Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:38, доклад

Описание работы

Настоящая Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы (далее - Концепция) нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Стратегия миграционной политики, отраженная в настоящей Концепции, исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала.

Работа содержит 1 файл

Концепция в рк.docx

— 29.84 Кб (Скачать)

 инициирование заключения  двусторонних и многосторонних  международных договоров в области  решения проблем оралманов, беженцев, трудовых мигрантов;

 гармонизация и систематизация  национального законодательства  стран СНГ в области миграции.

 

4. Основные направления  миграционной политики Республики  Казахстан

 

4.1. Миграционная политика  в области эмиграции

 

Имеющиеся проблемы естественного  воспроизводства и механического  движения населения страны вызывают необходимость проведения в стране особой эмиграционной политики.

 Эмиграционная политика  будет направлена на:

 дальнейшее сохранение  международно признанного права - предоставления каждому гражданину страны права на свободу выезда и свободный выбор места жительства. В то же время, в целях предупреждения возможных неблагоприятных моральных, экономических, политических и иных проблем для мигрантов будет предоставляться максимально полная информация о местах их будущего проживания;

 предоставление всем  родившимся в республике и  эмигрировавшим за ее пределы  независимо от этнической принадлежности  упрощенного права приобретения  гражданства в целях сохранения  и развития национальной идентичности  Казахстана в условиях глобализации;

 в содействии реализации  прав соотечественников, проживающих  за рубежом, на возвращение  на историческую родину.

 

4.2. Миграционная политика  в области иммиграции

 

Являясь страной назначения, в целях сохранения и развития ее национальной идентичности, а также  усиления роли миграционного фактора  в ускорении модернизации экономики  страны, стратегия реализации миграционной политики в области иммиграции включает в себя:

 

 разработку механизмов  привлечения мигрантов, основанных  на критериях отбора специалистов;

 разработку механизмов  рационального расселения иммигрантов,  исходя из интересов демографического  и социально-экономического развития  регионов, региональных рынков труда;

 разработку систем  мер по легализации, адаптации  и интеграции иммигрантов в  казахстанское общество;

 использование практического  опыта зарубежных государств, что  в определенной степени позволит  усилить и улучшить политику  государства в контексте интеграции  иммигрантов.

 

4.3. Регулирование трудовой  миграции

 

Миграционная политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных  зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными (нанотехнологии, биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности). Для работы на контрактной основе предполагается выезд многих казахстанских специалистов без угрозы для интересов и целей развития страны. Наряду с этим в условиях вхождения в международный рынок труда в республику будут привлекаться неквалифицированные трудовые мигранты на вторичный рынок труда и в сферу занятости.

 Основной целью реализации  данного направления будет являться  усиление конкурентных преимуществ  Казахстана с помощью трудовых  мигрантов, а именно:

 оценка и систематический  мониторинг долгосрочных количественных  и качественных потребностей  науки, высокотехнологичных и  инновационных секторов экономики  в интеллектуальных трудовых  ресурсах;

 совершенствование механизмов  повышения миграционной мобильности  населения с учетом возможностей  региональных рынков труда;

 создание экономических  стимулов для предприятий с  иностранным участием, осуществляющих  подготовку и трудоустройство  местных кадров;

 совершенствование механизмов  легального и регистрируемого  вывоза рабочей силы из Республики  Казахстан за границу.

 

4.4. Регулирование внутренней  миграции

 

Миграция из сельских районов  в города является преобладающей  формой межобластного территориального размещения, что свидетельствует  об усилении процесса урбанизации.

 Наблюдаются процессы  миграции населения из неперспективных  регионов в перспективные.

 Внутренняя миграционная  политика будет исходить, прежде  всего, из:

 создания экономических  условий (обеспечение пропорционального  развития рынка жилья и рынка  труда) для повышения территориальной  мобильности рабочей силы;

 разработки механизмов  стимулирования территориального  перераспределения экономически  активного населения для обеспечения  сбалансированности региональных  рынков труда;

 мониторинга экологической  обстановки регионов, в частности,  наличия чистой питьевой воды, загрязненности окружающей среды,  а также социальной и экономической  его депрессивности;

 мер, направленных  на равномерное и сбалансированное  размещение внутренних мигрантов. 

 В целом, решение  вопросов внутренней миграции  населения будет осуществляться  с учетом реализации Стратегии  территориального развития Республики  Казахстан до 2015 года и Государственной  программы развития сельских  территорий Республики Казахстан  на 2004 - 2010 годы.

 

4.5. Регулирование незаконной  миграции

 

Важной составляющей миграционной политики Республики Казахстан будут  являться обеспечение безопасности страны, борьба с незаконной миграцией. В этом направлении будут технически и организационно по-новому укрепляться и переоборудоваться границы страны, совершенствоваться система технического оформления и предоставления виз. В целях соблюдения принципов транспарентности и легитимности будет осуществляться на постоянной основе мониторинг мигрантов в части их законного допуска и добросовестного пребывания в стране. В случае нарушения каких-либо условий пребывания к нелегальному мигранту будут применяться национальные и международно признанные правила задержания, возвращения и/или депортации либо легализации его пребывания в стране.

