Конкуренция в системе бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей деятельности.

Однако, основное содержание понятия «конкуренция» - это борьба за потребителя.

Формы конкуренции:
Внутриотраслевая – это конкуренция между товаропроизводителями одной отрасли, когда предприятие с более высокой производительностью труда получает дополнительную прибыль, а технически и организационно отставшие предприятия теряют часть индивидуальной стоимости товаров и разоряются.
Межотраслевая – это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Содержание

Типы конкурентного поведения фирм…………………………………3
Обоснование необходимости антимонопольного регулирования…..8
Методы недобросовестной конкуренции………………………………11
Список используемой литературы……………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в системе бизнеса.docx

— 35.05 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Марийский государственный университет»

Кафедра организации и управления в АПК 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по основам бизнеса 

на тему: «Конкуренция в системе бизнеса» 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила:

         студентка ИЭУиФ з/о

                                                                  ФК-21

                                                                                Романова М.Н. 

                                                                         Проверил:

                                                                                     ст. преподаватель

                                                                              Чернова Т.А. 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола

2010

Содержание

  1. Типы конкурентного поведения фирм…………………………………3
  2. Обоснование необходимости антимонопольного регулирования…..8
  3. Методы недобросовестной конкуренции………………………………11
  4. Список используемой литературы……………………………………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Типы  конкурентного поведения  фирм

     Конкуренция – это борьба между производителями  или поставщиками за наиболее выгодные условия производства и сбыта  в целях достижения лучших результатов  своей деятельности.

       Однако, основное содержание  понятия  «конкуренция» - это борьба за  потребителя.

     Формы конкуренции:

  • Внутриотраслевая – это конкуренция между товаропроизводителями одной отрасли, когда предприятие с более высокой производительностью труда получает дополнительную прибыль, а технически и организационно отставшие предприятия теряют часть индивидуальной стоимости товаров и разоряются.
  • Межотраслевая – это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

     Различают три типа конкурентного поведения:

  1. Креативное. Действия предпринимателей направлены на создание новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, новые технологии и организация производства, новые формы сбыта и др.)
  2. Приспособленческое. Действия предпринимателя направлены на учет новшеств у конкурента, на попытку определить, если это возможно, действия соперников, связанные с модернизацией производства и обращения. Главным является копирование в возможно более сжатые сроки достижений соперника.
  3. Обеспечивающее (гарантирующее). Действия предпринимателей направлены на сохранение на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет снижения цен, улучшения качества, видоизменения ассортимента, оказания гарантийных и других услуг, связанных с потреблением их продукции.

В реальной действительности эти типы конкурентного  поведения часто переплетаются или сменяют друг друга. Типы конкурентного поведения применяются предпринимателями в зависимости от избираемых методов конкурентного соперничества.

          Отмеченные типы конкурентного  поведения зависят от методов  конкуренции. Существует два основных метода:

1. ценовая;

2. неценовая конкуренция.

        Ценовая конкуренция – это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости.

         Неценовая конкуренция связана с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров.

         В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условиях конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.

        Конкурентная стратегия – это концепция и подчиняемая ей система действий предпринимательской фирмы, направленные на достижение её конечных целей.

        Изначально конечной целью любой  фирмы являлась монополизация  рынка товара для максимизации  доходов. В современных условиях  фирмы осуществляют полистратегический  поиск, то есть применяют в  своей деятельности две стратегические установки:

- на  монополизацию рынка;

- на  интеграцию своей деятельности  в единый процесс функционирования  рынка.

       Монополизация рынка в целом  направлена на устранение конкурентов.  Интеграция – на стабилизацию  своего положения путем уменьшения  степени своего риска за счет долго- и краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в различных формах.

        Стратегия интеграции применяется  предпринимателями в единстве  со стратегией монополизации.  Выбор той или иной стратегии  или сочетание стратегий осуществляются  в зависимости  от ролевой  и содержательной функции фирмы  в процессе конкурентного взаимодействия.

