Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, реферат
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории
рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием»
Введение 2
Функции конкуренции 2
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 4
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 4
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 6
Особенности рынка совершенной конкуренции 7
Проблемы конкурентной борьбы 7
Ограничение свободы выбора 7
Демпинг (продажа ниже издержек) 9
Антимонопольные экономические отношения 9
Заключение 10
Литература 16
Министерство образования и науки Украины
Национальная
академия природоохранного и курортного
строительства
Реферат на тему:
Конкуренция,
её сущность и формы.
Кафедра
экономической теории
Выполнил: Абдурафиев М.Э
ПГС-303
Проверил:
Артамонов В.П., к.э.н., доцент
г. Симферополь
2007
Конкуренция,
ее сущность и формы
План
реферата
Введение 2
Функции конкуренции 2
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 4
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 4
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 6
Особенности рынка совершенной конкуренции 7
Проблемы конкурентной борьбы 7
Ограничение свободы выбора 7
Демпинг (продажа ниже издержек) 9
Антимонопольные экономические отношения 9
Заключение 10
Литература
16
Введение
Понятие конкуренции является
фундаментальным в
рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием». Основными показателями являются:
а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых
предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на
рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара
одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по
фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие
фирм в контроле над рыночной ценой.
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики
в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы
конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной
борьбе.
Вот почему интересно
экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также
охарактеризовать конкурентоспособность России. Эти вопросы и освещаются в
настоящей работе.
Функции
конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет
потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются
в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации.
Для предпринимателя
одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс;
-предприятия,
которые не реагируют на
правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде
убытков или
вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более
высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий
и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает
господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по
результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то
же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди
нескольких продавцов.
Чем совершеннее конкуренция, тем
справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы
конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной
интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции
предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро
внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например,
склонности потребителей),
(адаптация под давлением
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро
преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения
инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько
быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько
динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной
конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования
соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с
"умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной
индивидуализацией
продукции, напротив, уменьшает интенсивность
конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники
конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска,
связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах
или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать
нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и
гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
конкуренции;
- цены и качество
изделий должны быть в центре
внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим
договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают
покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также
судить о некоторых
их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные
промышленные
образцы, а также образцы промышленной
эстетики.
Конкуренция как
составляющая рыночной экономической
системы
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного
языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание».
В экономике конкуренция
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные
группы людей,
борющихся между собой за право
распоряжаться этим благом».[1]
Трактовка понятия
конкуренции в экономической науке
Толкование понятия
стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий
подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной
борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали
конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги
потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании,
означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями
людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в
экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция
конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были
Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в
современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин
«конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок
называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт,
настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что
никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену
товара путем
изменения объема продаж.
Таким образом, при
фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые
господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания
оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того,
кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или