Глава 13. антикризисная стратегия
предприятия
в условиях конкурентной борьбы
13.1 Законы и виды конкуренции
По данным информационных источников
США 23% фирм разоряются, терпят банкротства
из-за действий конкурентов.
- Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предпринимателями, фирмами
за наиболее выгодные условия производства
и сбыта в целях достижения лучших результатов
своей предпринимательской деятельности.
- Конкуренция – главный рычаг рыночного регулирования общественного
производства.
Существует две формы конкуренции
– внутриотраслевая и межотраслевая;
- Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли.
Более прогрессивные, эффективные побеждают,
отсталые малоэффективные разоряются.
Внутриотраслевая конкуренция стимулирует
развитие научно-технического прогресса.
- Межотраслевая конкуренция приводит к переливу капитала из малоэффективной убыточной отрасли
в передовые, бурно развивающиеся. Она
также стимулирует научно-технический
прогресс.
Пять сил конкуренции по Портеру
представлены на рис.13.1.
Рис. 13.1 - Пять сил конкуренции по Портеру
Закон конкурентной борьбы.
Рыночная доля фирмы, а следовательно,
ее прибыль определяется конкурентным
преимуществом ее товара (услуги) и конкурентной
стратегией борьбы.
Следствия закона конкурентной
борьбы.
- В мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижение их удельной
цены.
-
Обеспечивается объективный процесс
«вымывания» с рынка некачественной дорогой
продукции и неэффективных предприятий
(фирм). Схема действия закона конкуренции
представлена на рис. 13.2.
Рис. 13.2 - Схема действия закона конкуренции
Чем выше уровень, тем меньше отношение
«цена/качество». На первом уровне
находилось 5 предприятий; затем 4 из них
перешли на второй уровень, а пятое банкротировалось,
так как не справилось с понижением удельной
цены и т.д.
Виды конкуренции
Основные признаки свободной
(совершенной) конкуренции (рис. 13.2).
- Неограниченное число участников конкуренции,
абсолютно свободный доступ на рынок и
выход из него (продукты питания). Исключены
все формы дискриминации участников. Любой
может открыть или закрыть свое дело.
- Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Можно вкладывать
деньги, ресурсы в любое выбранное дело,
перемещать их.
- Полная информированность каждого участника конкуренции (о спросе, конкуренции).
- Абсолютная однородность одноименных продуктов (отсутствие сильных торговых марок).
- Независимость в принятии решения от других участников. Реальный уровень цен мало зависит от
желания отдельных субъектов, так как
их много и вклад каждого в общий рынок
незначителен – «невидимая рука рынка».
Рис. 13.3 - Экономические последствия совершенной
конкуренции
Рынок несовершенной конкуренции
– чистая монополия, монополистическая
конкуренция, олигополия.
Чистая монополия (абсолютная).
- Одна фирма является единственным производителем товара (услуг) и не имеется близких заменителей
(услуги ж/д, РАО ЕС).
- Продавец выступает в единственном числе, отрасль – синоним фирмы.
- Реализуемый продукт уникален, у него нет хороших или близких заменителей. Пример: отрасли или новый продукт (томографы; спутники, вооружение, лекарство от рака, СПИДа,
арменикум).
- Монополист обладает рыночной властью,
т.е. контролирует цены, поставки на рынок.
- На пути входа в рынок монополиста устанавливаются неопределимые для конкурента барьеры, как
естественного, так и искусственного происхождения
(искусственные – государство имеет монополию
на вооружение, наркотики, патенты, лицензии).
- Естественные монополии – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи
и транспортные предприятия. Находятся
в собственности государства или под его
контролем.
Монополистическая конкуренция.
- Относительно большое число фирм (несколько десятков) предлагают похожую, но неединичную продукцию
(например, компьютеры, видеотехника и
т.д.).
- Выпускаемая продукция дифференцируется по качеству, по условиям послепродажного обслуживания,
близости к покупателю, интенсивностью
рекламы.
- Происходит конкуренция не столько через цены, а через дифференциацию продукции.
- Относительная легкость вступления в рынок – невелик капитал для начала дела.
- Обладает некоторой монополией над установкой цен своей продукции.
- Наряду с крупными фирмами могут действовать и ряд других фирм. Именно эта форма монополистической конкуренции преобладает на западных рынках.
Олигополия.
- Немногочисленность участников конкуренции (до десятка).
- Переходный вид конкуренции - от чистой монополии до монополистической
конкуренции; пример: Дженирал моторс;
Форд, Крайслер. В России ГАЗ, ВАЗ, УАЗ.
- Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары.
- Возможны монополистические соглашения: по установке цен, раздел рынков.
- Конкуренция на олигополическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень конкуренции производства.
- Цены не пульсируют бессистемно – имеют тенденцию к устойчивой фиксации.
