Конкурентноспособность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - рассмотреть конкурентноспособность и конкурентные преимущества России в условиях глобализации.
Особое место уделяется проблеме конкурентоспособности российских предприятий и страны в целом.

Содержание

Введение 3
1. Глобализация мировой экономики 4
2. Конкуренция в современной экономике России 7
2.1 Анализ конкурентной среды 7
2.2 Конкурентоспособность России в условиях глобализации 9
2.3 Перспективы решения проблемы низкой конкурентоспособности России…….. 12
Заключение 15
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная Мир экономика.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение высшего 

     профессионального образования

     «Тихоокеанский  государственный университет»  
 

              Кафедра «Экономическая кибернетика» 
               
               
               
               

     Контрольная работа

     по  дисциплине «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: студентка 3-го года обуч.

                   Специальность ПИЭзу

                   № зачетной книжки 090440674

                   Ф.И.О. Гунькова О.А. 
               
               
               

     Хабаровск 2012

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

      Введение

 

     Нынешняя экономика всех стран функционирует в условиях глобализации: мировое пространство преобразуется в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары, услуги и капитал. Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений. Неотъемлемой частью глобализации является конкуренция.

     Конкуренция выражает сущность рыночных отношений. Каждое государство путем конкурирования стремится занять лидирующие позиции, быть лучше и богаче всех, и чтобы все экономические процессы шли им только на пользу.

     Цель  контрольной работы - рассмотреть конкурентноспособность и конкурентные преимущества России в условиях глобализации.

     Особое  место уделяется проблеме конкурентоспособности  российских предприятий и страны в целом.

 

  1. Глобализация  мировой экономики
 

     Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (сплочение, объединение, приведение к единообразию, к единой форме или системе). Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Вместе с тем, происхождение самого слова "глобализация" указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.

     Источники глобализации :

     - Демографа - экологический. Это два главных и взаимосвязанных фактора. Если в 19 в. население Земли увеличивалось в 1,3 раза каждые полвека, то в первой половине 20 в. оно выросло в 1,5 раза, во второй в 2,4 раза; а на первую половину 21 в. ООН прогнозирует увеличение в 1,6 раза. Еще быстрее росли потребности населения, потребление в развитых странах. Становится все более очевидным, что земли, пригодной для обработки, запасов доступной пресной воды, минеральных и лесных ресурсов недостаточно, чтобы на необходимом уровне удовлетворить потребности возросшей массы людей;

     - Технологический прогресс. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике – созданием электронной почты, Интернета, мировой "паутинки";

     - Либерализация торговли и другие формы экономической либерализации. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами.

     - Четвертым источником глобализации можно считать значительное расширение сферы деятельности организаций. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, расширили свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровень. Подобные структурные изменения укрепляют позиции таких компаний, увеличивают их прибыль, повышают производительность, что позволяет им выбирать источники сырья, открывать производство и осваивать рынки в других странах, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

     - В качестве пятой причины глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. На смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства. Основным результатом такой конвергенции стало решение бывших социалистических стран о переходе к рыночной экономике.

     - Шестая причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.

     Позитивное влияние глобализации на регионы национальных экономик состоит в том, что она способствует вовлечению регионов в мировую экономику, давая возможность использовать эффекты масштаба, размаха, кривой обучения. Фирмы в экономически слабо развитых районах могут теперь получить доступ к лучшей части всемирных рынков и потребителям на почти тех же условиях, что и фирмы развитых регионов, имеют возможность овладеть некоторыми доступными из наиболее продвинутых технологий, в частности, организационных. Регионы могут привлечь дополнительные инвестиции и дополнительных потребителей. Именно в силу этих новых возможностей некоторые регионы мира как развитых, так и развивающихся стран стали развиваться удивительно высокими темпами роста.

     Негативное влияние глобализации на регионы состоит в том, что глобализация создает проблемы традиционным способам экономического развития, причем не только в слаборазвитых, но и во многих богатых  регионах.

     Во-первых, не все страны и регионы готовы использовать возможности глобализации. В сферу глобализации вовлекаются  те участки национальных  экономик, которые связаны с электронными технологиями. Затраты на создание виртуальных компьютерных сетей являются высоким барьером капитальных затрат или объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный глобальный рынок.

     Во-вторых, это административные барьеры для фирм из других стран в виде субсидирования ряда отраслей (сельское хозяйство), более высокие экологические нормы, неформальные связи между участниками глобальных сетей. Барьерами входа являются и затраты на рекламу, в частности в сети Интернет.

     Таким образом, глобализация и сетевые информационные технологии усиливают барьеры входа новых фирм в перспективные отрасли и технологии, т.е. создает дополнительные, трудно улавливаемые антимонопольными законами барьеры эффективной конкуренции.

