Конкуренция как элемент рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia, от concurrere - сталкиваться) - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ограничена возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Объектом анализа конкуренции выступает ОТРАСЛЬ, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции. В курсе рассматриваются 4-е типа конкурентных рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия Признаки, лежащие в основе классификации конкурентных структур:

Работа содержит 1 файл

25.Конкуренция как элемент рынка.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Конкуренция как элемент рынка. Конкурентные структуры  рынка.

КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia, от concurrere - сталкиваться) - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ограничена возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке. Объектом анализа конкуренции выступает ОТРАСЛЬ, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции. В курсе рассматриваются 4-е типа конкурентных рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия Признаки, лежащие в основе классификации конкурентных структур:1.Количество продавцов (производителей) на рынке Предопределяется прибыльностью отрасли (возможностями извлекать прибыль из деятельности на рынке) и рыночными барьерами, действующими в отрасли.Рыночные барьеры – препятствия при проникновении на рынок новых конкурентов (барьеры входа), а также экономические последствия при уходе с рынка для фирмы, действующей на рынке (барьеры выхода).Значительные рыночные барьеры могут препятствовать появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Незначительные барьеры, наоборот, создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков.Виды входных барьеров:экономия на масштабах. Действие в отрасли положительного эффекта масштаба отпугивает новых конкурентов, которые стоят перед дилеммой либо начинать бизнес в больших масштабах, что требует значительных инвестиций и связано с большим риском, либо ожидать противодействия действующих конкурентов путем, например, снижения цен для вытеснения конкурента дифференциация продукцииСтандартный продукт – продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), но воспринимаемый покупателями как однородный (одинаковый) с потребительской точки зрения. Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик. Новые конкуренты должны приложить значительные усилия, чтобы сломать устойчивые предпочтения потребителей. потребность в капитале. Для вступления в отрасль требуются значительные начальные инвестиции - для организации производства, создания каналов распределения продукции и пр. прочие барьеры - патентованная технология и Know-How, доступ к ресурсам на благоприятных условиях, выгодное местоположение, опыт, каналы распространения продукции, государственный протекционализм. Кроме барьеров входа потенциальные конкуренты должны учитывать и барьеры выхода, т.е. возможные потери, которые они понесут при неудачном входе на рынок - издержки конверсии. 2. Количество покупателей. Для всех рассматриваемых моделей рынка принимается многочисленным. Особый случай – это монопсония, в которой множество продавцов (производителей) предлагают товар одному покупателю. 3. Тип продукта (стандартный или дифференцированный). Предопределяет характеристики спроса на продукцию. На одних рынках реализуемая продукция воспринимается покупателями как стандартная, несмотря на возможные ее различия. На других покупатели рассматривают продукцию как дифференцированную. При этом дифференцированная продукция может восприниматься покупателями как товары-заменители. 4.Цели продавцов (производителей). Во всех анализируемых структурах предполагается, что производители преследуют единственную цель получения максимальной прибыли.

Характеристика  основных моделей  рынка: Чистая конкуренция: 1. Кол-во продавцов – очень много 2. Кол-во покупателей – много 3. Тип продукта – стандартный 4. Цели производит. – максимизация прибыли 5. Барьеры входа – отсутствуют 6. Влияние производ. На цены – отсутствует Монополистич конкуренция: 1Много 2. Много 3. Дифференцированный 4. Максимизация прибыли 5. Незначительные 6. Ограниченное Олигополия: 1. Несколько 2. Много 3. Стандартный и дифференцированный 4. Максимизация прибыли 5. Существенные 6. Ограниченное Монополия 1. Один 2. Много 3. Уникальный без заменителей 4. Максимизация прибыли 5. Вход блокирован 6. Значительное.

Информация о работе Конкуренция как элемент рынка