Конкуренция как метод саморегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:05, реферат

Описание работы

Цель – раскрыть понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.

Задачи:

- раскрыть понятие конкуренции;

- изучить основные составляющие и виды конкуренции;

- определить механизм ценообразования при различных типах конкуренции

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкуренции и ее основные составляющие 7
2. Виды конкуренции 14
3. Ценообразование при различных типах конкуренции 16
Заключение 20
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Конкуренция как метод саморегулирования.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       Содержание 

Введение 3
       1. Понятие конкуренции  и ее основные составляющие 7
       2. Виды конкуренции 14
       3. Ценообразование  при различных типах конкуренции 16
Заключение 20
Список  использованной литературы 25
 

 

       Введение

       В нашей стране сложилась очень  непростая история развития рыночных отношений. Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX— начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918— 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты. Второй раз рынок возник весной 1921 г. Проводимая Советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия: мелкие собственники и капиталистические предприниматели получили определенную свободу хозяйственной деятельности (сами распоряжались значительной частью своей продукции, оставшейся после выплаты государству налога); государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства; сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов; стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету - серебряную и медную; государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции.

       За  короткий срок новая экономическая  политика позволила добиться больших хозяйственных результатов, но с начала 30-х годов была прекращена. А рынок, как говорится, вырубили «до основании»: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установишь полное господство государственного монополизма, который  опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

       а) государство монополизировало продажу  основной массы товаров;

       б) оно выполняло также роль всеохватывающей  монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (пример, продукцию  колхозов).

       Государственный монополизм нередко отличается беспредельным произволом в установлении цен. Так, в конце 40-х и начале 50-х годов Советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для населения. Эта осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство приобретало сельскохозяйственные продукты в колхозах и совхозах, что, естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

       Со  второй Половины 50-х и до 90-х годов  государство систематически увеличивало  размер денежной зарплаты главным  образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим, завышались денежные доходы сельских жителей, поскольку врастали государственные заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народного потребления оставались стабильными. Вся система цен не учитывала действительные затраты на производство продукции. Скажем, очень низкими были цены  на многие промышленные средства производства, они были значительно меньше уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра было неспособно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары народного потребления. В итоге рыночное ценообразование, регулируемое законами спроса и предложения, было парализовано.

       Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990г. откровенно и резко заявил: «Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить.

       Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных  и вещевых рынков, где ведется  индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

       Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный и институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера.

       В данной работе отображено, какова же роль конкуренции, и как она стимулирует  повышение качества продукции предприятий, а, следовательно, является методом саморегулирования рыночной экономики.

     На  сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к проблеме повышения конкурентоспособности  и выбору стратегии в условиях конкуренции.

     Объект –  конкуренция как механизм саморегулирования рыночной экономики.

     Предмет – понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики. 

     Цель – раскрыть понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики. 

     Задачи:

     - раскрыть понятие конкуренции;

     - изучить основные составляющие  и виды конкуренции;

     - определить механизм ценообразования  при различных типах конкуренции.

     Теоретико-методологическую основу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа конкуренции, конкурентных преимуществ и стратегии. 

 

        1. Понятие конкуренции и ее основные составляющие

       Конкуренция — процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения других целей в  борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.           Конкуренция является  движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

       Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения.

       Процессы  могут быть: общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческим и производственными; обеспечивающими, преобразующими  и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.

       Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание  конкурентного преимущества.

       В качестве "субъектов"  понятии "конкуренция" могут быть любые социальные, производственные или биологические системы. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др. В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.

       Потребности могут быть: объективными (заданными  природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими и будущим; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д.

       В систему законодательства входят: конкурентное право, экономическое право, гражданский  кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и др.

       На  современном этапе мирового развитии конкуренция как движущая сила вынуждает  производителей товаров постоянно  искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая система — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. В XXI веке эта задача является приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы повышали цену до пяти раз в промышленно развитых странах  и до 20 раз- в развивающихся странах.

       По  степени интенсивности конкуренция  может быть:

  • привлекательной – когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • умеренной – когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

       Формы конкуренции:                   

  • предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  • функциональная -  конкуренция между товарами (объектами) заменителями.

       Методы  конкуренции:

  • на основе повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

       Конкуренция может происходить на следующих  уровнях:

  • местном (в группе,  отделе, организации и т.п.);
  • региональном (районе, городе, области и т.п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональным ( в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

       В промышленно развитых странах эффективность  механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина "конкуренция", а действием "невидимой руки" А.Смита. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой.       

       Теория  конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.). Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:

       1. Сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения).

       2. Сформулировал главный принцип конкуренции — принцип "невидимой руки", в соответствии с которым "дергая" за ниточки марионеток — предпринимателей, "рука" заставляет их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции.

       3. Разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы.

Информация о работе Конкуренция как метод саморегулирования