     Глобализация в целом воспринимается многими ее исследователями скорее отрицательно. Спектр оценок глобализации включает как нейтральные оценки глобализации как объективного процесса с позитивными и негативными эффектами, так и полное неприятие как «формы установления нового мирового порядка, мировой финансовой капиталократии» и т.п. негативное отношение к глобализации отражает тот факт, что глобализация дает существенные преимущества наиболее сильным участникам международной конкуренции, в то время как остальные государства в силу множества объективных и субъективных причин таких преимуществ не получают.

 

  1. Конкуренция в современной экономике России

     2.1 Анализ конкурентной  среды

 

     Оценивая  качество конкурентного климата  в целом, можно сделать вывод, что за последние три года он не улучшился, а напротив, ухудшился по целому ряду показателей. Безусловно, есть отрасли, которые демонстрируют положительную динамику. Например, динамичное развитие конкуренции на рынке сотовой связи в последние 10 лет предоставило россиянам новые возможности для коммуникации. При этом услуги сотовой связи оказываются по более чем приемлемым ценам и довольно высокого качества. Достаточно сказать, что с 2000 по 2009 стоимость минуты разговора по мобильному телефону снизилась в 8 раз. При этом цены в России на эту услугу остаются одними из самых низких в мире.

     Развитие  розничной торговли за последние  годы предоставило совершенно новое  качество услуг торговли: удобство, кардинальное увеличение ассортимента товаров. Положительные тенденции  очевидны и в производстве мяса и  мясной продукции – благодаря поддержке со стороны государства в этот сегмент продовольственного рынка устремилось значительное количество инвесторов. Как результат – заметное сокращение импорта и стабилизация цен. Так, несмотря на колебания цен на мировых рынках мяса, цены на свинину, курицу и говядину последние 2 года в России оставались стабильными.

     Приведенные примеры наглядно демонстрируют  преимущества конкуренции для потребителей – это выбор, качество и цены.

     При этом все же большинство товарных рынков в нашей стране пока что сложно назвать конкурентными.

     Это касается в первую очередь добычи полезных ископаемых, особенно - топливно-энергетических, нефтепереработки, химического производства и металлургии. Рентабельность в  этих отраслях в разы превышает средний показатель по экономике. При этом различие это устойчивое и стабильно в последние годы и не зависит от колебаний цен на мировых рынках. При среднем уровне рентабельности в российской экономике (данные Росстата) от 14% (2007 г) до 11% (2010г.), рентабельность добычи полезных ископаемых колеблется в диапазоне 30-40%. Производство нефтепродуктов - 22-28%, химическое производство - 18-19%, металлургия – 19-33%. Учитывая, что компании в таких отраслях – участники конкуренции, необходимо на территории Российской Федерации обеспечить соответствующие условия конкуренции. Это можно обеспечить за счет снижения имеющихся административных барьеров, а также, при необходимости, пересмотрев меры внешнеторгового регулирования, либо возложить на таких участников рынка определенные поведенческие условия.

     Среди проблемных рынков обращает на себя внимание и строительный сектор. Рынки строительства  – региональные, но учитывая чрезвычайно  длительные и сложные процедуры  согласования объектов строительства, конкуренция ведется в кабинетах чиновников – за получение эксклюзивных условий, укороченных сроков согласований, различных преимуществ, а не на стройплощадке – лучшее качество и более низкие цены. Работа по снижению барьеров в строительстве является одной из наших приоритетных задач, однако этого недостаточно. Необходимо более плотное включение в этот процесс регионов и снижение барьеров на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.

     Важнейшие причины низкого уровня конкуренции  в этих отраслях – высокие барьеры  входа на рынки, нередко формально или неформально поддерживаемые государственными органами или их сотрудниками. Проблемы такого рода есть не только в строительстве, но и в отраслях топливно-энергетического комплекса: от получения разрешения на добычу до заключения договора на транспортировку нефти.

     По  данным ФАС (федеральная антимонопольная служба) России основные рынки полезных ископаемых характеризуются высоким уровнем концентрации капитала (в частности, в 2008 г. коэффициент рыночной концентрации по нефти – 35%, по газу – 69%, по железной руде – 58%). При этом доля малых нефтедобывающих компаний в отрасли за последние 10 лет сократилась в 2 раза с 10% до 5%. Для сравнения: в США доля малых нефтедобывающих компаний доходит до 50%. А ведь это фактор не только развития конкуренции, но и роста производительности труда: в секторе добычи полезных ископаемых она в несколько раз ниже, чем в среднем по экономике (по данным Росстата: в 2006-2008 гг. – 2,5, 2,3 и 0,7% при средней по экономике 7,7 и 5% соответственно). Проблема заключается в том, что в России их ниша, по сути, пустует, в отличие от ситуации в других странах. Во всем мире они, как правило, работают в выработанных месторождениях, на низкобюджетных скважинах. В нашей стране этому препятствуют высокие административные барьеры (в том числе, строительство и обустройство месторождений), проблемы с подключением к нефтетранспортной инфраструктуре.

Информация о работе Конкурентноспособность РФ