Конкуренция среди банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

В рамках данной работы предлагается рассмотреть роль конкуренции среди банков, поэтому была выделена данная цель. Чтобы добиться данной цели, нужно решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию конкуренция.
2. Определить механизм регулирования производства.
3. Узнать принципы и влияние кредита на клиента.
4. Проанализировать банки Омска.
5. Сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

Реферат Власовой.docx

— 746.01 Кб (Скачать)

Введение 

     Говоря  о конкуренции в банковском секторе  России, мы можем констатировать, что  развитие реального сектора и  самой банковской системы, обусловили ее возникновение и ускоренное развитие за последние несколько лет. Борьба за клиента ведется жесткая, и банками используются самые разные инструменты конкурентной борьбы.

     С экономической точки зрения конкуренция представляет собой способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова, то есть лучших вариантов решения технико-технологических, организационных и собственно экономических проблем, которые стоят перед каждым предпринимателем. При этом критерием эффективности, в конечном счете, выступает прибыльность дела. В этом и сила, и ограниченность данного критерия. Другими словами, то или иное новое решение названного рода проблем будет восприниматься предпринимателем как лучшее из имеющихся, если оно сулит ему увеличение доходов и прибылей.

         В рамках данной работы предлагается рассмотреть роль конкуренции среди банков, поэтому была выделена данная цель. Чтобы добиться данной цели, нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение понятию конкуренция.
  2. Определить механизм регулирования производства.
  3. Узнать принципы и влияние кредита на клиента.
  4. Проанализировать банки Омска.
  5. Сформулировать выводы.

   Проблемный  вопрос, который я бы хотела поставить  в данной работе, – это узнать: какова роль конкуренции на сегодняшний  день среди банков.

Перед началом работы я для себя выделила следующие гипотезы:

  1. Роль конкуренции низкая, и никто в ней не заинтересован.
  2. Конкуренция играет высокую роль, и она актуальна.

1. Конкуренция

1.1. Формы  конкурентной борьбы 

     Конкуренция – это соперничество субъектов  рыночной экономики по поводу лучших условий производства и реализации товаров.

     Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:

-    все субъекты обособлены друг от друга на основе определенной

     форме собственности;

-   зависимость субъектов рыночной экономики от рыночной

     конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен);

-    несогласованность интересов покупателей и продавцов.

     Конкурентная  борьба является внутренним источником развития рыночной экономики, то есть конкурентная борьба способствует обеспечению общего экономического равновесия и экономического спроса.

     Экономическое равновесие - такое состояние, когда  совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному  предложению по объему и по структуре.

     Экономический рост - увеличение объема производства во времени.

     Различают следующие формы конкурентной борьбы:

  1. Внутриотраслевая;
  2. Межотраслевая.

   1) Внутриотраслевая охватывает все  отрасли, занятые одним видом  товаров. Выявляются общественно-необходимые  затраты на производство данного  товара. Это затраты, связанные  с общественными условиями производства, то есть формируется рыночная  цена.

   2) Межотраслевая – это конкурентная  борьба между отраслями за  наиболее выгодное применение  капитала. Общественно-необходимые  затраты не одинаковы. Норма  прибыли также неодинакова. Из  тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, так как невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал). Межотраслевая конкурентная борьба приводит к образованию средней (общей) норме прибыли, то есть образуется цена производства (издержки производства (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства производства) + средняя прибыль на капитал).

     Конкуренции также бывают: совершенные и несовершенные.

      Совершенная конкуренция  - это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

     Признаки  совершенной конкуренции:

- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

- однородность и делимость продаваемой продукции;

- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

- высокая мобильность факторов производства;

- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

     В случае, когда хотя бы один признак  отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти  признаки искусственно удаляются с  целью занятия монопольного положения  на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Конкурентная  стратегия и механизм рыночного  регулирования

производства 

     Конкурентная  стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию  в отрасли — то есть на главной  арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и  выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые  определяют конкурентную борьбу в отрасли.

     Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки  зрения долгосрочной прибыльности, а  также факторами, которые ее определяют. Не все отрасли обладают равными  возможностями для того, чтобы  оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне  присущая отрасли прибыльность является также существенной составляющей прибыльности отдельно взятой компании. Второй центральный  момент в выборе стратегии конкуренции  — это факторы, определяющие относительную  конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного  прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли.

     Выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учетом обоих моментов, каждого в отдельности из них  недостаточно. Даже если компания работает в весьма привлекательной отрасли, ее прибыль может оказаться недостаточно высокой из-за неверно выбранной  конкурентной позиции. И наоборот, если компания, занимающая исключительную позицию на рынке, работает в совершенно недоходном бизнесе, все усилия по укреплению этой позиции могут оказаться бесплодными. Оба момента, определяющие выбор стратегии конкуренции, динамичны по своей природе: привлекательность отрасли и прибыльность компании могут со временем изменяться, неприбыльные отрасли и компании становятся прибыльными и наоборот; то же касается и конкурентной позиции компании — она меняется, отражая непрекращающуюся борьбу соперников. Каким бы длительным ни был период стабильности на рынке, неожиданный конкурентный ход кого-нибудь из участников может разом дестабилизировать весь рынок.

     Конкуренцию среди различных предприятий  должно что-то регулировать, и это что-то является хозяйствующий механизм. Хозяйственному механизму свойственна "ячейковая" организация, которая охватывает  все производственное пространство сети самоорганизующихся информационно-решающих центров,  а также сообщество, которых создает систему, способную к выбору решений и действиям глобального характера. Это придает механизму свойства гибкости, приспособляемости и устойчивости. Хозяйственный механизм как сеть информационно-решающих центров способен снимать информацию с любой точки и наделять информацией любую точку общественного хозяйственного пространства, обеспечивая тем самым движение информации и выраженных в ней решений по всему общественному хозяйству.

     Основными структурными элементами хозяйственного механизма являются хозяйствующие  субъекты и отношения, которые хозяйствующие  субъекты устанавливают и поддерживают между собой. В процессе взаимодействия они вступают в товарно-денежные отношения, поэтому элементами механизма  также является капитал - как фактор воспроизводства хозяйствующих  субъектов, конкуренция - как способ хозяйствования субъектов, а рынок - как общественная система агентов-конкурентов. 
 
 

2. Ссудный  капитал 

     Самая важная часть в рыночной конъюнктуре – это ссудный капитал. Ссудный капитал — это своеобразный товар, потребительная стоимость которого состоит в способности приносить доход в форме процент, а так же он является оплатой этой его способности.

     А так же ссудный капитал — особый вид капитала, отличающийся от промышленного  капитала и торгового капитала. С  его образованием произошло раздвоение капитала на капитал-собственность, который  передаётся во временное пользование  с целью получения процентов, и капитал-функцию, который вкладывается в предприятия с целью извлечения прибыли.

       Источниками ссудного капитала  являются:

     1)   Собственный капитал денежных предпринимателей, которые не занимаются производственной деятельностью;

           2) Свободный капитал функционирующих предпринимателей (временный свободный капитал);

               -зарплата;

              - прибыль.

           3)      Свободные денежные средства населения (через банки);

           4)      Свободные денежные средства государственного бюджета.

       Движение ссудного капитала отличается от движения функционирующего капитала. Ссудный капитал постоянно находится в денежной форме, так как связан с предоставлением денежного капитала в ссуду и её возвратом с процентами. Создаётся видимость, будто деньги по своей природе могут приносить прибыль. В действительности источником прибыли и процента как её части является прибавочная стоимость. Это движение ссудного капитала выполняется определенным кредитом. Этот кредит бывает краткосрочным и долгосрочным.  

3. Капитал  банка

3.1.Формы кредита 

     Банковский  кредит — денежная ссуда, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента

     Коммерческий  кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм. Современный  коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями  друг другу.

     Потребительский кредит предоставляется непосредственно  домашним хозяйствам. Его объектами  являются товары длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили и т.п.). Он выступает или в форме продажи  товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. При  этом взимается довольно высокий  реальный процент.

    Ипотечный кредит - это долгосрочный кредит под залог недвижимости.

     Межгосударственный  кредит – это совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми  организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности  и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых  к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика. 
 
 
 

3.2. Виды  и капитал банков 

     Зная  принципы кредита и влияние кредита, теперь нужно знать виды банков и  капиталы банка.

     Центральный  банк  в большинстве стран принадлежит  государству. Но даже если государство  формально не владеет его капиталом  или владеет частично, центральный  банк выполняет функции государственного органа.

Информация о работе Конкуренция среди банков