В соответствии с ролевой функцией фирмы выделяются:

  1. Лидеры (40% рынка);
  2. Претенденты на лидерство (30% рынка);
  3. Ведомые (20% рынка);
  4. Новички (10% рынка).

        Лидеры должны постоянно следить  за другими лидерами и претендентами на лидерство, применять различные приемы обороны, чтобы сохранить свое положение.

        Претенденты на лидерство обладают  значительным потенциалом, у многих из них монополистические притязания по отношению к тем, кого они пытаются догнать и между собой.

      Ведомые не конкурируют с представителями  первой и второй групп, в  основном копируют путь других  фирм.

       Новички озабочены поиском рыночной  ниши и закреплением в ней.  Ниша должна быть достаточных размеров и прибыльности, давать возможность роста и не вызывать интереса более крупных и сильных конкурентов.

     В соответствии с содержательной  функцией  предпринимательской фирмы принято выделять следующие типы конкурентов:

  1. Виолент – компания, занимающая 15% и более федерального рынка и являющаяся одним из его безусловных лидеров.

Фирмы-виоленты -  фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологией. Виоленты занимаются крупносерийным и  массовым выпуском продукции для  широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Предприятия-виоленты принято делить на три основные разновидности: «львы», «слоны», «бегемоты».

В своем  развитии обычно проходят три стадии:

  • Львы – первая стадия в развитии. Предприятия быстро растет, благодаря рыночному успеху основной продукции с узкой номенклатурой. Как правило, возглавляет технический прогресс в своей отрасли.
  • Слоны – вторая стадия развития, при которой размеры становятся наибольшими. Стабильность всех показателей. Развивается диверсификация производства, стремление к захвату новых рынков. Наибольшие затраты на рекламные компании и на оснащение массового производства. Приобретение лицензий, организация новых производств. Основные доходы от инноваций получает именно слон, приобретая интеллектуальную собственность у других предприятий.
  • Бегемоты – финишная стадия развития виолента. Развитие приостанавливается. Множится бюрократический аппарат, становясь неуправляемым. Накапливается технологическое отставание, распыление средств по многим направлениям.

Виоленты  производят основную часть продукции  всей промышленности, хотя их число  составляет не более 2% от всех предприятий. Их обвиняют в бюрократии, инерционности, равнодушию к потребителю и т.п.

  1. Предприятия-патиенты разрабатывают и выпускают продукцию для узкого круга клиентов, со специализированными характеристиками высокого качества. Предприятия контролирует узкий сегмент рынка, не стремясь к диверсификации. Оборудование специализированное и кадры высокой квалификации обеспечивают существенные конкурентные преимущества и относительно высокие цены.
  2. Предприятия-коммутанты располагают универсальным дешевым оборудованием и персоналом с низкой квалификацией. Сложные технологические процессы им недоступны. Они стремятся размещать заказы на других предприятиях и приобретать комплектующие изделия, минимизируя вклад своего производства в затраты на выпуск товара. Коммутанты изучают свой местный рынок, выявляя мелкие сиюминутные потребности. Их преимущество – оперативность, готовность мгновенно менять свое производство, что недоступно и невыгодно крупным фирмам. Коммутанты за рубежом заняты в сфере услуг, в сельском хозяйстве и местном производстве. В России – акцент на торговлю и услуги.
  3. Предприятия-эксплеренты специализируются в создании инноваций. Они аккумулируют кадры самой высокой квалификации. Они самые малочисленные, вплоть до одного работника, и самые бедные. Основная часть новшеств, знаменующих технический прогресс, причем обладающих наиболее существенной новизной, создана именно эксплерентами, на примитивной материальной базе. Роскошные лаборатории гигантских предприятий отстают в созидании интеллектуальной собственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Обоснование необходимости антимонопольного регулирования

          Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

          Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

         В Законе “О конкуренции” (1991 г.) доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:

  • хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, его положение признается доминирующим;
  • доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;
  • доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, и соответственно, на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке соответствующей продукции в размере более 65% имеют такие компании, как “Газпром”, РАО “ЕЭС”, “Норильский никель”, “Аэрофлот” и др.

         Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.

        Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

Информация о работе Конкуренция в системе бизнеса