Конкуренция как условие эффективности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить конкуренцию, как условие эффективности экономики.
Задачи работы:
– изучить теоретический аспект конкуренции как условия развития экономики;
– раскрыть зарубежный опыт развития конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект конкуренции как условие эффективности экономики..5
1.1 Экономическая сущность конкуренции………………………………………..5
1.2 Конкуренция как условие эффективности экономики……………………......7
2 Зарубежный опыт развития конкуренции………………………………………11
3 Развитие конкуренции в России…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

конкуренция.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Фирмы должны не только реагировать  на изменения структуры отрасли  и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли. Позиция в отрасли – это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только её продукция или то, на кого она рассчитана.

Позицию в отрасли  определяет конкурентное преимущество.

 В конечном счете, фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на 2 основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт большую прибыль.

Избранная фирмой конкурентная стратегия  определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Нововведение ведёт к смене  лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

 

 

2. Зарубежный опыт развития конкуренции

 

 

Основными факторами  развития конкуренции в развитых странах являются инвестиции в экономику и инновационные разработки, поэтому в работе основное внимание уделено рассмотрению методов, предполагающих создание условий для активизации инвестиционного процесса в России, создание инновационной стратегии развития НИОКР, оказание селективной поддержки преференциальных отраслей национальной экономики. В диссертации проанализированы основные методы создания конкурентных преимуществ, используемые в промышленной, структурной, налоговой, региональной политике развитых стран (США, Япония, Германия, Франция) и возможность их применения в России.

Наконец, проведение реструктуризации экономики и политики защиты конкуренции, создание национальных финансово-промышленных групп при административном контроле над выполнением положений антимонопольного законодательства являются необходимым условием роста конкурентоспособности национальной экономики России. Все перечисленные методы направлены на создание наиболее благоприятных макроэкономических условий, которые позволяют наращивать национальные конкурентные преимущества, и способствуют динамичному переходу от конкуренции цен к конкуренции технологических процессов.

При анализе инвестиционного  фактора автор обращается к опыту  развитых стран с рыночной экономикой, используемым методам ТНК привлечения и размещения инвестиций в принимающих странах, соотношением прямых и портфельных инвестиций на Западе. Вместе с проблемой привлечения иностранного капитала возникает вопрос о проникновении иностранного капитала в те отрасли, которые представляют национальную безопасность. Реакция принимающих стран на экспорт капитала проявляется в усилении протекционистских мер из-за боязни политического давления или потери контроля над традиционными рынками сбыта. С другой стороны, существует конкуренция за приток иностранного капитала между развивающимися странами, у которых возникает потребность в дополнительных капиталовложениях для развития промышленности и обеспечения условий экономического роста. Соблюдение национальных интересов развития конкурентоспособных отраслей с использованием зарубежных источников для стимулирования инвестиционного процесса и обеспечение национальной экономической безопасности, безусловно, принадлежит регулирующей роли государства. Еще одним принципиальным вопросом для привлечения иностранных инвестиций является обеспечение условий равной конкуренции, а именно соблюдения национального режима: равного подхода к отечественным и иностранным инвесторам. Регулирование деятельности" иностранных инвесторов на территории принимающей страны регулируется в основном национальным законодательством, постановлениями и административными нормами, предназначенными для всех.

В передовых странах  вмешательство государства в  процесс осуществления иностранных капиталовложений происходит в следующих случаях: первое, когда иностранные инвестиции могут нанести ущерб внутренней конкуренции, при захвате иностранным конкурентом ведущего предприятия в отрасли в данной стране; второе, когда в стане происхождения иностранной фирмы ограничен доступ к рынку или когда эта страна практикует несправедливые методы торговли и вложения капитала с точки зрения международных правил. В целом, значительный объем прямых иностранных инвестиций (портфельные инвестиции в основном пассивны и не оказывают влияния на управление предприятием) служит тревожным сигналом, поскольку указывает на то, что национальная экономика не обладает конкурентоспособным сектором, ее фирмы во многих отраслях не могут защитить свои позиции на рынке против иностранных фирм. Присутствие иностранных инвестиций, в целом, способствует развитию экономики, созданию дополнительных рабочих мест, снятию социальной напряженности, но при этом свидетельствует о том, что страна по темпам совершенствования промышленности отстает от иностранных конкурентов. Иностранные инвестиции, поступающие в страну, никогда не решают проблем обеспечения конкурентоспособности. Однако положительный эффект иностранных инвестиций может проявиться в усилении конкуренции, что будет стимулировать национальных производителей к росту производительности труда и совершенствованию технологии.

Политика в отношении  иностранных капиталовложений - проявление государственной стратегии в  отношении глобальной конкуренции, защиты национального суверенитета от иностранного воздействия на промышленность страны. По мнению автора, основными направлениями использования иностранного капитала для развития экономики России могут стать расширение и диверсификация экспортного потенциала. Развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях в регионах с богатыми трудовыми и природными ресурсами ведет к расширению инфраструктуры, транспорта и средств связи, что тесно связано с процессом продвижения российских товаров и технологий на внешние рынки и освоением передовых форм организации производства. В настоящее время объем иностранных инвестиций в Россию по сравнению с движением международного капитала остается незначительным.

