Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа
Целью работы является исследование концепции стратегического менеджмента компании «Артур де Литтл».
В рамках поставленной цели основными задачами являются:
- рассмотреть стратегию менеджмента компании «Артур де Литтл»;
- проанализировать модель компании «Артур де Литтл»;
- рассмотреть модель компании «Артур де Литтл» на примере ОАО «НПЗ».
Введение 3
1. Стратегический менеджмент компании «Артур де Литтл» 4
2. Модель компании «Артур де Литтл» 9
3 Применение модели ADL/LC на примере 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
Содержание
Компания Артур Д. Литтл – мировой лидер в области стратегического планирования и консультирования . Компания играла ключевую роль в разработке бизнес-стратегий, оперативных исследований, текстовых редакторов, синтетического пиницилина, системы управленческого учета Lexis Nexis и многое другое. Но одной из главных разработок компании в области стратегического планирования является модель ADL.
Модель
ADL была разработана известной в области
управления консалтинговой организацией
Артур Д. Литтл. Ее исходное предназначение
состояло в том, чтобы обеспечить менеджеров
оригинальной методикой стратегического
анализа и планирования, дать им по возможности
мощный инструмент анализа портфельных
стратегий для определения разумной диверсификации
деятельности многоотраслевой организации,
который можно было бы использовать как
на корпоративном уровне, так и на уровне
отдельных хозяйственных звеньев.
Согласно концепции жизненного цикла
отрасли, которой придерживаются специалисты
ADL, она в своем развитии, как правило, проходит
последовательно четыре стадии: зарождение,
рост (или развитие), зрелость, старение.
Основное теоретическое положение модели
ADL состоит в том, что и отдельно взятый
вид бизнеса любой организации может находиться
на одной из указанных стадий жизненного
цикла, и, следовательно, его нужно анализировать
в соответствии именно с этой стадией.
Помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса может занимать одну из 5 конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую. Хотя иногда называется еще одна позиция (шестая) - нежизнеспособная, которая, правда, чаще всего не рассматривается.
Каждый вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри нее.
Объектом исследования является компания Артур Д. Литтл.
Предмет исследования – стратегические менеджмент компании Артур Д. Литтл.
Целью работы является исследование концепции стратегического менеджмента компании «Артур де Литтл».
В рамках поставленной цели основными задачами являются:
- рассмотреть стратегию менеджмента компании «Артур де Литтл»;
- проанализировать модель компании «Артур де Литтл»;
- рассмотреть модель компании «Артур де Литтл» на примере ОАО «НПЗ».
А. Литтл, почитаемый многими в качестве отца промышленных исследований в Америке, в возрасте 22 лет закончил в 1886 г. Массачусетский технологический институт и поступил на работу в одну из компаний по производству бумаги в штате Род-Айленд в качестве химика. Год спустя он и другой молодой химик, по имени Роджер Б. Гриффин, решили основать свое собственное дело. Они открыли лабораторию на Милк-стрит в Бостоне и дали объявление о том, что они делают химический анализ и проводят исследования с целью совершенствования как процессов, так и самих продуктов. На первых порах они в основном занимались химическим анализом таких продуктов, прибывших в бостонский порт, как черная патока, сахар и нитрат. В 1893 г. друг и партнер Литтла Гриффин погиб в результате несчастного случая, происшедшего в лаборатории. Во время операции по обезжириванию разбилась емкость с быстроиспаряющим-ся растворителем, и его обдало горящими парами. После того как он чуть было не закрыл лабораторию, Литтл решил продолжать дело в одиночку. [4, c. 174]
До своей смерти в 1935 г. он успел превратить лабораторию в многоотраслевую фирму, занимающуюся промышленными исследованиями, в которой были заняты свыше 80 служащих. В свою бытность Литтл и его все возраставший штат сотрудников, кроме всего прочего, помогли «Дженерал моторс» создать исследовательский отдел, перевели химическую промышленность с одного органического сырья на другое, а именно с угля на нефть, открыли процесс производства спирта из пищевых отходов, способствовали модернизации технических отделов МТИ, а также внедрили десятки изобретений в целлюлозно-бумажной промышленности.
Фирма «Артур Д. Литтл» продолжала развиваться как одна из ведущих в области промышленных исследований. Однако в настоящее время она выполняет многие функции вне основного поля своей деятельности, включая консультации, медицинские исследования, планирование развития национальной экономики, а также исследования в области политики. Будучи корпорацией, созданной с целью получения прибыли, она всегда исключала любую возможность для зависимого положения от одного клиента в мирное время. Приблизительно четверть ее работы выполняется в интересах федерального правительства, остальные три четверти подразделяются более или менее равномерно на три широкие категории: коммерческие предприятия и другие частные учреждения, включая колледжи и профессиональные ассоциации; местные американские органы власти; иностранные правительства и компании. Ее работа почти в равной степени делится на техническую и, как определяют ее руководители корпорации, «мыслительную» работу, которая включает в себя исследования в области управления, экономического развития и образования. Хотя время от времени и имеют место заметные исключения из правил, корпорация специализируется на проектах средней величины, которые требуют для своего выполнения менее одного года. Согласно сообщению одного руководящего работника, средняя стоимость проекта, выполняемого по заказу (исключая заказы федерального правительства), составляет около 25 тыс. долл., в то время как федеральные проекты в среднем выполняются дольше и являются более дорогостоящими. В течение последних лет годовой доход корпорации в среднем был равен 40 млн. долл. Она располагает дюжиной филиалов, разбросанных по территории США и за границей, однако большая часть работы проводится в ее штаб-квартире в Кеймбридже, которая расположена в так называемом Желудевом парке (в честь неофициального лозунга компании «разбрасывай желуди, чтобы могли вырасти дубы»).
В течение года фирма «Артур Д. Литтл» получает в среднем около 30 тыс. запросов, составление ответов на которые занимает значительную часть работы корпорации. Со времени ее основания корпорация работала более чем над 75 тыс. проблем по заказам клиентов и последнее время может похвалиться тем, что среди ее заказчиков значилось более 400 фирм из 500 наиболее крупных корпораций Америки, фигурирующих в ежегодном списке, публикуемом журналом «Форчун».
Проект, разрабатываемый в «АДЛ», называется «делом», и для каждого «дела» назначается руководитель, который полностью отвечает за его завершение. Уникальность системы заключается в том, что сравнительно молодой человек, которому поручено вести разработку, может свободно набирать людей из состава любого отдела для формирования группы, необходимой для выполнения задачи. Группа может состоять из его начальников вплоть до президента корпорации или председателя ее правления. Обычно человек работает более чем над одним проектом одновременно, поэтому зачастую получается так, что в состав группы «А» входит руководитель группы «Б», в интересах которой также работает руководитель группы «А». [4, c. 178]
В плане методологии превалирует система «дел», ведущихся обычно смежными группами. ЭВМ играют важную роль при выполнении отдельных работ, однако в общем и целом условия и концепции, такие, как анализ систем и составление финансовых смет выполнения программ, применяются ограниченно. Не в пример другим подобным корпорациям «Артур Д. Литтл» явно не приемлет жаргон и профессионализмы. Ее доклады обычно изложены ясным языком и детализированы.
