Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:22, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть конкурентноспособность и конкурентные преимущества России в условиях глобализации.
Особое место уделяется проблеме конкурентоспособности российских предприятий и страны в целом.
Введение 3
1. Глобализация мировой экономики 4
2. Конкуренция в современной экономике России 7
2.1 Анализ конкурентной среды 7
2.2 Конкурентоспособность России в условиях глобализации 9
2.3 Перспективы решения проблемы низкой конкурентоспособности России…….. 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тихоокеанский
государственный университет»
Кафедра
«Экономическая кибернетика»
Контрольная работа
по
дисциплине «Мировая экономика»
Выполнила: студентка 3-го года обуч.
Специальность ПИЭзу
№ зачетной книжки 090440674
Ф.И.О. Гунькова О.А.
Хабаровск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Нынешняя экономика всех стран функционирует в условиях глобализации: мировое пространство преобразуется в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары, услуги и капитал. Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений. Неотъемлемой частью глобализации является конкуренция.
Конкуренция выражает сущность рыночных отношений. Каждое государство путем конкурирования стремится занять лидирующие позиции, быть лучше и богаче всех, и чтобы все экономические процессы шли им только на пользу.
Цель контрольной работы - рассмотреть конкурентноспособность и конкурентные преимущества России в условиях глобализации.
Особое место уделяется проблеме конкурентоспособности российских предприятий и страны в целом.
Глобализация
- процесс всемирной
Источники глобализации :
- Демографа - экологический. Это два главных и взаимосвязанных фактора. Если в 19 в. население Земли увеличивалось в 1,3 раза каждые полвека, то в первой половине 20 в. оно выросло в 1,5 раза, во второй в 2,4 раза; а на первую половину 21 в. ООН прогнозирует увеличение в 1,6 раза. Еще быстрее росли потребности населения, потребление в развитых странах. Становится все более очевидным, что земли, пригодной для обработки, запасов доступной пресной воды, минеральных и лесных ресурсов недостаточно, чтобы на необходимом уровне удовлетворить потребности возросшей массы людей;
- Технологический прогресс. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике – созданием электронной почты, Интернета, мировой "паутинки";
- Либерализация торговли и другие формы экономической либерализации. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами.
- Четвертым источником глобализации можно считать значительное расширение сферы деятельности организаций. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, расширили свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровень. Подобные структурные изменения укрепляют позиции таких компаний, увеличивают их прибыль, повышают производительность, что позволяет им выбирать источники сырья, открывать производство и осваивать рынки в других странах, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.
- В качестве пятой причины глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. На смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства. Основным результатом такой конвергенции стало решение бывших социалистических стран о переходе к рыночной экономике.
- Шестая причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.
Позитивное влияние глобализации на регионы национальных экономик состоит в том, что она способствует вовлечению регионов в мировую экономику, давая возможность использовать эффекты масштаба, размаха, кривой обучения. Фирмы в экономически слабо развитых районах могут теперь получить доступ к лучшей части всемирных рынков и потребителям на почти тех же условиях, что и фирмы развитых регионов, имеют возможность овладеть некоторыми доступными из наиболее продвинутых технологий, в частности, организационных. Регионы могут привлечь дополнительные инвестиции и дополнительных потребителей. Именно в силу этих новых возможностей некоторые регионы мира как развитых, так и развивающихся стран стали развиваться удивительно высокими темпами роста.
Негативное влияние глобализации на регионы состоит в том, что глобализация создает проблемы традиционным способам экономического развития, причем не только в слаборазвитых, но и во многих богатых регионах.
Во-первых, не все страны и регионы готовы использовать возможности глобализации. В сферу глобализации вовлекаются те участки национальных экономик, которые связаны с электронными технологиями. Затраты на создание виртуальных компьютерных сетей являются высоким барьером капитальных затрат или объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный глобальный рынок.
Во-вторых, это административные барьеры для фирм из других стран в виде субсидирования ряда отраслей (сельское хозяйство), более высокие экологические нормы, неформальные связи между участниками глобальных сетей. Барьерами входа являются и затраты на рекламу, в частности в сети Интернет.
Таким образом, глобализация и сетевые информационные технологии усиливают барьеры входа новых фирм в перспективные отрасли и технологии, т.е. создает дополнительные, трудно улавливаемые антимонопольными законами барьеры эффективной конкуренции.
Глобализация в целом воспринимается многими ее исследователями скорее отрицательно. Спектр оценок глобализации включает как нейтральные оценки глобализации как объективного процесса с позитивными и негативными эффектами, так и полное неприятие как «формы установления нового мирового порядка, мировой финансовой капиталократии» и т.п. негативное отношение к глобализации отражает тот факт, что глобализация дает существенные преимущества наиболее сильным участникам международной конкуренции, в то время как остальные государства в силу множества объективных и субъективных причин таких преимуществ не получают.