Стимулирование инвестиционного  процесса можно осуществлять за счет внутренних источников финансирования, с использованием таких рычагов  управления финансовыми потоками как целевые инвестиционные программы, налоговые и инвестиционные льготы, политика ускоренной амортизации, которые рассмотрены в работе на примере опыта проведения налоговых реформ и совершенствования амортизационной системы в США и Японии. Использование зарубежного опыта проведения амортизационной политики для стимулирования конкурентоспособных отраслей экономики имеет большое значение, поскольку возможности внешнего и внутреннего финансирования ограничены. В настоящее время в России учетная функция амортизационной системы превалирует над ее стимулирующей ролью. Фактическая ценность ускоренной амортизации для предприятия - отсрочка погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку первые годы значительная часть прибыли направляется на покрытие расходов по амортизации и, таким образом, избегает налогообложения. Отложенный налог в условиях рыночной экономики означает беспроцентный, необеспеченный заем на определенный срок, предоставленный налогоплательщику государственным бюджетом. Политика ускоренной амортизации имеет два важных последствия для экономики: стимулирование технических нововведений, которое сокращает срок службы прежнего оборудования, и повышение себестоимости выпускаемой продукции. В условиях кризиса и отсутствия всякого контроля со стороны государства в России за целевым использованием амортизационного фонда, его природа была деформирована: из фонда воспроизводства капитала он стал в значительной степени фондом текущего дохода, используемого как источник заработной платы или сокрытой от налогообложения прибыли. Обеспечению целевого использования амортизации могло бы способствовать законодательное обеспечение процесса накопления амортизационных отчислений на специальных субсчетах, исключающее их необоснованное отвлечение в сферу обращения или непроизводственного потребления. Прекращению оттока капитала из производства служит введение контроля над импортом (предотвращение заключения фиктивных импортных контрактов); введение порядка экспортных расчетов только за национальную валюту.

Проводимая в России политика по облегчению налогового пресса, улучшению собираемости налогов, снижение ставок коммерческих кредитов приведет к оздоровлению финансов предприятий и создаст возможности для роста накопления. Для улучшения инвестиционного климата предстоит создать импульсы для преодоления подавленности функции сбережения и восстановление инвестиционных мотиваций у хозяйствующих субъектов, в частности путем более жесткого разделения налоговой политики в отношении непроизводительно используемых средств и производственных вложений, в отношении личного потребления и инвестиций.

Опыт западных стран  и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с крупными иностранными компаниями и транснациональными корпорациями только в том случае, если он будет сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения.

 

3. Развитие  конкуренции в России

 

 

Эксперт McKinsey & Company А.Резникович  опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги»  любопытную статью: «Монополистическое отечество в опасности». Главный  ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».

При этом приходится отдавать себе отчет  в том, что «Вообще для российской экономики монополизация — исторически закономерное явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».

Поэтому не случайно, что «…все  более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».

Если добавить к этому, что «…роль судебной системы, контролирующей исполнение контрактов, взяли на себя бандиты», то становится ясно, почему «новым компаниям  тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает  сам институт предпринимательства».

Необходимо также обозначить еще  одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром  и крупнейшим работодателем, фирма  не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).

В силу обозначенных причин, «уровень безработицы» в самом неблагополучном по этому показателю в регионе России в 14 раз превышает безработицу в самом благополучном».

А рынок рабочей силы оказывает  заметное влияние на экономику в  целом. Так, по мнению ряда экспертов, высокая мобильность рабочей силы в США — одна из основных причин того, что экономика страны растет быстрее, чем в государствах Западной Европы.

Последствия перечисленных тенденций  неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве).

Достигнутый уровень  развития малого предпринимательства  наглядно отражают данные государственной  статистики.

Доля субъектов малого предпринимательства в объеме выручки  от реализации продукции (работ, услуг) по Ангарскому муниципальному образованию достигла 24%.

Число зарегистрированных малых предприятий в целом  по РФ в четвертом квартале 2011 года по сравнению с третьим кварталом 2011 года немного увеличилось: рост показателя составил 0,4% (Таблица 1.1).

 

Показатель

1 квартал

2011

2 квартал

2011

в% к 1 кварталу 2011

3 квартал

2011

В % к 2 кварталу 2011

4 квартал 2011

В % к 3 кварталу 2011

Число предприятий, тыс. ед.

287,0

286,2

99,7%

281,7

98,4%

282,7

100,4%

Численность работников списочного состава, (без внешних  совместителей) тыс. человек

6069,3

6220,9

102,5%

6262,6

100,7%

6217,1

99,3%

Оборот,

млн.рублей

2072852,2

2550146,7

118,6%

2751906,9

106,1%

2718577,6

96,4%

Инвестиции в основной капитал, млн.рублей

47895,8

72959,01

146,9%

91500,2

123,3%

105031,9

112,1%

Информация о работе Конкуренция как условие эффективности экономики