Конкуренция как метод саморегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:05, реферат

Описание работы

Цель – раскрыть понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.

Задачи:

- раскрыть понятие конкуренции;

- изучить основные составляющие и виды конкуренции;

- определить механизм ценообразования при различных типах конкуренции

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкуренции и ее основные составляющие 7
2. Виды конкуренции 14
3. Ценообразование при различных типах конкуренции 16
Заключение 20
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Конкуренция как метод саморегулирования.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       4. Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса).

       5. Разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.

       Определенный  вклад в развитие Теории конкуренции  Адама Смита внесли Д.Рикардо, Д.С.Миаль, Дж.Робинсон, Дж.Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек, Ф.Найт, К.Р.Макконнелл, СЛ.Брю, М.Портер, Г.Л.Азоев, Ю.И.Коробов, Л.Г.Раменский, Д,Ю. Юданов и др.                                                               

       Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами.   "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", — считает современный американский экономист П.Хайне.                                               

         Ф.Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

       К.Р.Макконелл  и С.Л.Брю считают, что конкуренция  — это «наличие на рынке большого числа независимых покупателей  и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его». Й.Щнтетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым.

       Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский  ученый,  Фридрих А. фен Хайек отмечает, что конкуренция — «процесс, посредством которого люди получают и передают знания». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.                           

       Конкуренция ведет к лучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

       Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных  предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.

       Сторонники  традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.

       Конкуренция — процесс доказывания правоты меньшинства новаторов.

       Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

       Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо  они мешают нам спокойно жить.

       В своей книге "Международная конкуренция" М.Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

       Г.Л.Азоев  под конкуренцией понимает соперничество  на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными  в достижении одной и той же цели,                                                                  А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

       Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей путем удовлетворения его потребностей.

       Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него.

       Функциональная  трактовка конкуренции — соперничество  старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.

       Анализ  структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы:

       а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими авторами, каждый в  своей области исследования;

       б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий – как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый – ситуацию, пятый — стремление, шестой – процесс и  т.д.;

       в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;

       г) понятия не отражают конкуренцию  как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в  заранее заданных или неопределенных условиях;

       б) понятия не увязаны с законодательством.

 

2. Виды конкуренции

       Конкуренция (лат. Concurrere - состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

       
       Конкуренция и монополия
       Параметры состояния  рынка         Конкуренция        Монополия
       Число продавцов        Много                 Один
       Барьеры входа и  выхода из рынка           Нет                Есть (нет вхождения)        
       Участие товаровладельцев в контроле над ценами          Нет        Полный  контроль

       Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношении участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

       Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

       Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:

       1) индивидуальной (один участник рынка  стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

       2) местной (ведется среди товаровладельцев  какой-то территории);                            

       3) отраслевой (в одной из отраслей  рынка идет борьба за получение  наибольшего дохода);

       4) межотраслевой (соперничество представителей  разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

       5) национальной (состязание отечественных  товаровладельцев внутри данной  страны);

       6) глобальной (борьба предприятий,  хозяйственных объединений и  государств разных стран на мировом рынке).

       По  характеру развития конкуренция  подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

       По  методам ведения рыночное соперничество  делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

       Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

       Жизнь доказала: необходимо создавать рынок  как социальный и институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. 

 

3. Ценообразование  при различных  типах конкуренции

       Рыночное  соперничество разного поведения отличается по своим результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену. Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.

       Индивидуальная конкуренция.

       Как известно, особенностью свободной конкуренции  является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.

       Первое  правило. Товаровладельцы должны учитывать  уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат.-notmftio-упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

       Второе  правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить»  равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей  для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный  доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.                                                                                           

       Смелые  и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения, изобретают и внедряют новинки техники и  технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи .

Информация о работе Конкуренция как метод саморегулирования