Конкуренция, её сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории
рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием»

Содержание

Введение 2
Функции конкуренции 2
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 4
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 4
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 6
Особенности рынка совершенной конкуренции 7
Проблемы конкурентной борьбы 7
Ограничение свободы выбора 7
Демпинг (продажа ниже издержек) 9
Антимонопольные экономические отношения 9
Заключение 10
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Реферат на печать.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

невозможности) влияния фирмы на общий  уровень  цен  на  рынке.  Если  такое

воздействие невозможно, то речь идет  о  рынке  совершенной  конкуренции,  в

противном   случае   —    об    одной    из    разновидностей    конкуренции

несовершенной».[2] 

      Такое понимание конкуренции,  как видим, значительно отличается  от  ее

определения  в  классической   теории,   не   проводившей   различия   между

конкуренцией  и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в  виду

лишь совершенную  конкуренцию, в рамках которой  взаимозависимость  продавцов

настолько мала, что ею можно пренебречь. На  конкурентном  рынке  все  фирмы

независимы друг от друга в том  смысле,  что  действия  одной  не  оказывают

сколько-нибудь  заметного  влияния  на  поведение  других  фирм.  При  таком

конкурентном  поведениии-соперничестве ни одна фирма  не может  стать  лидером

на рынке, то есть, не возможна монополия. 

      Позднее спектр  рыночных  структур,  анализируемых экономистами,  был

расширен,  и  появилась  необходимость  в   четком   разграничении   понятий

«конкуренция»   и   «соперничество».   В   современном   понимании    термин

«соперничество» относится  к  действительному  поведению  рыночных  агентов,

направленному на завоевание лидирующего (отличного  от других)  положения  на

рынке и используется  для  характеристики  сферы  деятельности  бизнесменов,

предпринимателей, а  не  для  качественной  характеристики  строения  рынка.

Термин  «конкуренция»  в  свою  очередь,  используется  для   характеристики

модели, строения рынка. 

      Кроме   поведенческой   и   структурной   трактовки   конкуренции,   в

экономической теории существует еще функциональный подход к  конкуренции,  а

также характеристика конкуренции как «процедуры открытия». 

      Функциональный подход к определению  конкуренции связан, в частности,  с

именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В  своей  теории  экономического

развития он определял конкуренцию как борьбу старого  с  новым.  Эту  борьбу

ведут предприниматели  —  организаторы  производства,  прокладывающие  новые

пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,  задача

предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с  рутиной,

не делать то, что делают другие, стать «созидающим  разрушителем».  Тогда  он

может   выиграть   в   конкурентной   борьбе,   вытеснив   с    рынка    тех

предпринимателей, которые пользуются устаревшими  технологиями или  выпускают

не пользующуюся спросом продукцию. 

      Другой австрийский экономист  и политический философ  —   Ф.  фон  Хайек

рассматривал  конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру  открытия».  По

его мнению, предпринимателю  важно, ориентируясь на повышение  или  понижение

цен  на ресурсы и производимые  с их  помощью блага,  понять,  в каком

направлении нужно  действовать, что, как и для  кого  производить.  На  рынке

только благодаря  ценам  и  конкуренции  скрытое  становится  явным.  Только

«процедура» конкуренции  «открывает», какие  ресурсы  и  в  каком  количестве

необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. 

Конкуренция как  критерий классификации рыночных структур 

       В зависимости от той или  иной структуры рынка, можно  выделить  разные

формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы  рыночных

структур. 

- Чистая  (совершенная)  конкуренция.  Это  такое   состояние  рынка,  когда

   большое  количество фирм производит аналогичную  продукцию,  но  ни  размер

   самих  фирм,  ни  другие  причины  не  позволяет  хотя  бы  одной  из  них

   воздействовать  на рыночную цену. 

- Чистая (абсолютная) монополия.  Рынок  считается   абсолютно  монопольным,

   если  на нем функционирует  единственный  производитель  продукта,  причем

   этому  продукту нет близких заменителей в других отраслях.  Следовательно,

   в условиях  чистой монополии границы отрасли  и границы фирмы совпадают. 

- Монополистическая  конкуренция. Данная рыночная  структура имеет сходство с

   совершенной  конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится

   подобная, но не идентичная продукция.  Дифференциация продукта дает  фирме

   элемент  монопольной власти над рынком. Различия в  продукте  могут   и  не

   затрагивать  качества  товара  как  такового.  Покупатели  могут  отдавать

   предпочтение  товару из-за более удобного  расположения магазина,  красивой

   упаковки  и т.п. 

-  Монополия.  Ситуация  на  рынке,  когда  на  нем  имеется  только  один

   покупатель. Монопольная власть покупателя  ведет к тому, что  он  является

   создателем  цены. 

