Конкуренция, ее виды и формы

Автор: Екатерина Светлова, 22 Ноября 2010 в 23:52, доклад

Описание работы

Слово «конкуренция» означает столкновение. И действительно, в системе свободной рыночной экономики происходят постоянное сталкивание и взаимодействие интересов самых различных экономических субъектов. Это могут быть производители однородной продукции, и тогда экономисты говорят о внутриотраслевой конкуренции, или производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров (так называемая межотраслевая конкуренция), или столкновение интересов потребителей и производителей и т, д.

Работа содержит 1 файл

Тема 18. Конкуренция, ее виды и формы.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

    Какие же факторы определяют конкурентоспособность  товара в сфере качества?

  1. Степень новизны товара. Есть три основных показателя новизны: технология, функция потребления, группа потребителей. Если, как минимум, в одном из этих показателей происходит изменение, продукт можно характеризовать как новинку. Новая функция потребления означает, что продукт находит применение в новых областях (например, телефонная сеть используется для передачи данных ЭВМ и телефаксных услуг). Продукт, поставляемый на новый рынок, также становится новым товаром. Если меняется технология, лежащая в основе создания продукта, то товар характеризуется как новый (например, переход на изготовление лыж из пластика).
  2. Физические, объективно данные качества - материал, из которого изготовлен товар, технические характеристики, форма, цвет, вкус, запах, вес, прочность.
  3. Эстетические качества - художественная форма изделия.
  4. Символические факторы. Они рассматриваются в связи с общественными нормами (товар дает определенный статус владельцу).
  5. Дополнительные факторы, которые непосредственно не относятся к продукту (предложение услуг, гарантия, установка изделия, монтаж, запчасти, возможность ремонта, дополнительное оборудование и т.п.).

    Сведения, с помощью которых описываются  приоритеты качества товара (услуги) предприятия  или фирмы, пути и способы их достижения в обязательном порядке включают в себя информацию, составляющую коммерческую тайну.

    Устойчивые  позиции будут занимать компании, которые постоянно обновляют ассортимент выпускаемой продукции, безостановочно разрабатывают и быстро осваивают новые образцы изделий и одновременно наращивают производительность труда, повышают гибкость производства, эффективность, снижают все виды издержек и затрат.

    Особое  место занимает обеспечение стабильного  роста качества и надежности новых  изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Все  это означает выпуск как можно  большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность - выше.

    Качество, реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, может  обеспечить фирме огромные конкурентные преимущества на рынке. И наоборот, если потребитель решит, что он сможет получить за нормальную цену лучшее качество в другом месте, его деньги отправятся именно туда.

    Фирма "Ксерокс" еще в начале 80х  годов начала проводить в жизнь  программу качества. За два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63 %, надежность продукции - на 20 %, а издержки снизились на 20 %.

    Повышение качества продукции обеспечило возможность  на 10 % увеличить долю рынка. Качественный товар формирует у покупателя потребность вновь делать покупку у данной фирмы-производителя. Так, преданный одной марке автомобиля покупатель приносит за свою жизнь компании до 40 тысяч долларов. Производителя электроприборов оценивают постоянство одного потребителя в течение 20 лет в сумму 2800 долларов.

    Добросовестная  конкуренция направлена на получение  прибыли путем создания лучших товаров  и оказания более качественных услуг.

    На  Западе считают, что повышение уровня конкурентоспособности возможно, если нацелить предприятия на:

  • постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
  • неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции;
  • повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия.

    Инновационная конкуренция осуществляется за счет:

  • использования новой технологии;
  • новой техники;
  • нового дизайна;
  • нового уровня издержек производства;
  • нововведений в системы распределения и сбыта;
  • новых цен.

    Представляется  возможным сравнить информационную значимость сведений, составляющих коммерческую тайну, входящих в состав таких элементов конкуренции, как ценовые и неценовые факторы.

    Исследование  торговли между США и ФРГ в 1971 году показало, что сравнительное  ценовое преимущество обеспечивает только 28 % торгового успеха.

