Конкуренция как условие эффективности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить конкуренцию, как условие эффективности экономики.
Задачи работы:
– изучить теоретический аспект конкуренции как условия развития экономики;
– раскрыть зарубежный опыт развития конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект конкуренции как условие эффективности экономики..5
1.1 Экономическая сущность конкуренции………………………………………..5
1.2 Конкуренция как условие эффективности экономики……………………......7
2 Зарубежный опыт развития конкуренции………………………………………11
3 Развитие конкуренции в России…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

конкуренция.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 1.1 - Оценка уровня развития малого предпринимательства в Российской Федерации в 2011 г.

 

В то же время произошло  сокращение среднесписочной численности  занятых на МП (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера): после роста, зафиксированного во втором и третьем кварталах 2011 года, в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом данный показатель сократился на 0,7%.

В четвертом квартале 2011 года было также зафиксировано  сокращение темпов прироста объемов оборота малых предприятий: прирост объемов оборота в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом снизился на 3,6%. В конце 2011 года также сократились темпы прироста объемов инвестиций в основной капитал на малых предприятиях: если во втором квартале 2011 года темп прироста показателя составил 146,9%, а в третьем квартале 123,3%, то в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом – уже 112,1%. Указанные изменения показателей, характеризующих сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в четвертом квартале 2011 года.

На 1 января 2012 г., по данным таблицы 3 число зарегистрированных малых предприятий в целом  по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц (Таблица 1.2).

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения, в % от среднего по РФ

РФ

199,1

100

Центральный

221,0

111,0

Северо-Западный

232,6

116,8

Южный

174,7

87,8

Приволжский

194,4

97,7

Уральский

91,5

46,0

Сибирский

232,2

116,6

Дальневосточный

214,3

107,6

 

Таблица 1.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2012 г.

 

Наиболее высокое число  зарегистрированных МП на 100 тыс. человек  действует в Северо-Западном федеральном округе – 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ – 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя). Наименьшее число малых предприятий на 100.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Конкуренция и сотрудничество как  составляющие рыночного механизма  содействуют динамическому развитию производства и приводят к благосостоянию общества.

В данной работе представлен анализ таких составляющих рыночного механизма как конкуренция и сотрудничество. Детально рассмотрена эволюция теоретических взглядов на конкуренцию. Причем большое внимание было уделено наиболее целостным теоретическим положениям о движущих силах конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные формы конкуренции и влияние каждой из них на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя, отрасли и всей страны на мировом рынке, в частности для российской экономики.

В данной работе конкуренция выступает  не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнерская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом - «сотрудничество».

Нельзя не отметить тот факт, что  конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать  выводы о важности таких механизмов регулирования рынка, как конкуренция и сотрудничество.

При ценовой конкуренции, когда установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

   Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке; конкуренция между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Азоев Г.Л.. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2011 г.
  2. Внешняя торговля. Сотрудничество и конкуренция. №4. 2011.5стр.
  3. Вильсон Д., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики, 2011, № 1.
  4. Государственное регулирование экономики / под ред. Пирогова С.В., Иванченко М.В., М., РАН институт экономики, 2010.
  5. Ершов В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета, 2010,  1 февраля.
  6. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм и приватизация // Экономист, 2011, № 6.
  7. Мирошниченко А.Н. Обуздаем ли монополии // Российская газета, 2010, 9 июля.
  8. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // МЭ и МО, 2011,  № 7.
  9. Николенко Н.П. Состояние естественных монополий в России // Мировая экономика и международные отношения, 2010, №2
  10. Отчёт о деятельности ведущих предприятий Иркутской области за 2010 год, 2011 г., с.4-19
  11. Таллызина Т.А. Основные аспекты рынка монополий // Вопросы экономики, 2010, №10.
  12. Хайман В.М. Современная микроэкономика: анализ и применение, М. Инфра–М., 2010.
  13. Шаахов В.В. Некоторые итоги деятельности монополий России // Экономические науки 2009 г. №2
  14. Экономика, Эффективная конкуренция. 2011 г. №5, 21 стр.

Информация о работе Конкуренция как условие эффективности экономики