-  Монополия,  практикующая  дискриминацию.  Обычно  под  этим   понимается

   практика  компаний,  состоящая  в   назначении  разных  цен   для   разных

   покупателей. 

- Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором  одному покупателю, не  имеющему

   конкурентов,  противостоит один продавец —  монополист. 

- Дуополия. Рыночная  структура,  в  которой  действуют   только  две  фирмы.

   Частный  случай олигополия. 

- Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм

   производит  основную часть продукции всей  отрасли. На  таком  рынке   фирмы

   осознают  взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций

   и рекламной  деятельности. 

      Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень  распространения

на  рынке.  Принято  считать,  что  «…наиболее  распространенными  рыночными

структурами являются монополистическая конкуренция  и олигополия.  Чистая  же

монополия представляет собой крайне редкое  явление,  особенно  в  масштабах

всей страны. Что же касается  совершенной  конкуренции,  то  она  на  данный

момент является  скорее  научной  абстракцией,  чем  фактическим  состоянием

современного  рынка».[3] 

Особенности рынка  совершенной конкуренции 

      Итак, из  вышесказанного  мы  можем   сделать  вывод,  что  совершенная

конкуренция —  это такая форма организации  рынка,  при  которой  исключаются

какие-либо  виды  соперничества  как   между   продавцами,   так   и   между

покупателями. Однако, для  существования  совершенной  (чистой)  конкуренции

необходимо соблюдение следующих предпосылок. 

- Большое количество  относительно мелких производителей  и  покупателей,  их

   свободный  вход на рынок и такой же  выход из него. 

-  Абсолютная  мобильность  материальных,  финансовых,  трудовых  и  прочих

   факторов  производства в долгосрочном  периоде. 

- Полная информированность  всех участников конкуренции  о рыночных условиях. 

- Абсолютная  однородность  одноименных  товаров  (отсутствие  монополии  по

   дифференциации  продукта). 

- Ни один  участник свободной конкуренции   не  может  оказывать  влияния   на

   решения,  принимаемые другими участниками. 

      Таким образом, в модели совершенной  конкуренции рыночная цена является

независимой  переменной,   а   находящуюся   в   этих   условиях   фирму   —

ценополучателем. Ее выбор  сводится  лишь  к  принятию  решения  о  величине

спроса. 

 

Проблемы конкурентной борьбы 

      Но как уже отмечалось, в настоящее  время рынок совершенной конкуренции

в чистом виде  не  встречается.  Т.е.  в  реальной  жизни  приходится  часто

сталкиваться  с тем, что некоторые субъекты рынка  оказывают влияние  (подчас

весьма  чувствительное)   на   решения   других.   Это   влияние   принимает

бесчисленные  формы, некоторые из них можно объединить в следующие группы. 

Ограничение свободы  выбора 

      Рыночная   экономическая   система   использует   не   только   сугубо

экономические  рычаги  воздействия  на   участников   конкуренции.   Поэтому

существуют способы  неэкономического  давления  на  конкурентов,  и  соблазн

использовать  их всегда велик. Вот один из многочисленных примеров. 

      Если фирма имеет намерение  быть агентом  «Аэрофлота»,  то  она  должна

иметь счет  в  АКБ "Объединенный банк". Это условие, диктуемое  «Аэрофлотом». 
 

      В приведенном примере АКБ  "Объединенный  банк"  выиграл   конкурентную

борьбу за многочисленных клиентов  у  других  банков  тем,  что  лишил  этих

клиентов возможности  выбирать банк, неким образом построив свои отношения  с

Аэрофлотом. 

      Случаи давления на принимаемые  решения  нередки и в мировой  экономике.

Газета «Экономика и жизнь» сообщает: «23 марта  [1999  г.  —  А.П.]  в  Вене

состоялось совещание  членов ОПЕК и  ряда  других  производителей  нефти,  на

котором было  ратифицировано  соглашение  о  сокращении  добычи  и  экспорта

нефти, принятое 12 марта в Гааге.  В  соответствие  с  этим  соглашением  11

стран-производителей нефти сократят объем нефтедобычи  на 2,1  млн.  баррелей

нефти в год».[6] 

      Нужно ли это России, которая в соответствие с этим  соглашением  также

снижает выработку  нефти — одного их главных источников своего  существования

— в момент кризиса? Сомнительно. Но Россия выполняет условия  соглашения. 

      Также весьма типичным приемом  ограничения свободы  выбора  конкурентом

является представление  «доказательств»  того,  что  «это  нужно  для  общего

блага» с последующим  инициированием государственных  актов.  Рассмотрим  еще

Информация о работе Конкуренция, её сущность и формы