1.Концептуальные
подходы к исследованию инноваций.
Термин
«инновации» в экономическую
теорию в начале XX века ввел австриец
Йозеф Шумпетер. Интерес к влиянию
инноваций на экономическое развитие
резко усилился в начале 1970-х годов
на волне развития микроэлектроники, компьютерной
техники, тонких химических технологий,
которые явно демонстрировали превращение
научных исследований в движущую силу
конкурентоспособности целых отраслей
и национальных экономик.
После того,
как к обсуждению подключились психологи,
социологи, юристы и специалисты
по менеджменту и маркетингу, первоначальный
подход к инновациям как процессу
или итогу внедрения научно-технических
результатов в практическую деятельность
(в представлениях классиков инновационной
теории) существенно трансформировался.
Расширение применения термина «инновация»
на гуманитарные науки и сферы
деятельности – напр., социологии, медицины,
политологии – вызвали поток
новых определений. В научной
литературе советского периода слово
«инновация» обычно заменялось терминами
«внедрение», «новая продукция».
Определение
инновации и ее содержательная трактовка
длительное время остаются дискуссионными.
Поэтому для определения авторской
позиции потребовалось уточнить
сам подход к исследованию данной
проблемы.
В современной
литературе можно выделить два подхода
к определению инноваций:
- Процессный (воспроизводственный) подход. Инновации рассматриваются как процесс реализации идеи и ее превращения в готовый результат (зарубежные исследователи - Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд, отечественные - В. Н. Лапин, С. Ю. Глазьев, В. Г. Медынский и др.) или как отдельные стадии процесса - освоение, внедрение, коммерциализация, использование (Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, Х. Хартманн, из отечественных - С. В. Валдайцев и др.). В русле этого подхода дано и определение инновации как изменения (Ф. Валента, Водачек) и как совокупности мероприятий (Ф. Никсон). Т.о в данном подходе, «инновация» рассматривается как процесс или особого вида деятельность, связанного с использованием научно-технических результатов в экономическом развитии. При этом в качестве основы инновации вместе с изобретениями рассматриваются идеи, возникновение которых может базироваться как на результатах науки, так и на практическом опыте, результатах маркетинговых исследований, на субъективной интуиции. Результат инновации определяется как инновационный продукт.
- Объектный подход. При классическом объектном подходе под инновацией понимается внедрение в практику научного открытия, изобретения в виде технологии или создание нового продукта безотносительно механизма передачи (трансфера). Главными признаками выступают наличие информационного результата научной деятельности и новизна продукта (технологии), созданного на основе использования открытия или изобретения. Инновации представлены как конечный результат, внедренный объект (зарубежные экономисты – С. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен, отечественные - А. Н. Фоломьев, Э. А. Гейгер, Н. Н. Молчанов, Л. М. Гохберг, В. Н. Архангельский, Э. А. Уткин и др.).
- Объектно-процессный подход. В последнее время наибольшую популярность получил данный подход, объединяющий результат и процесс как единый объект управления. Такое определение инноваций представлено в проекте Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», который 16 июня 1999 г. приняла в первом чтении Государственная Дума ФС РФ: «Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте».
2.Социально-экономическое содержание,
классификация и виды инноваций.
Понятие «инновация» имеет междисциплинарный
характер и является одним из самых
популярных в современных социальных
исследованиях. В переводе с латинского
языка оно означает «обновление,
новшество или изменение». В контексте
системного подхода «инновация»
определяется как целенаправленное
изменение в функционировании системы,
причем в широком смысле это могут
быть качественные и (или) количественные
изменения в различных сферах
и элементах системы. Понятие
«инновация» впервые было использовано
в исследованиях культурологов
в XIX в. и означало введение элементов
одной культуры в другую. Первое
наиболее полное описание инновационных
процессов было представлено в начале
XX в. экономистом И. Шумпетером, который
анализировал «новые комбинации» изменений
в развитии экономических систем
(1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг.,
И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный
оборот и сам термин «инновация»,
который сочли воплощением научного
открытия в новой технологии или
продукте. С этого момента «инновация»
и сопряженные с ним термины
«инновационный процесс», «инновационный
потенциал» и другие приобрели статус
общенаучных категорий высокого уровня
обобщения и обогатили понятийные системы
многих наук.
Об инновациях в российской образовательной
системе заговорили с 80-х годов
ХХ века, и до сих пор этот феномен
является одним из самых неопределенных
и неоднозначных с позиций
категориального аппарата педагогики.
Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в
80-е годы в педагогике проблематика
инноваций и, соответственно, ее понятийное
обеспечение стали предметом
специального исследования. Термины
«инновация в образовании» и «педагогическая
инновация», употребляемые как синонимы,
были научно обоснованы и введены
в категориальный аппарат педагогики
И.Р. Юсуфбековой. В ее работах педагогическая
инноватика рассматривается как
особая самостоятельная отрасль
педагогической науки, имеющая собственный
оригинальный объект, предмет и методы
исследования. Она выделяет неологические,
аксиологические и праксиологические
характеристики такого сложного и многоаспектного
понятия как «педагогическая
инновация». В контексте образовательной
деятельности инновация предполагает
введение нового в цели, содержание,
методы и формы обучения и воспитания,
организацию педагогического процесса.
Как пишет Н.Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются
новшествами, специально спроектированными,
разработанными или "случайно открытыми''
в порядке педагогической инициативы.