Оценивая качество конкурентного климата в целом, можно сделать вывод, что за последние три года он не улучшился, а напротив, ухудшился по целому ряду показателей. Безусловно, есть отрасли, которые демонстрируют положительную динамику. Например, динамичное развитие конкуренции на рынке сотовой связи в последние 10 лет предоставило россиянам новые возможности для коммуникации. При этом услуги сотовой связи оказываются по более чем приемлемым ценам и довольно высокого качества. Достаточно сказать, что с 2000 по 2009 стоимость минуты разговора по мобильному телефону снизилась в 8 раз. При этом цены в России на эту услугу остаются одними из самых низких в мире.
Развитие розничной торговли за последние годы предоставило совершенно новое качество услуг торговли: удобство, кардинальное увеличение ассортимента товаров. Положительные тенденции очевидны и в производстве мяса и мясной продукции – благодаря поддержке со стороны государства в этот сегмент продовольственного рынка устремилось значительное количество инвесторов. Как результат – заметное сокращение импорта и стабилизация цен. Так, несмотря на колебания цен на мировых рынках мяса, цены на свинину, курицу и говядину последние 2 года в России оставались стабильными.
Приведенные примеры наглядно демонстрируют преимущества конкуренции для потребителей – это выбор, качество и цены.
При этом все же большинство товарных рынков в нашей стране пока что сложно назвать конкурентными.
Это касается в первую очередь добычи полезных ископаемых, особенно - топливно-энергетических, нефтепереработки, химического производства и металлургии. Рентабельность в этих отраслях в разы превышает средний показатель по экономике. При этом различие это устойчивое и стабильно в последние годы и не зависит от колебаний цен на мировых рынках. При среднем уровне рентабельности в российской экономике (данные Росстата) от 14% (2007 г) до 11% (2010г.), рентабельность добычи полезных ископаемых колеблется в диапазоне 30-40%. Производство нефтепродуктов - 22-28%, химическое производство - 18-19%, металлургия – 19-33%. Учитывая, что компании в таких отраслях – участники конкуренции, необходимо на территории Российской Федерации обеспечить соответствующие условия конкуренции. Это можно обеспечить за счет снижения имеющихся административных барьеров, а также, при необходимости, пересмотрев меры внешнеторгового регулирования, либо возложить на таких участников рынка определенные поведенческие условия.
Среди проблемных рынков обращает на себя внимание и строительный сектор. Рынки строительства – региональные, но учитывая чрезвычайно длительные и сложные процедуры согласования объектов строительства, конкуренция ведется в кабинетах чиновников – за получение эксклюзивных условий, укороченных сроков согласований, различных преимуществ, а не на стройплощадке – лучшее качество и более низкие цены. Работа по снижению барьеров в строительстве является одной из наших приоритетных задач, однако этого недостаточно. Необходимо более плотное включение в этот процесс регионов и снижение барьеров на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.
Важнейшие причины низкого уровня конкуренции в этих отраслях – высокие барьеры входа на рынки, нередко формально или неформально поддерживаемые государственными органами или их сотрудниками. Проблемы такого рода есть не только в строительстве, но и в отраслях топливно-энергетического комплекса: от получения разрешения на добычу до заключения договора на транспортировку нефти.
По данным ФАС (федеральная антимонопольная служба) России основные рынки полезных ископаемых характеризуются высоким уровнем концентрации капитала (в частности, в 2008 г. коэффициент рыночной концентрации по нефти – 35%, по газу – 69%, по железной руде – 58%). При этом доля малых нефтедобывающих компаний в отрасли за последние 10 лет сократилась в 2 раза с 10% до 5%. Для сравнения: в США доля малых нефтедобывающих компаний доходит до 50%. А ведь это фактор не только развития конкуренции, но и роста производительности труда: в секторе добычи полезных ископаемых она в несколько раз ниже, чем в среднем по экономике (по данным Росстата: в 2006-2008 гг. – 2,5, 2,3 и 0,7% при средней по экономике 7,7 и 5% соответственно). Проблема заключается в том, что в России их ниша, по сути, пустует, в отличие от ситуации в других странах. Во всем мире они, как правило, работают в выработанных месторождениях, на низкобюджетных скважинах. В нашей стране этому препятствуют высокие административные барьеры (в том числе, строительство и обустройство месторождений), проблемы с подключением к нефтетранспортной инфраструктуре.