Концептуальные подходы к исследованию инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Термин «инновации» в экономическую теорию в начале XX века ввел австриец Йозеф Шумпетер. Интерес к влиянию инноваций на экономическое развитие резко усилился в начале 1970-х годов на волне развития микроэлектроники, компьютерной техники, тонких химических технологий, которые явно демонстрировали превращение научных исследований в движущую силу конкурентоспособности целых отраслей и национальных экономик.

Работа содержит 1 файл

мой.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

1.Концептуальные  подходы к исследованию инноваций.

 

Термин  «инновации» в экономическую  теорию в начале XX века ввел австриец Йозеф Шумпетер. Интерес к влиянию  инноваций на экономическое развитие резко усилился в  начале 1970-х годов на волне развития микроэлектроники, компьютерной техники, тонких химических технологий, которые явно демонстрировали превращение научных исследований в движущую силу конкурентоспособности целых отраслей и национальных экономик. 

После того, как к обсуждению подключились психологи, социологи, юристы и специалисты  по менеджменту и маркетингу, первоначальный подход к инновациям как процессу или итогу внедрения научно-технических  результатов в практическую деятельность (в представлениях классиков инновационной  теории) существенно трансформировался. Расширение применения термина «инновация»  на гуманитарные науки и сферы  деятельности – напр., социологии, медицины, политологии – вызвали поток  новых определений. В научной  литературе советского периода слово  «инновация» обычно заменялось терминами  «внедрение», «новая продукция».

Определение инновации и ее содержательная трактовка  длительное время остаются дискуссионными. Поэтому для определения авторской  позиции потребовалось уточнить сам подход к исследованию данной проблемы.

В современной  литературе можно выделить два подхода  к определению инноваций:

  1. Процессный (воспроизводственный) подход. Инновации рассматриваются как процесс реализации идеи и ее превращения в готовый результат (зарубежные исследователи - Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд, отечественные - В. Н. Лапин, С. Ю. Глазьев, В. Г. Медынский и др.) или как отдельные стадии процесса - освоение, внедрение, коммерциализация, использование (Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, Х. Хартманн, из отечественных - С. В. Валдайцев и др.). В русле этого подхода дано и определение инновации как изменения (Ф. Валента, Водачек) и как совокупности мероприятий (Ф. Никсон). Т.о в данном подходе, «инновация»  рассматривается как процесс или особого вида деятельность, связанного с использованием научно-технических результатов в экономическом развитии. При этом в качестве основы инновации вместе с изобретениями рассматриваются идеи, возникновение которых может базироваться как на результатах науки, так и на практическом опыте, результатах маркетинговых исследований, на субъективной интуиции. Результат инновации определяется как инновационный продукт.
  2. Объектный подход. При классическом объектном подходе под инновацией понимается внедрение в практику научного открытия, изобретения в виде технологии или создание нового продукта безотносительно механизма передачи (трансфера). Главными признаками выступают наличие информационного результата научной деятельности и новизна продукта (технологии), созданного на основе использования открытия или изобретения. Инновации представлены как конечный результат, внедренный объект  (зарубежные экономисты – С. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен, отечественные - А. Н. Фоломьев, Э. А. Гейгер, Н. Н. Молчанов, Л. М. Гохберг, В. Н. Архангельский, Э. А. Уткин и др.).
  3. Объектно-процессный подход. В последнее время наибольшую популярность получил данный подход, объединяющий результат и процесс как единый объект управления. Такое определение инноваций представлено в проекте Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», который 16 июня 1999 г. приняла в первом чтении Государственная Дума ФС РФ: «Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте».

 

2.Социально-экономическое содержание, классификация и виды инноваций.

Понятие «инновация» имеет междисциплинарный  характер и является одним из самых  популярных в современных социальных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте  системного подхода «инновация»  определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут  быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие  «инновация» впервые было использовано в исследованиях культурологов  в XIX в. и означало введение элементов  одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных  процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который  анализировал «новые комбинации» изменений  в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный  оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или  продукте. С этого момента «инновация»  и сопряженные с ним термины  «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Об инновациях в российской образовательной  системе заговорили с 80-х годов  ХХ века, и до сих пор этот феномен  является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций  категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом  специального исследования. Термины  «инновация в образовании» и «педагогическая  инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены  в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как  особая самостоятельная отрасль  педагогической науки, имеющая собственный  оригинальный объект, предмет и методы исследования. Она выделяет неологические, аксиологические и праксиологические  характеристики такого сложного и многоаспектного  понятия как «педагогическая  инновация». В контексте образовательной  деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.

Как пишет Н.Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно открытыми'' в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания "инновации'' могут выступать:

  1. научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М. Полонский);
  2. новые эффективные образовательные технологии (В.Л. Беспалько, В.В. Сериков);
  3. выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л. Гузик).

 
Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А.А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я.С. Турбовский).

Анализируя педагогическую литературу, Н.Ю. Посталюк предлагает следующую  классификацию инноваций-нововведений.

1) В зависимости от функциональных  возможностей все педагогические  нововведения можно разделить  на:

  1. нововведения-условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
  2. нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
  3. оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

 

2) В зависимости от области  реализации или внедрения инновации  могут быть:

  1. в содержании образования;
  2. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
  3. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

 
3) По масштабности и социально-педагогической  значимости можно выделить инновации:  федеральные, региональные и субрегиональные  или локальные, предназначенные  для образовательных учреждений  определенного типа и для конкретных  профессионально-типологических групп  педагогов.

4) По признаку интенсивности  инновационного изменения или  уровню инновационности.

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, образовательных, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Различия между радикальными и  усовершенствующими, или модифицирующими, инновациями выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих  новшеств и указывают на зависимость  вторых от первых: радикальные инновации  служат базой для последующих  усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно разных типа субъектов инновационной деятельности. Их организационные структуры во многом противоположны, а их соотношение весьма диалектично. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивление со стороны механизмов и структур усовершенствующей деятельности.

Детальную и оригинальную типологию  инноваций дал А.И. Пригожин (см. таблицу 1.2).

Таблица 1.2 Классификация инноваций  по А.И. Пригожину.

Признак классификации

Вид инноваций

1.Инновационный потенциал

  1. радикальные (базовые);
  2. комбинаторные (использование различных сочетаний);
  3. модифицирующие (улучшающие, дополняющие)

2.Источник инициативы

  1. прямой социальный заказ;
  2. в результате изобретения

3.Объем применения

  1. точечные (узкие);
  2. системные (технологические, организационные и т.п.);
  3. стратегические (принципы управления)

4.Особенности инновационного процесса

  1. внутриорганизационные;
  2. межорганизационные

5.Особенности механизма осуществления

  1. единичные (на один объект);
  2. диффузные (на многие объекты);
  3. завершенные и незавершенные;
  4. успешные и неуспешные

6.Принцип отношения к своему  предшественнику

  1. замещающие (вместо устаревшего);
  2. отменяющие (исключают выполнение операций);
  3. возвратные (к предшественнику);
  4. открывающие (новые, не имеющие аналогов)

7.Социальные последствия

  1. вызывающие социальные издержки;
  2. новые виды монотонного труда;
  3. вредные условия и т.п.

8.Тип новшества

  1. материально-технические (техника, технология, материалы);
  2. социальные;
  3. экономические;
  4. организационно-управленческие;
  5. правовые;
  6. педагогические

9.Эффективность (цели)

  1. эффективность производства;
  2. эффективность управления;
  3. улучшение условий труда и т.д.

Автор разделил понятия «инновация»  и «новшество». Новшество – это  предмет инновации. Новшества и  инновации имеют различные жизненные  циклы.

Новшества – это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание; инновации – это зарождение, диффузии, рутинизация.

По характеру общественных целей  различают инновации:

  1. экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);
  2. экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
  3. специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

 
Таблица 1.3 Классификация инноваций  по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1.Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2.Этапы НТП, результатом которых  стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3.Степень интенсивности.

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4.Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5.Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

6.Эффективность инноваций.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.


 
 
Таблица 1.4 Классификация инноваций  по С.Д. Ильенковой

Признак классификации

Вид инноваций

Технологический параметр

продуктовые (применение и создание новых материалов, комплектующих, новых  продуктов);процессные (новые методы организации производства, новые  технологии)

Новизна для рынка

новые для отрасли в мире;новые  для отрасли в стране;новые  для данного предприятия

Место в системе

инновации на входе предприятия (целевое  качественное или количественное изменение  в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и др.);инновации на выходе предприятия;инновации  системной структуры предприятия

Глубина вносимых изменений

радикальные (базовые);улучшающие;модификационные (частные)

Сфера деятельности предприятия

технологические;производственные;экономические;торговые;социальные;в  области управления

Информация о работе Концептуальные подходы к исследованию инноваций