 

5. Механизм реализации  Концепции миграционной политики

 

5.1. Правовое обеспечение  миграционной политики

 

Реализация Концепции  требует совершенствования существующей законодательной базы по вопросам этнической и трудовой миграции, направленной на:

 создание региональных  центров адаптации и интеграции  оралманов с предоставлением адаптационных услуг;

 установление объективных  критериев для включения в  квоту иммиграции оралманов, включая уровень образования и квалификации, наличие профессионального опыта;

 сохранение квотирования  иностранной рабочей силы и  теста на экономическую целесообразность;

 создание гибкого визового  механизма с применением селективного  подхода;

 упрощение процедур  привлечения мигрантов высокой  квалификации;

 ужесточение ответственности  работодателей за привлечение  на работу незаконных мигрантов.

 Взаимодействие с государственными  органами приграничных государств  и международными форумами и  организациями по вопросам миграции  является важнейшим инструментом  управления миграционными потоками  в республике. Для эффективного  сотрудничества на всех уровнях  необходимо рассмотреть возможность  заключения международных договоров  между государствами-участниками  ШОС и СВМДА.

 

5.2. Институциональные и  кадровые основы управления миграционными  процессами

 

Современная система координации  и регулирования миграционных процессов  недостаточно эффективна. В этой связи  необходимо проведение работы в направлении  структуризации и координации миграционной политики. На сегодня создана достаточная  институциональная база в сфере  контроля процессов миграции. Однако в работе субъектов миграционной политики нередко имеют место  случаи дублирования функций и недостаточный  уровень межведомственного взаимодействия.

 Учитывая сложность  и многогранность миграционных  процессов, узкопрофильность возможностей заинтересованных государственных органов, а также нескоординированность их деятельности целесообразно создание единого звена для координирования деятельности всех ведомств, ответственных за данный процесс и ведения мониторинга.

 В целях мониторинга  типовых закономерностей развития  миграции, следовательно, создания  необходимых предпосылок для  реализации комплексного подхода  в государственном регулировании  миграционных процессов, необходимо:

 проведение анализа  внешних миграционных процессов  и их влияния на социально-экономическое  развитие страны;

 организация научных  разработок (исследований) по проблемам  прогноза и регулирования миграционных  процессов;

 внедрение индикаторов  для мониторинга и оценки миграционных  процессов (приложение к Концепции).

 Исходя из особой  значимости управления миграционными  процессами в условиях интеграции  Казахстана в мирохозяйственные  связи, а также предлагаемых  институциональных преобразований  будет совершенствоваться кадровое  обеспечение по реализации миграционной  политики путем:

 обеспечения целенаправленного  и систематического повышения  квалификации кадров, занимающихся  вопросами миграции;

 методического обеспечения  профессиональной подготовки специалистов  в области миграции.

 

5.3. Информационное сопровождение  государственного управления миграционными  процессами

 

Современное развитие любой  страны и эффективная реализация различных государственных программ зависят от соответствующего им качественного  информационного сопровождения  и обеспечения. В этой связи для  эффективного взаимодействия необходимо принятие мер, обеспечивающих эффективное  сотрудничество государственных органов  по оперативному обмену информацией.

 Важным моментом информационного  сопровождения миграционных процессов  должна быть широкая пропаганда  в средствах массовой информации  объективных процессов, происходящих  в сфере миграции, ее значимости  и необходимости для развития  страны.

 Осуществление Концепции  будет сопровождаться разработкой  и распространением различных  информационно-аналитических брошюр, справочников, буклетов, проведением  научно-практических республиканских  и международных конференций,  семинаров, различных теле- и радиопередач, нацеленных на объективное отражение  миграционных процессов в стране.

 

5.4. Финансовое обеспечение  совершенствования миграционной  политики

 

Ресурсное обеспечение государственной  миграционной политики является основным условием ее эффективности. На прием  и обустройство оралманов из республиканского бюджета были выделены в 2003 году - 3,4 млрд. тенге, в 2004 - 7,0 млрд. тенге, в 2005 - 11,4 млрд. тенге, в 2006 - 11,1 млрд. тенге, в 2007 - 12,1 млрд. тенге. Реализация миграционной политики в ближайшей перспективе потребует увеличения объемов финансирования.

 При этом объемы  и источники финансирования будут  определены при разработке плана  мероприятий по реализации Концепции. 

 

6. Ожидаемые результаты

 

Ожидается, что реализация мер, предусмотренных данной Концепцией, позволит усовершенствовать систему  регулирования миграционных потоков, создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда.

 Указанные меры будут реализованы поэтапно, в зависимости от их приоритетности: в 2008 - 2010 годы в стране будет усовершенствована и сформирована единая систематизированная и унифицированная нормативно-правовая база регулирования миграции; в 2010 - 2012 годы - создана система проведения селективной политики в области миграции, основанная на привлечении мигрантов с высоким образовательным, инновационным и инвестиционным потенциалом; в 2013 - 2015 годы будет урегулирован рынок рабочей силы в соответствии с социально-экономическими потребностями страны.

 В целом реализация  Концепции будет способствовать:

защите трудовых и социальных прав мигрантов;

успешной адаптации и  интеграции иммигрантов в общество;

обеспечению потребности  экономики в высококвалифицированной  рабочей силе и сбалансированности спроса и 

Информация о работе Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы