Конкуренция и её роль на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:19, доклад

Описание работы

По данным информационных источников США 23% фирм разоряются, терпят банкротства из-за действий конкурентов.
1. Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предпринимателями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

конкуренция.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Глава 13. антикризисная стратегия предприятия                                              в условиях конкурентной борьбы

13.1 Законы и виды конкуренции

 

По данным информационных источников США 23% фирм разоряются, терпят банкротства  из-за действий конкурентов.

  1. Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предпринимателями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
  2. Конкуренция – главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Существует две формы конкуренции  – внутриотраслевая и межотраслевая;

  • Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли. Более прогрессивные, эффективные побеждают, отсталые малоэффективные разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса.
  • Межотраслевая конкуренция приводит к переливу капитала из малоэффективной убыточной отрасли  в передовые, бурно развивающиеся. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Пять сил конкуренции по Портеру  представлены на рис.13.1.

 

Рис. 13.1 - Пять сил конкуренции по Портеру

Закон конкурентной борьбы. Рыночная доля фирмы, а следовательно, ее прибыль определяется конкурентным преимуществом ее товара (услуги) и конкурентной стратегией борьбы.

Следствия закона конкурентной борьбы.

  1. В мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижение их удельной цены.
  2. Обеспечивается объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции и неэффективных предприятий (фирм). Схема действия закона конкуренции представлена на рис. 13.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13.2 - Схема действия закона конкуренции

 

Чем выше уровень, тем  меньше отношение  «цена/качество». На первом уровне находилось 5 предприятий; затем 4 из них перешли на второй уровень, а пятое банкротировалось, так как не справилось с понижением удельной цены и т.д.

 

Виды конкуренции

 

Основные признаки свободной (совершенной) конкуренции (рис. 13.2).

  1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него (продукты питания). Исключены все формы дискриминации участников. Любой может открыть или закрыть свое дело.
  2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Можно вкладывать деньги, ресурсы в любое выбранное дело, перемещать их.
  3. Полная информированность каждого участника конкуренции (о спросе, конкуренции).
  4. Абсолютная однородность одноименных продуктов (отсутствие сильных торговых марок).
  5. Независимость в принятии решения от других участников. Реальный уровень цен мало зависит от желания отдельных субъектов, так как их много и вклад каждого в общий рынок незначителен – «невидимая рука рынка».


 

Рис. 13.3 - Экономические последствия совершенной конкуренции

 

Рынок несовершенной конкуренции  – чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

 

Чистая монополия (абсолютная).

  1. Одна фирма является единственным производителем товара (услуг) и не имеется близких заменителей (услуги ж/д, РАО ЕС).
  2. Продавец выступает в единственном числе, отрасль – синоним фирмы.
  3. Реализуемый продукт уникален, у него нет хороших или близких заменителей. Пример: отрасли или новый продукт (томографы; спутники, вооружение, лекарство от рака, СПИДа, арменикум).
  4. Монополист обладает рыночной властью, т.е. контролирует цены, поставки на рынок.
  5. На пути входа в рынок монополиста устанавливаются неопределимые для конкурента барьеры, как естественного, так и искусственного происхождения (искусственные – государство имеет монополию на вооружение, наркотики, патенты, лицензии).
  6. Естественные монополии – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Находятся в собственности государства или под его контролем.

 

Монополистическая конкуренция.

  1. Относительно большое число фирм (несколько десятков) предлагают похожую, но неединичную продукцию (например, компьютеры, видеотехника и т.д.).
  2. Выпускаемая продукция дифференцируется по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателю, интенсивностью рекламы.
  3. Происходит конкуренция не столько через цены, а через дифференциацию продукции.
  4. Относительная легкость вступления в рынок – невелик капитал для начала дела.
  5. Обладает некоторой монополией над установкой цен своей продукции.
  6. Наряду с крупными фирмами могут действовать и ряд других фирм. Именно эта форма монополистической конкуренции преобладает на западных рынках.

 

Олигополия.

  1. Немногочисленность участников конкуренции (до десятка).
  2. Переходный вид конкуренции - от чистой монополии до монополистической конкуренции; пример: Дженирал моторс; Форд, Крайслер. В России ГАЗ, ВАЗ, УАЗ.
  3. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары.
  4. Возможны монополистические соглашения: по установке цен, раздел рынков. 
  5. Конкуренция на олигополическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень конкуренции производства.
  6. Цены не пульсируют бессистемно – имеют тенденцию к устойчивой фиксации.

