Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа
Взгляды А. Смита на целесообразность внешней торговли получили название теории абсолютных преимуществ. Суть заключается в том, что в разных странах товаров производятся с неодинаковыми издержками производства. В одних странах с большими, в других с меньшими. Поэтому цены товаров разные, что и создает возможность одни товары экспортировать за границу с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, нежели покупать дома.
Содержание
Взгляды А. Смита на целесообразность внешней торговли получили название теории абсолютных преимуществ. Суть заключается в том, что в разных странах товаров производятся с неодинаковыми издержками производства. В одних странах с большими, в других с меньшими. Поэтому цены товаров разные, что и создает возможность одни товары экспортировать за границу с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, нежели покупать дома. Таким образом, А. Смит ответил на вопрос, какие товары следует экспортировать, а какие импортировать. По его мнению, товары, производимые с низкими издержками производства надо экспортировать, а те, на которые внутри страны делаются большие затраты труда, импортировать.
Ситуацию абсолютного преимущества какой-то страны в издержках производства какого-то товара можно изобразить на примере внешнеэкономических отношений Англии и Португалии (см. таб.1)
Таблица 1 Внешнеэкономические отношения Англии и Португалии
Англия | Португалия |
1 бочку вина производят 120 чел. | 1 бочку вина производят 80 чел. |
1 рулон сукна производят 70 чел. | 1 рулон сукна производят 90 чел. |
В этом гипотетическом примере Англия обладает абсолютным преимуществом в издержках производства при выпуске сукна, а Португалия – при изготовлении вина. Совершенно очевидно, что в этой ситуации Англии следует специализироваться на производстве сукна и обменивать его на португальское вино, а Португалии целесообразно производить только вино и менять его на английское сукно. Сэкономленные каждой страной-участницей МРТ ресурсы могут быть использованы для организации новых видов производства с целью удовлетворения возросших потребностей населения или отдельных секторов народного хозяйства [2].
Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это позволяет обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах, поскольку каждая из них производит главным образом те товары, на которые она затрачивает меньше ресурсов, чем другие страны.
Международная миграция капитала как явление начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя международную миграцию товаров, оно становилось постепенно неотъемлемой, определяющей, отличительной чертой современной мировой экономики и международных экономических отношений. Согласно оценкам экспертов, среднегодовые темпы прироста, в частности, прямых зарубежных инвестиций составили в 80-е гг. почти 34%, что в 5 раз превышало темпы расширения мировой торговли.
На
современном этапе
Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) представляет собой процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный процесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которая приносит доход их собственникам.
Среди причин перемещения капитала за рубеж выделяется его относительная избыточность в собственной стране, стране-доноре. Это позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход как в форме дивиденда, так и процента.
Существенная часть международной миграции капитала приходится на прямые зарубежные инвестиции. В соответствии с методикой статистики платежного баланса Международного валютного фонда, прямые зарубежные инвестиции — это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования). Прямые инвестиции подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также значительную роль инвестора в управлении этим предприятием. Пропорция, которая определяет «существенность» этой роли, различается по странам. В статистике платежного баланса МВФ и других международных организаций прямым зарубежным инвестированием признается всякое вложение капитала (путем кредитования или приобретения акций), если инвестор располагает или получает не менее 10% простых акций или голосов (для корпоративного предприятия) или соответствующий эквивалент собственности (для некорпоративного предприятия). Таким образом, чтобы стать прямым инвестором, не обязательно иметь контрольный пакет акций.
Как свидетельствует опыт многих стран мира, использование зарубежного капитала в форме прямых инвестиций позволяет повысить эффективность развития всей экономики. Иностранный капитал внес значительный вклад в промышленное развитие США. Во Франции 30% промышленной продукции выпускалось предприятиями, которые принадлежали полностью или контролировались иностранными инвесторами. В Италии на долю таких предприятий приходилось до 25% обрабатывающей промышленности, в Великобритании — от 15 до 18% [1].
Активное привлечение прямых зарубежных инвестиций в экономику развитых стран началось с 60-х годов. К 1970 г. их общий объем в целом по миру составил 13 млрд долл. в год. В 80-е годы объем прямых зарубежных инвестиций в мире составил уже 450 млрд долл. США, в 1990 г. — 1,7 трлн долл., т.е. произошло почти четырехкратное увеличение за одно десятилетие. В 1998 г. годовой объем мировых инвестиций превысил 400 млрд долл. США, а накопленный во всем мире объем прямых зарубежных инвестиций составил более 2,7 трлн долл. Высокие темпы роста объемов прямых инвестиций объясняются перестройкой в мировом хозяйстве: транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, целью которого является длительный характер получения прибыли. В последние десятилетия движение значительной части международного капитала продолжает осуществляться преимущественно между развитыми странами — в них сосредоточена основная часть мирового капитала, и они же являются наименее рисковыми с точки зрения вложения капитала. Значительная часть прямых иностранных инвестиций приходится на три главных центра мировой экономики — США, Европейский Союз и Японию.
В современных условиях принимающие страны, как правило, одобряют деятельность многонациональных компаний на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой многонациональным фирмам предоставляются налоговые скидки и другие льготы.
Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоит в получении дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Осваивая за рубежом новые виды продукции, внедряя новые технологии, многонациональные фирмы нередко предназначают часть объема производства на экспорт. Следовательно, они способствуют улучшению эксплуатационных возможностей принимающей страны.
В прямых зарубежных инвестициях важную роль играют особые преимущества фирмы, ее контроль над рынком как следствие несовершенной конкуренции. Поэтому необходимо государственное регулирование иностранных инвестиций в принимающих странах, что и происходит в большинстве суверенных государств. Конкретные формы такого ограничения могут быть весьма разнообразны: запрет на инвестирование в определенных отраслях, оговаривание ряда условий инвестирования, таких, как использование местных узлов и полуфабрикатов, расширение экспорта производимой продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принимающей стране, обучение местных кадров.
Страны, вывозящие капитал в форме прямых зарубежных инвестиций, как и принимающие страны, заинтересованы в этом. Основная выгода от прямых зарубежных инвестиций для этих стран состоит в том, что они обеспечивают гораздо более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями [3].
Что же касается налогов, получаемых с зарубежного дохода многонациональных фирм, то их в первую очередь получает принимающая страна, хотя определенная часть достается стране, вывозящей капитал. Распределение налогов зависит от разницы в ставках налогообложения.
Вместе
с тем вывоз капитала связан с
известными издержками, которые могут
колебаться в довольно широких пределах.
Так, страны, вывозящие капитал, имеют
потери в торговом балансе, которые возникают
в результате давления принимающих стран
на многонациональные фирмы, что оказывает
негативное воздействие на характер международных
торговых потоков. Крайним случаем потерь
может быть конфискация прямых зарубежных
инвестиций.
Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.
Информация о работе Концепция абсолютных преимуществ А.Смита