Конкуренция, ее виды и формы

Автор: Екатерина Светлова, 22 Ноября 2010 в 23:52, доклад

Описание работы

Слово «конкуренция» означает столкновение. И действительно, в системе свободной рыночной экономики происходят постоянное сталкивание и взаимодействие интересов самых различных экономических субъектов. Это могут быть производители однородной продукции, и тогда экономисты говорят о внутриотраслевой конкуренции, или производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров (так называемая межотраслевая конкуренция), или столкновение интересов потребителей и производителей и т, д.

Работа содержит 1 файл

Тема 18. Конкуренция, ее виды и формы.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

18. Конкуренция, ее  виды и формы.  Методы конкурентной  борьбы 

    Слово «конкуренция» означает столкновение. И действительно, в системе свободной  рыночной экономики происходят постоянное сталкивание и взаимодействие интересов  самых различных экономических  субъектов. Это могут быть производители однородной продукции, и тогда экономисты говорят о внутриотраслевой конкуренции, или производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров (так называемая межотраслевая конкуренция), или столкновение интересов потребителей и производителей и т, д.

    Столкновение, взаимодействие этих экономических  субъектов и образуют то, что мы называем рынком.

    Для характеристики уровня конкуренции  на том или ином конкретном рынке  используются следующие показатели:

    количество  производителей и потребителей на рынке;

    тип производимой продукции;

    способность отдельного производителя и потребителя  влиять на рыночные цены;

    барьеры на пути вступления в отрасль;

    отсутствие  или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.

    Исходя  из этих показателен, рынки условно можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

    На  конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его  основные закономерности проявляются  в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что:

    все фирмы выпускают однородную стандартную  продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между  товарами разных производителей;

    количество  фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь  мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену;

    отсутствуют какие-либо ограничения для образования  в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих  предприятий.

    Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объем производства или сократит его до нуля, на рыночную цену ее решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса)

    Борьба  МСАДУ фирмами за увеличение объема своих продаж носит преимущественно  ценовой характер, т. е. основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведет при прочих равных условиях к увеличению величины спроса на нее) и проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня.

    Если  выполняются все перечисленные  выше условия, то предложение на рынке  является конкурентным, а фирмы-производительницы ведут себя как совершенные конкуренты. Если же помимо этого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуют независимо и объем покупок каждого столь мал, что решение одного покупателя о приобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенно конкурентном рынке.

    На  практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться конкурентными  в том смысле, что каждая фирма  сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно входить в дело и выходить из него. Такими примерами можут являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.

    Тем не менее анализ совершенно конкурентного  рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмы действуют в условиях, близких к конкурентному, и для оценки степени конкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель, своего рода эталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучи упрощенным изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в его наиболее чистом виде.

    Виды  конкуренции.

    Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В  данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

    В данной схеме показана основная, самая  популярная классификация: по состоянию  рынка и по способам соперничества.

    Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются: 
Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок.

    Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; 
Доступность информации 
Контроль над рыночной ценой 
Неценовая конкуренция

    Сектор  экономики, в котором преобладает  данная структура. 
          Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы: 
 

    Чистая  конкуренция      
    Характеризуется:     Множеством  мелких фирм. Однородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). Равным доступом ко всем видам информации. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения. ОтсутствуетФинансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов
    Монополистическая конкуренция      
    Характеризуется:     Множеством  мелких фирм. Неоднородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. Некоторый, в  довольно узких рамках. Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. п. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т. д. )
    Олигополия (Дуополия)      
    Характеризуется:     Небольшим числом крупных фирм. Неоднородностью (или однородностью) продукции. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре. Очень типична, особенно при дифференциации продуктаСталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная промышленность
    Монополия      
    Характеризуется:     Одной фирмой. Уникальностью продукции. Практически  не преодолимыми барьерами на вход. Несколько ограниченным доступом к информации. ЗначительныйВ основном реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность), дополнительный сервис. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение
 

    Виды  конкуренции

    В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

    1. Большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных  потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

    2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

    3. Единственный потребитель товара  и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

    4. Структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

    Формы конкурентной борьбы.

    Коммерческая  тайна неразрывно связана с понятием конкуренция, так как именно конкуренция  является одним из важнейших факторов эффективного развития рыночной экономики.

    Конкурентная  борьба неизбежно предполагает сохранение в тайне сведений, овладение которыми посторонними лицами могло бы ослабить экономические позиции предприятия (фирмы) и нанести ему (ей) невосполнимый  ущерб.

    Главный принцип рыночных отношений - производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Спрос на продукцию регулирует предложение, определяющее и количество, и качество, и стоимость производимых товаров.

    Прибыль - важнейший показатель деятельности предприятия. Масса прибыли условно зависит от двух основных групп факторов: производственных и рыночных. Избыток стоимости по сравнению с издержками производства, т.е. прибавочная стоимость, возникает в производстве, но реализуется только в процессе товарного обращения.

    При высокой степени конкуренции существенное значение имеет цена, качество товаров, реклама и т.п., позволяющие эффективно реализовывать продукцию на рынке.

    Основными средствами и факторами успешной реализации рыночной политики, которыми предприятие может управлять, являются: цена товара, собственно товар, время и место продаж, система продвижения товара на рынок, время поставок, послепродажное обслуживание.

    Борьба  за покупателя развертывается главным  образом с помощью двух форм конкуренции: ценовой и неценовой.

    При ценовой конкуренции процесс соперничества включает в себя снижение цен производителей на свои товары по сравнению с ценами на аналогичные товары и услуги других производителей. Предприятие в этом случае может использовать либо преимущество более низких издержек, либо сознательно пойти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка, вытеснить конкурента.

    Для определения информации, оставляющей  КТ, необходимо установить показатели, определяющие ценовые характеристики товара (услуги). К ним относятся:

  • производительность труда;
  • издержки производства;
  • количественные показатели выпуска товара;
  • формы и методы сбыта, издержки этой деятельности.

    Эффективное управление ценовыми характеристиками товара при соблюдении в тайне  соответствующих категорий сведений позволяет предприятию (фирме) успешно вести конкурентную борьбу. Информация о способах методах использования преимуществ в ценовой политике предприятия (фирмы), создающая предпосылки для коммерческого успеха, включает в себя и сведения, составляющие КТ.

    Продукция считается конкурентоспособной, если ее цена и качество не уступают аналогам, представленным на рынке.

    Cпециалисты  определяют конкурентоспособность  как реальную или потенциальную  способность проектировать, изготавливать  и сбывать товары, которые по  ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

    Характерные черты современной конкуренции  в экономически развитых государствах - неценовые факторы и предельное сокращение времени на создание новинок. В основе неценовой конкуренции лежит не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация фирмы. При этом качество товара рассматривается как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые позволяют им удовлетворить имеющиеся или предполагаемые запросы потребителей.

    Следует особо отметить, что конкурентно  способность любого товара определяется совокупностью тех свойств, которые  представляют интерес для покупателей  и обеспечивают удовлетворение имеющихся  потребностей. Другие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке не учитываются.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и формы