Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1 Сущность конкуренции 6
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 8
1.3 Стратегия конкуренции 9
1.4 Виды конкуренции 12
РАЗДЕЛ 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 14
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 16
2.2 Чистая монополия 19
2.3 Монополистическая конкуренция 21
2.4 Олигополия 23
ВЫВОД 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что рыночная система создает свободу экономического выбора, то есть каждый в праве производить и продавать свой товар. И в результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Объектом исследования является конкуренция - один из самых важных элементов рыночного механизма и модели рынков.
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
Методы исследования при написании работы применялись следующие: логический, сравнение и оценка.
Как
свидетельствуют общие и
Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
При
наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Существует
четыре возможные конкурентные структуры,
определяющие собой вид рынка: чистая
(совершённая) конкуренция, чистая монополия,
монополистическая конкуренция, олигополия.
В повседневной жизни мы всё чаще встречаем слова: «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентный рынок». Этими терминами иногда присваиваются разные значения, но все они могут быть сведены к двум понятиям: «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка каких-либо товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т. д.).
Конкурентоспособность рынка определяется теми границами, в рамках которого отдельные фирмы способны влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, в первую очередь на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, в котором они реализуют свою продукцию, тем конкурентоспособнее считается рынок. Самая высокая степень конкурентоспособности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма совсем на него не влияет. Это возможно только в случае, когда на рынке товаров действует так много фирм, что каждая из них отдельно никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает её как такую, которая определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется полностью конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях полностью конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, полностью конкурентным уже не считается.
Итак, конкуренция – категория явно противоречивая. С одной стороны существует утверждение, что без конкуренции рынка не бывает, а с другой, - полностью конкурентным является тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собой конкурентной борьбы.
Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается полностью конкурентным. Более того, чем сильнее конкуренция, тем полнее формируются условия для её ограничения. Но рынок движется уже не к полностью конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предусловием противоположных оценок её роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция – это большое благо, другие настаивают на том, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию, - большое зло для экономики. Где правда?
Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция (от лат. concurrere – столкновение, состязание) – эта форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которых выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке субъекты хозяйственной деятельности достигают в результате получения экономической самостоятельности. То есть, когда они получают право владения, пользования и распределения произведённой продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделится среди равных, довести свои преимущества, утвердить своё господство, обеспечить себе более выгодное положение, большую прибыль и т. д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделёнными хозяйственными единицами определённое соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создаёт такие условия, по которым покупатель на рынке имеет большое количество возможностей для приобретения товаров, а продавец – для их реализации. С другой стороны, в обмене берут участие две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнёра. В результате и продавец, и покупатель при заключении сделки должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе сделка не состоится, а каждый из них понесёт убытки.
Обязательным условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определённых «высших» и внешних сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решения по поводу производства или купли товаров и услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнёров. В процессе конкуренции субъекты хозяйственной деятельности взаимно контролируют друг друга, причём осуществляют это преимущественного лучше государственных органов. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
В силу своей противоречивой природы конкуренция несёт в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает её участников в процессе заботы о своих собственных мирохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу.
Позитивные последствия конкуренции:
Однако, как какой-либо общественный процесс, конкуренция имеет и негативные последствия. Поэтому переоценивать её возможности в реальной предпринимательской деятельности не следует. Более того, учитывая, что негативные последствия конкуренции органично свойственны рыночному механизму, основанному на частной собственности (стихия, анархия), необходимо в конкурентной стратегии постоянно предусматривать локализацию этих последствий.
Негативные моменты конкуренции:
Конкуренция - достаточно сложный и многогранный процесс. Чтобы обеспечить успех в нём, фирма (предприниматель) должна придерживаться определённой стратегии действий фирмы, направленных на достижение её конечной цели. Основу этой системы действий составляет полистратегический поиск. Это значит, что каждая фирма стремится, как правило, монополизировать рынок для максимизации прибыли. Однако достигнуть этого, особенно в современных условиях, практически невозможно. Поэтому фирма должна предусмотреть в своей деятельности одновременно, по крайней мере, две стратегические установки – установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единственный процесс функционирования рынка. Действия согласно первой установке направлены на уменьшение числа конкурентов рынка, вторая установка предусматривает стабилизацию собственного положения на рынке путём уменьшения степени риска за счёт сотрудничества (интеграции) с другими фирмами в разнообразных формах.
Полистратегический поиск – типичное явление для стран с развитой рыночной экономикой, потому что конкуренция и монополия всегда выступали в ней как парные характеристики. Конкуренты соперничают за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым из них оказывается невозможной. В то же время они не могут и прекратить борьбу, потому что будут устранены соперниками. Выходом является интеграционная стратегия, которая ориентируется на понимании фирмами соотношения «конкуренция-монополия».
Однако не следует понимать интеграцию в рыночной экономике как дружеское сотрудничество. Всегда нужно помнить, что она основана на понимании баланса конкурентных сил и предусматривает временное взаимное сотрудничество с целью сохранения этого баланса. То есть, стратегия интеграции применяется фирмами в единении со стратегией монополизации, которая не отклоняется под влиянием новых мотивов поведения конкурентов. Каждый конкурент, даже если он и клянётся в миролюбии в данном конкурентном рыночном эпизоде, никогда не перестаёт быть конкурентом, который чётко помнит основной закон конкуренции: «Если ты не устранишь соперника, то соперник устранит тебя». Поэтому его миролюбие относительно и изменчиво, но и его монополистические посягательства также не следует абсолютизировать. В действиях какой-либо солидной фирмы проглядываются оба типа конкурентной стратегии.
Выбор стратегии осуществляется фирмами в зависимости от их ролевой и содержательной функции в процессе конкурентного взаимодействия. В соответствии с этими функциями рыночные конкуренты классифицируются по определённым типам: