Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:38, доклад

Описание работы

Настоящая Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы (далее - Концепция) нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Стратегия миграционной политики, отраженная в настоящей Концепции, исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала.

Работа содержит 1 файл

Концепция в рк.docx

— 29.84 Кб (Скачать)

Концепция

миграционной политики Республики Казахстан

на 2007-2015 годы

 

Введение

 

Настоящая Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы (далее - Концепция) нацелена на совершенствование  существующих и развитие качественно  новых направлений управления миграционными  процессами в Республике Казахстан. Стратегия миграционной политики, отраженная в настоящей Концепции, исходит  из того, что в условиях все большей  интеграции Казахстана в мирохозяйственные  связи конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством  и качеством человеческого потенциала. С учетом общепризнанных прав человека на свободу передвижения Концепция  определяет основы регулирования миграционных процессов на ближайшую среднесрочную  и долгосрочную перспективу в  контексте реализации общегосударственных  интересов.

 Концепция базируется  на долгосрочной стратегии социально-экономического  развития страны "Казахстан - 2030" и отражает основные направления  в области миграции населения  в соответствии с Посланием  Президента Республики Казахстан  Назарбаева Н.А. народу Казахстана  от 1 марта 2006 года "Казахстан на  пороге нового рывка вперед  в своем развитии". В целях  сохранения национальной идентичности  Концепция будет реализовываться  с учетом полиэтничности Казахстана.

 Концепция разработана  в соответствии с международным  опытом регулирования миграционных  процессов. 

 

1. Современное состояние  и перспективы развития миграционных  процессов в Республике Казахстан

 

Миграционные процессы в  Республике Казахстан развивались  под воздействием социально-экономических, политических, этнических, экологических  и других факторов. На каждом этапе развития Казахстана миграция имела и имеет свои специфические особенности и характеристики.

 В рамках реализации  Концепции миграционной политики  Республики Казахстан, одобренной  постановлением Правительства Республики  Казахстан от 5 сентября 2000 года №  1346, было достигнуто:

1) положительное сальдо  миграции и его увеличение  в последующие годы:

тыс. человек

 

  

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006

 

Количество прибывших 

34,4 

58,2 

65,6 

68,3 

74,3 

67,4

 

Количество выбывших 

104,3 

120,2 

73,9 

65,5 

52,2 

33,9

 

Сальдо миграции 

-69,9 

-62 

-8,3 

2,8 

22,1 

33,5

 

 

2) ежегодное увеличение  этнических иммигрантов в рамках  квоты иммиграции оралманов, утверждаемой Указом Президента Республики Казахстан. По состоянию на 1 июля 2007 года в Казахстане проживает 155 тысяч семей оралманов с численностью 608 тысяч человек.

 В настоящее время  миграционная ситуация в республике  характеризуется:

 ростом объемов трудовой  миграции. В 2006 году было привлечено 40,9 тыс. человек или 0,51% к экономически  активному населению в рамках  квоты на привлечение иностранной  рабочей силы для осуществления  трудовой деятельности на территории  Республики Казахстан, устанавливаемой  ежегодно Правительством Республики  Казахстан. В связи с растущей  экономической привлекательностью  Казахстана увеличивается количество  трудовых мигрантов желающих  работать в Казахстане;

 увеличением масштабов  незаконной миграции. Геополитическое  расположение Республики Казахстан,  прозрачность границ со странами  СНГ, отсутствие единой согласованной  политики и несовершенство законодательной  базы, благоприятный экономический  климат, социально-политическая стабильность, либеральная международная миграционная  политика являются основными  факторами, способствующими незаконной  миграции. В период легализации  в 2006 году выявлено 164,5 тыс. иностранных  граждан незаконно осуществлявших  трудовую деятельность на территории  республики;

 наличием беженцев. Присоединение  к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, нестабильная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в ряде соседних государств обусловили присутствие беженцев в Республике Казахстан. В 2006 году в стране количество беженцев составило 582 человека;

 интенсивной внутренней  миграцией. Ее составляющими является  миграция населения из сельских  населенных пунктов в регионы  с более высоким уровнем жизни  и развитой инфраструктурой, из  экологически неблагополучных регионов  в регионы с лучшей экологической  средой.

 Статистические данные  за 2006 год показывают, что внутри  республики наибольший отток  населения приходится на следующие  области: Жамбылскую, где сальдо миграции составляет минус 7682 чел., Восточно-Казахстанскую (-6635 чел.), Северо-Казахстанскую (-4786 чел.), Кызылординскую (-4272 чел.).

 Основными регионами  притока населения являются гг. Алматы (21959 чел.), Астана (17938 чел.) и Мангистауская область (382 чел.).

 Социально-экономические  проблемы народонаселения и в  частности миграции стоят в  ряду основных вопросов всех  высокоразвитых государств. Такие  страны как США, Канада, Австралия  и ряд европейских государств  в настоящий период проводят  особую селективную иммиграционную  политику в отношении прибывающих  иностранных граждан. Наряду с  этим, ряд стран, в первую очередь,  Германия, Израиль и Польша в  целях сохранения национальной  идентичности и самобытности  своих государств проводят специфическую этно-историческую миграционную политику.

 По оценкам Международной  организации по миграции Казахстан  относится к странам мира, где  наблюдаются наиболее сильные  миграционные процессы. Масштабы  миграционных процессов в Казахстане  будут нарастать, их направления  и влияние на политическую  и социально-экономическую ситуацию  будут глубже, притом, что республика  уже сейчас начинает испытывать  давление иммиграционных потоков.  Вместе с тем отсутствует система  мониторинга миграции, позволяющая  осуществлять прогнозы ее развития  в национальном, региональном и  мировом масштабах.

 С учетом нацеленности  государственной политики войти  в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира, расширения и развития  международных связей, вступления  страны во Всемирную торговую  организацию в ближайшей перспективе становится очевидным развитие миграционной ситуации в следующих аспектах:

 Казахстан будет продолжать  испытывать серьезные проблемы, связанные с негативными факторами, как потеря высококвалифицированных кадров, рост незаконной миграции, увеличение напряженности из-за неравномерного расселения иммигрантов по территории страны;

 экономическая безопасность  Казахстана будет зависеть не  столько от масштабов иммиграции, сколько от ее структуры и  территориального распределения;

 в рамках трудовой  миграции увеличится иммиграция  из стран с напряженным миграционным  потенциалом;

 возрастет поток различных  категорий иммигрантов из Центрально- Азиатских и других государств;

 миграция из сельских  регионов в города будет оставаться  преобладающей формой межобластного  территориального размещения, что  свидетельствует об усилении  процесса урбанизации. 

 

2. Основные принципы миграционной  политики Республики Казахстан

 

Миграционная политика Республики Казахстан основывается на следующих  принципах:

 соблюдение основных  прав и свобод человека, закрепленных  Конституцией Республики Казахстан,  другими нормативными актами, международными  договорами, участником которых  является Республика Казахстан;

 недопущение дискриминации  по признаку расы, языка, религии,  пола, этническому и социальному  происхождению, взглядам, политической  принадлежности, имущественному положению  или по любой другой причине;

 соблюдение мигрантами  законодательства Республики Казахстан;

 сочетание интересов  личности и государства, объединение  усилий всех ветвей власти, общественных  объединений и организаций;

 приоритетность национальных  интересов в части обеспечения  и сохранения социальной, экономической,  политической стабильности, межэтнического  и межконфессионального согласия и толерантности в контексте соблюдения международно признанных стандартов в области управления и регулирования миграционными процессами;

 сохранение и развитие  национальной идентичности страны, предполагающей системное и последовательное  проведение политики, ориентированной,  прежде всего, на стимулирование  возвращения соотечественников,  проживающих за рубежом; 

 развитие конкурентных  преимуществ Казахстана, основывающихся  на стимулировании привлечения  высококвалифицированных зарубежных  кадров для работы в приоритетных  отраслях и подготовки собственных  квалифицированных кадров;

 селективность, основанная  на избирательном подходе к  иммигрантам, с учетом их образования,  профессии, инвестиционного и  финансового потенциала;

 транспарентность и легитимность, предполагающие проведение в стране непрерывного мониторинга, включающего технические, организационные, экономические меры по обеспечению прозрачности и легализации пребывания иммигрантов в Казахстане, а также организацию различных мер правового обеспечения их пребывания;

 соблюдение принципа  недопущения принудительного возвращения  (nonrefonlment) в отношении лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, или беженцев.

 

3. Цель и основные задачи  совершенствования миграционной  политики

 

Цель миграционной политики Республики Казахстан состоит в  уменьшении негативных последствий  миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной  миграции.

 Для достижения этой  цели перед органами государственной  власти в средне- и долгосрочной  перспективе стоят следующие  задачи:

 предупреждение, предотвращение  и минимизация негативных последствий  миграционных процессов;

 обеспечение и защита  прав и интересов мигрантов;

 стимулирование притока  иностранных специалистов с высоким  инновационным потенциалом путем  упрощения порядка привлечения  иностранной рабочей силы высокой  квалификации и регулирования  качественного состава привлекаемой  иностранной рабочей силы;

 стимулирование возвращения  этнических казахов, проживающих  за рубежом;

 содействие и помощь  в ускоренной адаптации и интеграции  иммигрантов; 

 привлечение иностранной  рабочей силы в отрасли и  сферы, где отсутствует конкуренция  со стороны отечественной рабочей  силы;

 оптимизация и стимулирование  расселения мигрантов в соответствии  со Стратегией территориального  развития Республики Казахстан  до 2015 года, утвержденной Указом  Президента Республики Казахстан  от 28 августа 2006 года № 167 и  Государственной программой развития  сельских территорий Республики  Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной  Указом Президента Республики  Казахстан от 10 июля 2003 года №  1149;

 пресечение незаконной  миграции и торговли людьми, а  также внедрение на пограничных  постах и иных пунктах современных  технических средств, обеспечивающих  мониторинг незаконного пребывания  иммигрантов на территории страны;

 развитие информационно-пропагандисткой работы по предупреждению и устранению возникновения мигрантофобии, в том числе привлечение средств массовой информации;

 присоединение к международным  договорам, регулирующим процессы  миграции, обмен информацией в  отношении мигрантов;

 взаимодействие с миграционными  службами зарубежных государств, а также неправительственными  организациями в части решения  вопросов миграции;

Информация о работе Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы