноса на ныне живущее поколение достоинств предыдущих поколений граждан России. Этот перенос в отдельных случаях носит характер вульгарного самовосхваления, которое мешает процессу самосовершенствования граждан в России. Вторая причина кроется в попытках обвинить в своих бедах происки зарубежных конкурентов страны, которые не любят Россию. Эти жалкие обвинения выдают инфантильность авторов таких жалоб, не понимающих что в конкуренции побеждает только сильный. Третья причина кроется в преобладании идеи соперничества с конкурентами и забвении идеи сотрудничества с ними. Умение сотрудничать с конкурентом – это вершина культурной, интеллектуальной и профессиональной подготовки гражданина.
Четвертая, главная, причина банальна: государство ничего не делает для защиты своих человеческих ресурсов в области образования и воспитания от «моральной войны», которая как и «наркотиковая война» может быть приравнена к привычной огневой войне. Количество жертв этой войны существенно превышает количество жертв огневой афганской войны.
В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности РФ в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.
Согласно данным С.В.Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних лет, «среднедушевой объем и структура нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 73 % в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности».
В современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.
В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный уровень; наметившийся после периода экономического кризиса 1990-х некоторый экономический рост; ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности российской геополитики, потенциал решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.
Несмотря на большие разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.
Прежде всего, это: высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества; развитый научно-производственный потенциал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития; достаточные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности; богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; огромная территория и емкий внутренний рынок, дающие возможность широкого разнообразия потребностей населения; исторические традиции великой державы и авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с национальными интересами; значительные валютные резервы; большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.
Необходимым
условием эффективного функционирования
механизмов рыночной конкуренции является
активизация антимонопольной
В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.
Обеспечение механизмов добросовестной рыночной конкуренции требует упорядочения процедур ценообразования, введения их правового регулирования в целях предотвращения дискриминации потребителей, обеспечения расширенного воспроизводства товаров и услуг. Должны быть установлены четкие правовые рамки и процедуры регулирования цен на федеральном и региональном уровнях, которые обеспечили бы прозрачность ценообразования. Для этого необходимо принятие федерального закона о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующего функции и методы государственного регулирования цен, а также ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение дисциплины цен.
Необходимы: усиление защиты прав предпринимателей в практической работе правоохранительной системы, ее очищение от коррупции; повышение эффективности работы судебной системы разрешения хозяйственных споров, ее защита от административного и криминального давления; выведение антимонопольных органов из структур исполнительной власти, обеспечение их самостоятельности и ответственности за выполнение своих функций; устранение организационных монополий в торговле; обеспечение открытости процедур ценообразования на продукцию естественных монополий, снижение налогообложения малого бизнеса, создание специальных институтов кредитования малого предпринимательства.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Конкуренция
— это соперничество между
участниками рыночного
С начала 1930-х гг. В экономике нашей страны господствовал государственный монополизм в закупке и продаже товаров. Централизованное планирование цен было не способно установить равновесное соотношение предложения и спроса всей товарной массы и отличалось произволом в установлении цен.
Для
успешного перехода к развитому
рынку в нашей стране важно
правильно выбрать тип и
Включение
в систему мирохозяйственных
связей в условиях глобализации сопряжено
для нашей страны с необходимостью решать
широкий комплекс экономических, правовых
и организационных проблем, что требует
постоянного анализа последствий реализации
курса России на открытие экономики и
корректировки путей ее адаптации к глобальной
системе мирохозяйственных связей.
Внешнеэкономический бюллетень №2, 2002, С.5