Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является:

выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.
установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Содержание

Введение.
1) Понятие, сущность и виды конкуренции.
2) Конкуренция в рыночной экономике, механизм реализации.
3) Антимонопольное законодательство- источник развития конкуренции в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   Государственный  монополизм по  своему содержанию  является точной  копией характерных  признаков чистой  монополии в рыночной  экономике.

   В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности- по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые- даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность- таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов(например, чтобы обеспечить ПО ’’БелавтоМАЗ’’ производство конкурентоспособной продукции, на первом этапе технической реконструкции необходимо иметь 300 млн. долл. США).

   Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие- единственный покупатель), чему способствует  монопольность торговой сети.

   В настоящее время  происходит трансформация  монополизма в  скрытые гипертрофированные  формы: скрытая монополия государства, чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.

  ’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы’’.

   Монопольная сущность экономической  системы хозяйствования, проявляющаяся  в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей народного  хозяйства, обуславливает невозможность  появления конкурентной среды  без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

   В условиях отсутствия рыночной  конкуренции формирование конкурентной  среды должно происходить поэтапно:

  1. становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
  2. формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
  3. зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

   Специалисты полагают, что этапы  становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.

   Целесообразно различать условия  возникновения конкуренции и  условия формирования конкурентной  среды.

   Основными условиями появления  конкуренции являются:

  1. собственность на средства производства, продукт и доход
  2. доступ к ресурсам и информации
  3. множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)

    Рыночная конкуренция- система  отношений между экономически  самостоятельными производителями  (продавцами) товаров и услуг,  стремящихся к поиску новых  способов реализации их экономических  интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

   Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость  наличия: развитого института  индивидуализированной (нечастной) собственности-единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов. 

Основными направлениями государственной  политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок  для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

Формирование  конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций(в  ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования(переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. Носила преимущественно государственно-акционерный характер, а в настоящее время вообще приостановлена.

Вместе  с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.  

Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных  предприятий.

Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов  производства, утратой рынков сбыта. В настоящее время почти каждое третье предприятие республики является убыточным. В промышленности доля таких  предприятий выросла за год с 9 до 25 процентов, в сельском хозяйстве- с 11 до 19, а в строительстве- с 17 до 37,5 процентов.

В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).

Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры- малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).

Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного  происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

Особенностью  становления предпринимательства  в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое  не столько поощряет предпринимательскую  деятельность, сколько стремится  поставить её под свой постоянный контроль.

Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции(экономических, административных, криминальных и т.д.).

К числу  экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного  периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д.(В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).

Существует  также ряд барьеров, связанных  с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных  неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

Развитие  конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной  собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее  конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     ГЛАВА  ТРЕТЬЯ.

     АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-

           ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ  КОНКУРЕНЦИИ

                 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

   История рынка и конкуренции  на нём- это во многом и  история хозяйственного права,  история воздействия государства  путём нормативных актов, экономических рычагов и иных средств на конкурентный рынок исходя из общенациональных интересов ведущих сил общества.

   Роль государства как регулирующего  органа, поощряющего в обусловленных  границах развитие конкуренции  и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии(что не исключается), а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.

   При всех неоспоримых достоинствах  совершенной конкуренции у неё  есть существенный недостаток: спонтанное  развитие рыночных процессов  может сопровождаться монополизацией  тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи ’’предоставленной самой себе’’, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.

   Монополия означает определённую  степень власть над ценой. А  эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства(концентрации и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антимонопольное(антитрестовое) законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной(для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.

   Наиболее разработанным принято  считать антимонопольное законодательство  США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на ’’трёх китах’’, трёх основных законодательных актах: закон Шермана(1890г.), закон Клейтона(1914г.) и закон Робинсона-Пэтмена(1936г.).

Информация о работе Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации