Конкуренция, её сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории
рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием»

Содержание

Введение 2
Функции конкуренции 2
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 4
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 4
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 6
Особенности рынка совершенной конкуренции 7
Проблемы конкурентной борьбы 7
Ограничение свободы выбора 7
Демпинг (продажа ниже издержек) 9
Антимонопольные экономические отношения 9
Заключение 10
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Реферат на печать.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Национальная  академия природоохранного и курортного строительства 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Конкуренция, её сущность и формы. 
 
 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил: Абдурафиев М.Э

ПГС-303 

Проверил: Артамонов В.П., к.э.н., доцент 
 
 
 
 
 
 
 

г. Симферополь  2007 
 
 

Конкуренция, ее сущность и формы                            

План  реферата 
 

Введение    2

Функции конкуренции 2

Конкуренция как  составляющая рыночной экономической  системы   4

Трактовка понятия конкуренции в экономической науке    4

Конкуренция как  критерий классификации рыночных структур     6

Особенности рынка  совершенной конкуренции   7

Проблемы конкурентной борьбы  7

Ограничение свободы  выбора  7

Демпинг (продажа  ниже издержек)  9

Антимонопольные экономические отношения     9

Заключение  10

Литература  16 
 
 

Введение 

      Понятие конкуренции является  фундаментальным  в  экономической   теории

рыночных   отношений.    Конкуренция    проявляется    на    всех    уровнях

капиталистической  экономики   —   от   микроуровня   (фирма)   до   мировой

экономической  системы. Даже  творцы  социализма,  осуждая  некоторые  формы

конкуренции, пытались заложить ее и  в  социалистическую  экономику,  назвав

«социалистическим соревнованием». Основными показателями являются:

а)   Количество   фирм   (хозяйственных,   промышленных,   торговых

предприятий,  имеющих  права  юридического  лица),  поставляющих  товары  на

рынок;

б) Свобода вхождения  предприятия на рынок и выхода из него;               

в)  Дифференциация  товаров  (придание  определённому  виду  товара

одного  и  того  же  назначения  разных  индивидуальных  особенностей  -  по

фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г)   Участие  фирм в контроле над рыночной ценой. 

      Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной  экономики

в первую  очередь  зависит  от  того,  насколько  хорошо  он  изучил  законы

конкуренции, ее проявления и формы, и  насколько  он  готов  к  конкурентной

борьбе. 

      Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее  отражение  в

экономической  науке,  проблемы,  возникающие  в  связи  с  ней,   а   также

охарактеризовать  конкурентоспособность России. Эти  вопросы  и  освещаются  в

настоящей работе. 
 
 

Функции конкуренции. 

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель

должен предлагать изделия,  которые  предпочитает  потребитель  (суверенитет

потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием  цены  направляются

в те отрасли, где  в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция  означает шанс и риск

одновременно: 

-предприятия,  которые  предлагают  лучшую  по  качеству  продукцию  или

производят   ее   с   меньшими   производственными    затратами,    получают

вознаграждение  в  виде  прибыли  (позитивные  санкции).   Это   стимулирует

технический прогресс; 

-предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или  нарушения

правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают  наказание  в  виде

убытков или  вытесняются с рынка (негативные санкции). 

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы  к  более

высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход  среди  предприятий

и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом.  Это  отвечает

господствующему   в   конкурентной   борьбе   принципу   вознаграждения   по

результатам. 

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую

силу каждого  предприятия. Например, монополист может  назначать  цену.  В  то

же время  конкуренция  предоставляет  покупателю  возможность  выбора  среди

нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем  справедливее цена. 

Политика  в  области  конкуренции  призвана  заботиться  о  том,  чтобы

конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип  "оптимальной

интенсивности конкуренции" в качестве целей  политики в  области  конкуренции

предполагает, что:

-  технический   прогресс  в  отношении  изделий   и   процессов   быстро

внедряется (инновация  под давлением конкуренции);

- предприятия   гибко  адаптируются  к  меняющимся  условиям  (например,

склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции). 

