Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, реферат
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории
рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием»
Введение 2
Функции конкуренции 2
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 4
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 4
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 6
Особенности рынка совершенной конкуренции 7
Проблемы конкурентной борьбы 7
Ограничение свободы выбора 7
Демпинг (продажа ниже издержек) 9
Антимонопольные экономические отношения 9
Заключение 10
Литература 16
невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое
воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в
противном случае — об одной из разновидностей конкуренции
несовершенной».[2]
Такое понимание конкуренции,
как видим, значительно
определения в классической теории, не проводившей различия между
конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду
лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов
настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы
независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают
сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком
конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером
на рынке, то
есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был
расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин
«соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов,
направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на
рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов,
предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.
Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики
модели, строения
рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в
экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а
также характеристика
конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к
именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического
развития он
определял конкуренцию как
ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые
пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача
предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной,
не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он
может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех
предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают
не пользующуюся
спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком
направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке
только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только
«процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве
необходимо использовать,
что, сколько, где и кому продавать.
Конкуренция как
критерий классификации рыночных структур
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные
формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных
структур.
- Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда
большое
количество фирм производит
самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них
воздействовать
на рыночную цену.
- Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным,
если
на нем функционирует
этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно,
в условиях
чистой монополии границы
- Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с
совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится
подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме
элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не
затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать
предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой
упаковки
и т.п.
- Монополия. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один
покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является
создателем
цены.
- Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается
практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных
покупателей.
- Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему
конкурентов,
противостоит один продавец —
монополист.
- Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы.
Частный
случай олигополия.
- Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм
производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы
осознают
взаимозависимость своих
и рекламной
деятельности.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения
на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными
структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же
монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах
всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный
момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием
современного
рынка».[3]
Особенности рынка
совершенной конкуренции
Итак, из вышесказанного мы можем сделать вывод, что совершенная
конкуренция — это такая форма организации рынка, при которой исключаются
какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между
покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции
необходимо соблюдение
следующих предпосылок.
- Большое количество
относительно мелких
свободный
вход на рынок и такой же
выход из него.
- Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих
факторов
производства в долгосрочном
периоде.
- Полная информированность
всех участников конкуренции
о рыночных условиях.
- Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по
дифференциации
продукта).
- Ни один
участник свободной
решения,
принимаемые другими
Таким образом, в модели
независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму —
ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине
спроса.
Проблемы конкурентной
борьбы
Но как уже отмечалось, в настоящее
время рынок совершенной
в чистом виде не встречается. Т.е. в реальной жизни приходится часто
сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка оказывают влияние (подчас
весьма чувствительное) на решения других. Это влияние принимает
бесчисленные
формы, некоторые из них можно объединить
в следующие группы.
Ограничение свободы
выбора
Рыночная экономическая система использует не только сугубо
экономические рычаги воздействия на участников конкуренции. Поэтому
существуют способы неэкономического давления на конкурентов, и соблазн
использовать
их всегда велик. Вот один из многочисленных
примеров.
Если фирма имеет намерение быть агентом «Аэрофлота», то она должна
иметь счет в
АКБ "Объединенный банк". Это условие,
диктуемое «Аэрофлотом».
В приведенном примере АКБ "Объединенный банк" выиграл конкурентную
борьбу за многочисленных клиентов у других банков тем, что лишил этих
клиентов возможности выбирать банк, неким образом построив свои отношения с
Аэрофлотом.
Случаи давления на
Газета «Экономика и жизнь» сообщает: «23 марта [1999 г. — А.П.] в Вене
состоялось совещание членов ОПЕК и ряда других производителей нефти, на
котором было ратифицировано соглашение о сокращении добычи и экспорта
нефти, принятое 12 марта в Гааге. В соответствие с этим соглашением 11
стран-производителей нефти сократят объем нефтедобычи на 2,1 млн. баррелей
нефти в год».[6]
Нужно ли это России, которая в соответствие с этим соглашением также
снижает выработку нефти — одного их главных источников своего существования
— в момент кризиса?
Сомнительно. Но Россия выполняет условия
соглашения.
Также весьма типичным приемом ограничения свободы выбора конкурентом
является представление «доказательств» того, что «это нужно для общего
блага» с последующим инициированием государственных актов. Рассмотрим еще