В качестве содержания "инновации''
могут выступать:
- научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М. Полонский);
- новые эффективные образовательные технологии (В.Л. Беспалько, В.В. Сериков);
- выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л. Гузик).
Нововведения – это новые качественные состояния
учебно-воспитательного процесса, формирующиеся
при внедрении в практику достижений педагогической
и психологической наук (А.А. Арламов),
при использовании передового педагогического
опыта (Я.С. Турбовский).
Анализируя педагогическую литературу,
Н.Ю. Посталюк предлагает следующую
классификацию инноваций-нововведений.
1) В зависимости от функциональных
возможностей все педагогические
нововведения можно разделить
на:
- нововведения-условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
- нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
- оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
2) В зависимости от области
реализации или внедрения инновации
могут быть:
- в содержании образования;
- в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
- в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
3) По масштабности и социально-педагогической
значимости можно выделить инновации:
федеральные, региональные и субрегиональные
или локальные, предназначенные
для образовательных учреждений
определенного типа и для конкретных
профессионально-типологических групп
педагогов.
4) По признаку интенсивности
инновационного изменения или
уровню инновационности.
Разнообразие специфических условий,
в том числе экономических, образовательных,
организационных и других, в инновационной
деятельности приводит к тому, что, несмотря
на общность предмета инноваций, каждое
ее внедрение обладает уникальностью.
Вместе с тем существует множество классификаций
инноваций и соответственно субъектов
инновационной деятельности. Рассмотрим
некоторые из них.
Различия между радикальными и
усовершенствующими, или модифицирующими,
инновациями выражают качественные
различия в уровне новизны соответствующих
новшеств и указывают на зависимость
вторых от первых: радикальные инновации
служат базой для последующих
усовершенствований. За этими различиями
обнаруживаются два существенно разных
типа субъектов инновационной деятельности.
Их организационные структуры во многом
противоположны, а их соотношение весьма
диалектично. После внедрения радикальной
инновации усовершенствующая служит дальнейшему
ее развитию и продлевает эффект. Но на
начальных стадиях радикальные инновации
наталкиваются на сопротивление со стороны
механизмов и структур усовершенствующей
деятельности.
Детальную и оригинальную типологию
инноваций дал А.И. Пригожин (см. таблицу
1.2).
Таблица 1.2 Классификация инноваций
по А.И. Пригожину.
Признак классификации |
Вид инноваций |
1.Инновационный потенциал |
- радикальные (базовые);
- комбинаторные (использование различных сочетаний);
- модифицирующие (улучшающие, дополняющие)
|
2.Источник инициативы |
- прямой социальный заказ;
- в результате изобретения
|
3.Объем применения |
- точечные (узкие);
- системные (технологические, организационные и т.п.);
- стратегические (принципы управления)
|
4.Особенности инновационного процесса |
- внутриорганизационные;
- межорганизационные
|
5.Особенности механизма осуществления |
- единичные (на один объект);
- диффузные (на многие объекты);
- завершенные и незавершенные;
- успешные и неуспешные
|
6.Принцип отношения к своему
предшественнику |
- замещающие (вместо устаревшего);
- отменяющие (исключают выполнение операций);
- возвратные (к предшественнику);
- открывающие (новые, не имеющие аналогов)
|
7.Социальные последствия |
- вызывающие социальные издержки;
- новые виды монотонного труда;
- вредные условия и т.п.
|
8.Тип новшества |
- материально-технические (техника, технология, материалы);
- социальные;
- экономические;
- организационно-управленческие;
- правовые;
- педагогические
|
9.Эффективность (цели) |
- эффективность производства;
- эффективность управления;
- улучшение условий труда и т.д.
|
Автор разделил понятия «инновация»
и «новшество». Новшество – это
предмет инновации. Новшества и
инновации имеют различные жизненные
циклы.
Новшества – это разработка, проектирование,
изготовление, использование, устаревание;
инновации – это зарождение, диффузии,
рутинизация.
По характеру общественных целей
различают инновации:
- экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);
- экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
- специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).
Таблица 1.3 Классификация инноваций
по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
1.Область применения. |
Управленческие, организационные, социальные,
промышленные и др. |
2.Этапы НТП, результатом которых
стала инновация. |
Научные, технические, технологические,
конструкторские, производственные, информационные. |
3.Степень интенсивности. |
«Бум», равномерная, слабая, массовая. |
4.Темпы осуществления инноваций. |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие,
равномерные, скачкообразные. |
5.Результативность. |
Высокая, низкая, средняя. |
6.Эффективность инноваций. |
Экономическая, социальная, экологическая,
интегральная. |
Таблица 1.4 Классификация инноваций
по С.Д. Ильенковой
Признак классификации |
Вид инноваций |
Технологический параметр |
продуктовые (применение и создание
новых материалов, комплектующих, новых
продуктов);процессные (новые методы
организации производства, новые
технологии) |
Новизна для рынка |
новые для отрасли в мире;новые
для отрасли в стране;новые
для данного предприятия |
Место в системе |
инновации на входе предприятия (целевое
качественное или количественное изменение
в выборе и использовании материалов,
сырья, оборудования, информации, работников
и др.);инновации на выходе предприятия;инновации
системной структуры предприятия |
Глубина вносимых изменений |
радикальные (базовые);улучшающие;модификационные
(частные) |
Сфера деятельности предприятия |
технологические;производственные;экономические;торговые;социальные;в
области управления |