    Данные 1983 года, собранные Англии, говорят о том, что в 80 % случаев решение о покупке товаров за рубежом принимаются на основании так называемых неценовых факторов.

    В 1984 году британский Институт маркетинга обратился к руководителям с  просьбой сообщить, какие факторы оказались наиболее важными для налаживания их коммерческой деятельности. На цену сослались менее 1/5 из 1775 опрошенных (17 %). Шесть из каждых десяти поставили на первое место эксплуатационные характеристики или дизайн товара.

    Победители  ведут конкурентную борьбу, предлагая товары, имеющие наибольшую ценностную значимость для клиентов, а не более дешевые, - т.е. успех зависит от создания товаров, которые люди хотят покупать. Цена - всего лишь один из элементов эффективной конкуренции.

    На  основе результатов этих исследований можно сделать вывод о преимущественном значении ценности коммерческой тайны предприятия, отражающей эксплуатационные характеристики или дизайн товара, его качество.

    Любое предприятие (фирма) ищет новые возможности, ресурсы для развития предпринимательской деятельности. В значительной степени это зависит от реализации вышеназванных элементов конкуренции, каждый из которых можно описать соответствующей информацией. Именно в этих информационных блоках заключены сведения, составляющие коммерческую тайну.

    В целях более детального определения  сведений, которые можно отнести  к коммерческой тайне, целесообразно  в будущем дифференцировать информационные блоки, использование которых обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за счет повышения качества, снижения цен, предоставления льгот, рекламы, развития послепродажного обслуживания, создания новых товаров и услуг.

    В связи с постоянно меняющимся спросом и предложением предприятия (фирмы) вынуждены менять формы и  методы конкурентной борьбы, ее информационное обеспечение. Это в свою очередь приводит к изменению сведений, составляющих КТ. Определенные сведения переходят в разряд коммерческой тайны, а конкретные охраняемые ранее данные рассекречиваются, изменяется ценность закрытых сведений.

    Таким образом, коммерческая тайна - это непрерывно меняющийся во времени фактор, длительность существования которого зависит  от конкретных условий соперничества  Временной диапазон защиты конкретных сведений довольно широк и может  колебаться от нескольких минут (разработанная тактика проведения деловых переговоров) до нескольких лет (состав духов).

    Огромную  роль в конкурентной борьбе наряду с приданием изделию нужных качеств  играет время, которое затрачивается  на создание новинок. Чем короче период между замыслом и конкретной вещью, тем больше у фирмы шансов опередить конкурентов.

    Успех равнозначен степени опережения. Такова природа современного рынка. Некоторые фирмы не просто создают  товары, которые мы предпочитаем покупать, но и делают это вдвое быстрее других. И скорость эта уже сама по себе становится новой угрозой, что хорошо видно на примерах ряда фирм.

    В британском филиале концерна "Оливетти" разработка товара обычно занимала два  года. Сегодня он выдает изделия  массового дизайна за два месяца.

    Благодаря стремительности выведения товара на рынок японские фирмы вытесняют медлительных конкурентов. На японском рынке ежегодно появляется около 20 тысяч новинок.

    По  данным фирмы "Сони", создание несложных  в технологическом отношении  новинок с момента зарождения замысла до появления товара на рынке занимает у них 6 месяцев, новинок высокой технологии - 1 год.

    Фирма "Филипс" на разработку одного из видов новинок высокой технологии затрачивает 14 месяцев. На разработку изделий попроще уходит 10 месяцев, а не 18, как было раньше.

    Положительные результаты в конкурентной борьбе могут  быть и не получены, если информация (коммерческая тайна) о товаре, его  качестве, сроках выведения его на рынок и т.д. станет известна экономическим  соперникам, так позволит им при  необходимости принять соответствующие контрмеры. Поэтому преимущество во времени как фактор конкретной борьбы может быть реализовано только при обеспечении неразглашения коммерческой тайны предприятия (фирмы).

Информация о работе Конкуренция, ее виды и формы