 

Таблица 13.1 - Характерные черты основных моделей рынка

   

Характерная черта

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Чистая олигополия

Монополия

Число фирм

Очень большое

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизованы

Дифференцированы

Стандартизованы и дифференц.

Уникальный, нет заменителей.

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Значительный, но ограничен взаимной зависимостью

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Сравнительно легкие

При наличии сговора – тяжелые

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу

Очень типична, особенно при дифференцировании продукта

Главным образом реклама, связи с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды

Производство стали, автомобилей, бытовых приборов

Местные предприятия  общественного пользования


 

Таблица 13.2 - Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценовая и неценовая  конкуренция

 

Ценовая конкуренция.

  1. Снижение цены за счет снижения издержек, либо за счет снижения прибыли.
  2. Крупные компании вообще могут на время отказаться от прибыли, чтобы вытеснить конкурента. Например, Кока- кола так действовала в Латинской Америке. Япония также продвигала свои товары в Европе.
  3. В развитых странах вновь возрос интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий.

Неценовая конкуренция.

  1. Предложение товара более высокого качества, надежности, с большим сроком службы, более высокой производительности, ассортимента.
  2. Особые параметры – экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, безопастность, снижние экономических расходов.
  3. Надежность и репутация фирмы – производителя, ее престижность.
  4. Важный фактор в конкурентной борьбе – товарные знаки и торговые фирмы.
  5. Дополнительные услуги – доставка, установка и инструктаж, продажа в кредит, гарантийное обслуживание.

Недобросовестная конкуренция.

  1. Демпинговые цены – продажа товаров по цене ниже себестоимости.
  2. Установление контроля над деятельностью конкурента.
  3. Злоупотребление государственным положением на рынке.
  4. Установление дискриминационных цен или коммерческих условий.
  5. Зависимость поставок товара от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров.
  6. Тайный сговор на торгах.
  7. Ложная информация и реклама.
  8. Недобросовестное копирование товаров конкурентов.
  9. Нарушение стандартов и условий поставок.
  10. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных принести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту.
  11. Введение потребителя в заблуждение характера, способа и места изготовления, качества товаров (США – Ургонипек).
  12. Некорректное сравнение своего товара с товаром конкурента.
  13. Продажа товара под ложной маркой.
  14. Получение, использование, разглашение н/т, производственной и торговой информации конкурента (например: консалтинг на фирме).
  15. Подкуп сотрудников конкурирующей фирмы.
  16. Экономический и промышленный шпионаж (есть статья в УК).
  17. Физическое запугивание или уничтожение конкурента.

Характеристика созидательной  конкуренции.

  1. Не ввязывайтесь безоглядно в конкуренцию. Взвесь все.
  2. Убедись, что обе стороны будут стоять до конца, и тогда вырабатывай стратегию.
  3. Не раздражай своего конкурента чрезмерными усилиями в конкурентной борьбе.
  4. Не наступай своему конкуренту «на мозоли».
  5. Информируй своего соперника только по минимуму.
  6. Не используй методы недобросовестной конкуренции.

13.2 Коммерческая тайна

 

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

  1. Управление.
  1. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных сведений, о применяемых оригинальных методах управления предприятием.
  1. Конкретных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим, финансовым и иным вопросам.
  2. Сведения о фактах проведения, целях, предмете и результатах совещаний органов управления предприятием.
  3. Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами предприятия.
  1. Планы.
  1. Сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции, их технико-экономические обоснования.
  2. Сведения о планах инвестиций, закупок и продаж.
  3. Сведения о создании новых организаций, вступлений в действующие организации и фирмы, а также участие в их работе.
  1. Финансы.
  1. Сведения о балансе предприятия.
  2. Сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах предприятия.
  3. Сведения об оборотных средствах предприятия.
  4. Сведения о финансовых операциях предприятия.
  5. Сведения о состоянии банковских счетов предприятия и производимых операциях.
  6. Сведения об уровне доходов предприятия.
  7. Сведения о долговых обязательствах.
  8. Сведения о состоянии кредита (пассивы и активы).
  9. Сведения о прибыли или убытках в результате совместной деятельности и участие в качестве учредителей в других организациях и фирмах.
  1. Рынок.
  1. Сведения о применяемых предприятием методах изучения рынка.
  2. Сведения о результатах изучения рынка, содержание оценки состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
  3. Сведения о рыночной стратегии предприятия.
  4. Сведения о методах осуществления продаж продукции.
  5. Сведения об эффективности коммерческой деятельности предприятия.
  1. Цены.

Информация о работе Конкуренция и её роль на рынке