Концептуальные подходы к исследованию инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Термин «инновации» в экономическую теорию в начале XX века ввел австриец Йозеф Шумпетер. Интерес к влиянию инноваций на экономическое развитие резко усилился в начале 1970-х годов на волне развития микроэлектроники, компьютерной техники, тонких химических технологий, которые явно демонстрировали превращение научных исследований в движущую силу конкурентоспособности целых отраслей и национальных экономик.

Работа содержит 1 файл

мой.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

 

 

1.3 Инновации как основа  формирования инновационной экономики.

 

Особую роль технологии и знания в постиндустриальном обществе признают все ученые. Так, институционалист Д. Белл указывает, что теоретические  знания составляют здесь основу инноваций и интеллектуальных технологий. Д. Белл сформулировал три основные черты, отличающие это общество от предшествующих:

– переход от индустриального к  сервисному обществу;

– решающее значение знания для осуществления  технологических инноваций;

– превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент анализа  и теории принятия решений.

По мнению П. Друкера , постиндустриальное общество формируется в результате трех революций, за которыми стоят три этапа повышения роли знаний:

1-й этап — промышленная революция  конца XVIII — начала XIX в., которая заключалась в переходе от мануфактурного, ремесленно-ручного производства к машинному, фабричному;

2-й этап — революция в производительности  труда (вторая половина XIX в.) — знания стали применяться для разработки орудий труда, технологий и новых видов продукции;

3-й этап — революция в управлении (середина XX в.) — знания необходимы для производства новых знаний.

Таким образом, можно сказать, что  замещение труда знаниями, означающее переход от чисто технических  навыков к интеллектуальным, является основным, предопределяющим признаком  становления постиндустриального  общества. Поэтому неслучайны и сами термины «информационное общество», «общество знания», «информационная экономика», «интеллектуальная экономика». Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, «когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости».

 Инновационный тип развития характеризуется тем, что импульсы нововведений и изменений порождаются самой системой и располагаются внутри нее. Системообразующим принципом инновационного типа является непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества. Повышение эффективности общественного производства выступает внутренним фактором функционирования и саморазвития общественной системы.

При инновационном типе развития условием экономического роста выступает интеллектуализация производства, целью экономического роста становится абсолютное и относительное повышение в национальном богатстве доли составляющих, ранее относившихся к так называемым внеэкономическим факторам. Кроме того, одним из критериев эффективности экономического роста становится увеличение расходов предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала.

Условиями перехода к инновационному типу развития могут служить:

1) высокий уровень образовательной  системы;

2) наличие организационных возможностей  по ускоренной адаптации инноваций к рынку (инфраструктурное, законодательное и правовое обеспечение и пр.);

3) тесная взаимосвязь научной  и производственной сфер, властных структур и общества на всех уровнях управления. Успех в экономических связях во многом зависит от учета мировых тенденций и предстоящих изменений на отраслевых рынках.

По мнению Г. А. Барышевой, инновационный  путь развития сопровождается созданием таких условий для сохранения и увеличения научно-технического потенциала, форсированного наращивания инвестиций, которые могут повлечь трехкратное увеличение числа инновационно-активных предприятий. Растущее финансирование науки, ее привлекательность должны увеличить приток талантливой молодежи

и привести к восстановлению и омоложению кадрового потенциала.

Сегодня, вне зависимости от терминологии, большинство ученых признают, что изменился тип воспроизводства и основной мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к «экономике инноваций», «экономике знаний», «новой (инновационной) экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.

Академик РАН В. Макаров предлагает под «экономикой, базирующейся на знаниях» понимать «тип экономики, где сектора  технологической материализации знаний играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста» По мнению многих ученых, «новая экономика» — это экономика нематериальных факторов производства: человеческого и интеллектуального капитала (Т. Шульц,

Г. Беккер), интеллектуальной собственности, инновационной деятельности.

И. Матеров под «новой экономикой»  понимает «качественно новый технологический уровень всего народного хозяйства, включая действующие производительные силы общества».

Т. А. Исмаилов и Г. С. Гамидов инновационной называют «экономику общества, основанную на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей,

новых машин, систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности» [17].

Таким образом, в экономике нового типа все ученые выделяют особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства

трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Инновационная экономика, на мой взгляд, характеризуется еще и новым типом отношений, возникающих между ее субъектами, а именно, инновационных отношений, т. е. отношений субъектов инновационной деятельности в процессе воспроизводства инноваций.

Понятие «экономики, основанной на знаниях», или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого

экономического развития.

К качественным особенностям инновационной  экономики современные экономисты относят:

– во-первых, рост востребованности инноваций  не только отдельными субъектами экономики, но и всей национальной системой и  мировой экономикой в целом, вплоть до формирования национальной инновационной системы;

– во-вторых, неэффективность рынка  в инновационной сфере, что вынуждает государство принимать на себя ряд организационных, финансовых и институциональных функций по регулированию инновационного цикла, в рамках которого в той или иной степени присутствуют нерыночные фазы;

– в-третьих, то, что человеческий капитал как фактор производства приобретает новое качественное наполнение. Сегодня он является субъектом своеобразного «рентного» инновационного дохода. На национальных и международных рынках обостряется борьба за присвоение данной ренты, за права собственности на продукт человеческого капитала.

Обобщение результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в области инновационной экономики позволяет сформулировать ее основополагающие признаки. Экономика является инновационной, если:

–  выделяется особая роль научных  знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к созданию и внедрению инноваций различного функционального назначения;

– осуществляются ускоренная автоматизация  и компьютеризация всех сфер производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса и инновационного развития;

–  имеется система опережающей  подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны;

– происходят радикальные изменения  социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной  деятельности не только в производственной, но и в других сферах деятельности человека (управление, образование, культура);

– сформированы развитые инновационные  инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности производства.

 


Информация о работе Концептуальные подходы к исследованию инноваций