Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:18, доклад
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием - рынок.
Рынок - место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется каксфера товарного обращения.
Введение
Глава 1.
Конкуренция и ее виды
§ 1.
Сущность и функции конкуренции
1.1
Понятие, условия возникновения конкуренции
1.2.
Функции конкуренции
§ 2.
Виды конкуренции
Глава 2.
Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
§ 3.
Совершенная конкуренция
§ 4.
Монополистическая конкуренция
§ 5.
Олигополия
§ 6.
Чистая монополия
Глава 3.
Конкуренция в рыночной экономике
Заключение
Список использованной литературы
|
||||
Глава 1. |
Конкуренция и ее виды |
|||
§ 1. |
Сущность и функции конкуренции |
|||
1.1 |
Понятие, условия возникновения конкуренции |
|||
1.2. |
Функции конкуренции |
|||
§ 2. |
Виды конкуренции |
|||
Глава 2. |
Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции |
|||
§ 3. |
Совершенная конкуренция |
|||
§ 4. |
Монополистическая конкуренция |
|||
§ 5. |
Олигополия |
|||
§ 6. |
Чистая монополия |
|||
Глава 3. |
Конкуренция в рыночной экономике |
|||
Заключение |
||||
Список использованной литературы |
||||
Введение
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Рынок - место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется каксфера товарного обращения.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
По определению классической
школы, конкуренция есть
По Карлу Марксу, конкуренция - это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы.
Глава 1. Конкуренция и ее виды.
§ 1. Сущность и функции конкуренции.
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
Конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросычто? как? для кого производить?
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
Конкуренция представляет собой
соперничество субъектов
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Основные условия
1. полная хозяйственная
(экономическая)
2. полная зависимость
товаропроизводителя от
3. противостояние всем
другим товаропроизводителям в
борьбе за покупательский
Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
1.2. Функции конкуренции.
1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
2. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
§ 2. Виды конкуренции.
- 2 -
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция -
Межотраслевая конкуренция -- это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
- 2 -
§ 3. Совершенная (чистая)
К совершенной (чистой) конкуренции
· внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;
· межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое
количество покупателей и
2. тождественная,
3. свободный доступ к
рынкам новых продавцов и
4. наличие полной и
доступной информации для
Позитивные явления
1) снижение издержек;
2) быстрое внедрение НТП;
3) гибкое приспособление к спросу;
4) высокое качество продукции;
5) препятствие к завышении цен.
Негативные явления
1) разорение многих субъектов рыночной экономики;
2) анархия и кризис производства;
3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4) экологические нарушения.
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 1.1.)