Конкуренция и модели рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1 Сущность конкуренции 6
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 8
1.3 Стратегия конкуренции 9
1.4 Виды конкуренции 12
РАЗДЕЛ 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 14
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 16
2.2 Чистая монополия 19
2.3 Монополистическая конкуренция 21
2.4 Олигополия 23
ВЫВОД 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Работа содержит 1 файл

Сам курсовик.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

    Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую.

     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого  не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного»  рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно  к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

        1. чистая (совершенная) конкуренция;
        2. монополистическая конкуренция;
        3. олигополия
        4. чистая монополия

     Чистая  конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неактуальное логическое упражнение.

  1. Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой  другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объёма  производства.
  3. Функционирование чистой конкурентной экономики даёт нам образец, или стандарт, с которым можно сравнить и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

         Чистая  конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить  значение явлений реальной жизни.

     Анализ  чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам:

  1. Немалый объём экономической деятельности – 5 или 6% ВВП – осуществляется в условиях, которые приближаются к чистой монополии.
  2. Изучение чистой монополии полезно и с той точки зрения, что оно даёт возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой конкуренции и чистой монополии.

     Для современного рынка основным видом  конкурентных отношений является  синтез конкуренции и монополии  в виде олигополистической конкуренции. Структура олигополистического рынка очень противоречивая. С одной стороны, каждая фирма в олигополии стремится максимизировать свои текущие доходы, а с другой – она действует с учётом их влияния на поведение других фирм в данной отрасли. Дело в том, что внутри олигополии выигрыш одних фирм может быть получен только за счёт потерь других  фирм. Вместе с тем, сотрудничество фирм, их согласованная политика обеспечивают каждому участнику больше выгод, чем при независимых действиях. Поэтому олигополия любой ценой пытается избежать войны цен между фирмами, которые в неё входят.

     Экономисты  говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Микроэкономика: уч. пособие – М.:ИНРРА – М., 2003. – 206 с.
    2. Базилевич В.Д., Економічна теорія: Політекономія:  підручник, 4-те вид. – К.: Знання-Прес, 2005. – 615 с.
    3. Бутук А.И. Экономическая теория – 2 изд. К.: 2003. – 668 с.
    4. Грязнова А.Г, Челевой Т.В., Экономическая теория – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 590 с.
    5. Добрынина А. И, Тарасовича Л. С.Экономическая теория  : уч. для вузов, 3 изд. – СПб: изд. СПб ГУЭФ, изд. «ПИТЕР», 1999 – 544 с.
    6. Журавлёва К.П. Экономика, уч. М.: Юристъ, 2004. – 574 с.
    7. Журкін М.В. Мікроекономіка – Основи ринкової поведінки: навч. посіб. – 2001. – 456 с.
    8. Куликов Л. М. Основы экономической теории. М., 2005. – 400 с.
    9. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 14-го изд. - М.: ИНФРА - М, 2004. – ХХХVI, 972 с.
    10. Мачевный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. Экономическая теория, учебник, – 2 изд. исправленное и дополненное – К.: о-во «ЗНАННЯ», КОО,2003. – 662 с.
 
    1. Нуреев  Р. Н. Курс микроэкономики: уч. для  вузов, 2-е изд. изм – М.: НОРМА, 2005. – 576 с.
    2. Райзберг Б.А Курс экономики, 4-е изд. – М.: ИНФРА – М,2005. – 672с.
    3. Селищев А.С. Микроэкономика, 32 изд.– СПб: «ПИТЕР», 2003. – 448с.
    4. Чемберлин Э. Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 1959. – 258 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 
 

                                                                                                                               

0                             Q                     Q                             

                         

Рис 2.1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде [11].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция и модели рынков