Структура корпорации отличается большой гибкостью. Один из руководителей и совладельцев нью-йоркского отделения фирмы, Роберт Графф, отмечает тот факт, что на этот пост недавно он был избран своими сослуживцами. Хотя высшее руководство корпорации функционирует, как, таковое, именно его члены отмечают, что структура фирмы «органична», т.е. не является постоянной, и в минимальной мере отличается иерархичностью. Корпорация имеет 19 вице-президентов, что может показаться большим числом, если не учитывать, что ее ближайший конкурент в области решения различных проблем, корпорация «Буз, Аллен и Гамильтон», имеет 180 вице-президентов. Связь между отдельными сотрудниками непосредственная, и нет необходимости заручаться санкцией начальника того сотрудника, которого хотят включить в ту или иную рабочую группу. Никто не назначается для выполнения какой-то работы: предпочитают спрашивать людей, хотят ли они возглавить решение отдельной проблемы или только участвовать в этом деле. Вполне понятно, что сотрудники не говорят «нет» слишком часто. Парадоксально, что этот отказ от бюрократической структуры является характерной чертой компании, которая, помимо всего прочего, специализируется также и на оказании помощи другим компаниям в решении чисто бюрократических вопросов.
Наиболее «хлебная» деятельность корпорации — это традиционное сотрудничество с промышленностью, обычно в пределах функций, как они были определены самим А. Литтлом, которые постоянно расширяются. Большая часть промышленных исследований носит технический характер и связана с процессами, конструированием, оказанием услуг и новой продукцией. Корпорация специализируется, кроме того, в области аналитической химии, пластиков, текстиля, электроники и прикладной оптики.
Хотя корпорация отвергает рутинный подход к решению различных проблем и использует разнообразную методологию, а также прилагает усилия к тому, чтобы разнообразить свою работу, она имеет также определенное направление деятельности. «Артур Д. Литтл» тщательно отбирает своих клиентов и тематику исследований. [6, c. 84]
В
итоге можно отметить то, что компания
Артур Д. Литтл является довольно
нестандартной компанией и
Сочетание двух параметров - 4 стадий жизненного цикла производства и 5 конкурентных позиций - составляют так называемую матрицу ADL, состоящую из 20 ячеек.
Рис.
2.1. Матрица направленной политики АДЛ
(ADL) [10, c. 132]
Положение конкретного вида бизнеса указывается на матрице наряду с другими видами бизнеса организации. В зависимости от положения вида бизнеса на матрице предлагается тщательно продуманный набор стратегических решений.
Процесс стратегического планирования выполняется в три этапа. На первом этапе, который называется "простой (естественный) выбор", стратегия для вида бизнеса определяется исключительно в соответствии с его позицией на матрице ADL. Область "естественного выбора" охватывает несколько ячеек.
На втором этапе, в рамках каждого "естественного выбора", сама точечная позиция вида бизнеса подсказывает характер "специфического выбора". Однако, "специфический выбор" также является скорее общим стратегическим руководством, например, "избирательно инвестируйте в рост вида бизнеса".
На третьем этапе, предложение которого уже само по себе явилось уникальным вкладом ADL в развитие методики стратегического планирования, осуществляется выбор уточненной стратегии. По существу, выбор такой стратегии - это шаг от стратегического к оперативному планированию. ADL предлагает набор так называемых уточненных стратегий, соответствующих каждому "специфическому выбору". Уточненные стратегии сформулированы в терминах хозяйственных операций, например: "развивайте бизнес за рубежом". ADL предлагает 24 таких стратегии.
Базовая концепция модели ADL состоит в том, что бизнес-портфель организации, определяемый стадией жизненного цикла и конкурентным положением, должен быть сбалансированным. Сбалансированный портфель согласно концепции модели ADL имеет следующие особенности:
Портфель, состоящий только из зрелых и стареющих видов бизнеса с жизнеспособными конкурентными позициями, вероятно будет на каком-то этапе давать положительный поток денежной наличности и высокую норму прибыли, но перспективным в более длительной перспективе его назвать нельзя. Портфель, объединяющий только зарождающиеся и растущие виды бизнеса, имеет хорошие перспективы, но может иметь отрицательный поток денежной наличности в данный момент.
Модель Артур Д. Литтл предполагает использование специального RONA-графа для балансировки бизнес-портфеля. Этот граф опирается на два параметра - показатель RONA, выраженный в процентах, и уровень реинвестиций.
Информация о работе Концепция стратегического менеджмента компании Артур де Литтл