Масштаб  интенсивности  конкуренции   определяется   тем,   как   скоро

преимущества  в  прибыли  теряются  в  результате  успешного  воспроизведения

инноваций конкурентам. В первую  очередь  это  зависит  от  того,  насколько

быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера  и  насколько

динамичен спрос. 

В  соответствии  с  руководящим   принципом   оптимальной   интенсивной

конкуренции   благоприятные   условия   для   нормального   функционирования

соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой"  олигополией  с

"умеренной"  индивидуализацией  продукции.  "Узкая"  олигополия  с   сильной

индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции. 

В каждой рыночной экономике существует опасность  того,  что  участники

конкурентной  борьбы попытаются уклониться  от  обязательных  норм  и  риска,

связанных со свободной  конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах

или  имитации  товарных  знаков.   Поэтому   государство   должно   издавать

нормативные документы, которые регламентируют правила  конкурентной борьбы  и

гарантируют: 
 

- качество конкуренции; 

- само существование  конкуренции; 

- цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции; 

-  предлагаемая  услуга  должна  быть  соразмерной   по  цене  и  другим

договорным условиям; 

-  защищенные  правовыми  нормами  товарные  знаки  и  марки   помогают

покупателю различать товары по  их  происхождению  и  своеобразию,  а  также

судить о некоторых  их качествах; 

- ограниченная  по времени патентная защита (20 лет) и  зарегистрированные

промышленные  образцы, а также образцы промышленной эстетики. 
 

Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 

      Термин «конкуренция» вошел   в  экономическую  теорию  из  разговорного

языка  от  латинского  слова  «concurrentia»,  означающего   «столкновение»,

«состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом. 

      «Конкуренция — ситуация,  когда   существует  несколько  альтернативных

направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы  различные

группы людей, борющихся между собой за право  распоряжаться этим благом».[1] 

Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 

      Толкование понятия конкуренции  в экономической науке прошло  несколько

стадий.  Классической  экономической  теории  был  характерен  поведенческий

подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как совокупность

взаимонезависимых попыток различных продавцов  установить контроль на  рынке.

Следовательно, акцент делался на таком поведении  продавцов  и  покупателей,

которое характеризовалось  честным,  без  сговора  соперничеством  за  более

выгодные условия продажи или покупки товаров.  При  этом  основным  объектом

конкурентной  борьбы считались цены. 

      Поведенческая   трактовка   конкуренции   была   характерна   и    для

неоклассической  политической   экономии.   Однако   неоклассики   связывали

конкуренцию с  борьбой за редкие  экономические  блага,  а  также  за  деньги

потребителей, на которые их можно  приобрести.  Редкость,  в  их  понимании,

означает, что  количество  благ  недостаточно  в  сравнении  с  потребностями

людей. 

      Наряду  с  поведенческой  трактовкой  начиная  с  конца  ХIХ  века   в

экономическую  теорию  стала   проникать   другая,   структурная   концепция

конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди  ее  авторов   были

 Ф. Эджуорт,  А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин.  Позиции этих  ученых  в

современной западной  экономической  науке  столь  сильны,  что  сам  термин

«конкуренция» чаще всего используется именно в  структурном понимании.  Рынок

называется конкурентным, когда число  фирм,  продающих  однородный  продукт,

настолько велико и доля  конкретной  фирмы  на  рынке  настолько  мала,  что

никакая фирма  одна и самостоятельно не может существенно  повлиять  на  цену

товара путем  изменения объема продаж. 

      Таким образом, при структурном  подходе акцент смещается с самой борьбы

фирм  друг  с  другом  на  анализ  структуры  рынка,  тех  условий,  которые

господствуют  в  нем.  Как  подчеркивает  А.Ю.Юданов,  «в  центре   внимания

оказывается не соперничество фирм в установлении цены,  не  выяснения  того,

кто и почему победил, а установления факта принципиальной  возможности  (или

Информация о работе Конкуренция, её сущность и формы