Таблица 13.1 - Характерные черты основных моделей
рынка
|
|
Характерная черта |
Модели рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Чистая олигополия |
Монополия |
Число фирм |
Очень большое |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Стандартизованы |
Дифференцированы |
Стандартизованы и дифференц. |
Уникальный, нет заменителей. |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Некоторый, но в узких
рамках |
Значительный, но ограничен взаимной зависимостью |
Значительный |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие |
Сравнительно легкие |
При наличии сговора – тяжелые |
Блокировано |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор на
рекламу |
Очень типична, особенно при дифференцировании
продукта |
Главным образом реклама, связи с общественными
организациями |
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды |
Производство стали, автомобилей, бытовых приборов |
Местные предприятия
общественного пользования |
Таблица 13.2 - Запрещенные действия органов власти
и хозяйствующих субъектов
Ценовая и неценовая
конкуренция
Ценовая конкуренция.
- Снижение цены за счет снижения издержек, либо за счет
снижения прибыли.
- Крупные компании вообще могут на время отказаться от прибыли, чтобы вытеснить конкурента. Например, Кока- кола так действовала в Латинской Америке. Япония также продвигала
свои товары в Европе.
- В развитых странах вновь возрос интерес к
ценовой конкуренции в связи с внедрением
ресурсосберегающих технологий.
Неценовая конкуренция.
- Предложение товара более высокого качества, надежности, с большим сроком службы, более высокой
производительности, ассортимента.
- Особые параметры – экологичность,
энергоемкость, эргономические и эстетические
показатели, безопастность, снижние экономических
расходов.
- Надежность и репутация фирмы – производителя, ее престижность.
- Важный фактор в конкурентной борьбе – товарные знаки и торговые фирмы.
- Дополнительные услуги – доставка, установка и инструктаж, продажа в кредит, гарантийное обслуживание.
Недобросовестная конкуренция.
- Демпинговые цены – продажа товаров по цене ниже себестоимости.
- Установление контроля над деятельностью конкурента.
- Злоупотребление государственным положением на рынке.
- Установление дискриминационных цен или коммерческих условий.
- Зависимость поставок товара от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих
товаров.
- Тайный сговор на торгах.
- Ложная информация и реклама.
- Недобросовестное копирование товаров конкурентов.
- Нарушение стандартов и условий поставок.
- Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных принести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту.
- Введение потребителя в заблуждение
характера, способа и места изготовления,
качества товаров (США – Ургонипек).
- Некорректное сравнение своего товара с товаром конкурента.
- Продажа товара под ложной маркой.
- Получение, использование, разглашение н/т, производственной и торговой информации конкурента
(например: консалтинг на фирме).
- Подкуп сотрудников конкурирующей фирмы.
- Экономический и промышленный шпионаж (есть статья в УК).
- Физическое запугивание или уничтожение конкурента.
Характеристика созидательной
конкуренции.
- Не ввязывайтесь безоглядно в конкуренцию. Взвесь все.
- Убедись, что обе стороны будут стоять до конца, и тогда вырабатывай стратегию.
- Не раздражай своего конкурента чрезмерными усилиями в конкурентной борьбе.
- Не наступай своему конкуренту «на мозоли».
- Информируй своего соперника только по минимуму.
- Не используй методы недобросовестной конкуренции.
13.2 Коммерческая тайна
Перечень сведений, составляющих
коммерческую тайну предприятия.
- Управление.
- Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных сведений, о применяемых оригинальных
методах управления предприятием.
- Конкретных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим, финансовым и иным вопросам.
- Сведения о фактах проведения, целях, предмете и результатах совещаний органов
управления предприятием.
- Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами предприятия.
- Планы.
- Сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции, их технико-экономические
обоснования.
- Сведения о планах инвестиций, закупок и продаж.
- Сведения о создании новых организаций, вступлений в действующие организации и фирмы, а также
участие в их работе.
- Финансы.
- Сведения о балансе предприятия.
- Сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах предприятия.
- Сведения об оборотных средствах предприятия.
- Сведения о финансовых операциях предприятия.
- Сведения о состоянии банковских счетов предприятия и производимых операциях.
- Сведения об уровне доходов предприятия.
- Сведения о долговых обязательствах.
- Сведения о состоянии кредита (пассивы и активы).
- Сведения о прибыли или убытках в результате совместной деятельности и участие в качестве учредителей
в других организациях и фирмах.
- Рынок.
- Сведения о применяемых предприятием методах изучения рынка.
- Сведения о результатах изучения рынка, содержание оценки состояния и перспектив развития рыночной
конъюнктуры.
- Сведения о рыночной стратегии предприятия.
- Сведения о методах осуществления продаж продукции.
- Сведения об эффективности коммерческой деятельности предприятия.
- Цены.