Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале. В этом случае предметом изучения является рост потенциального объема производства, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равновесия к другому.
Введение 3
1. Концепции экономического роста 5
1.1.Экономический рост: цели, эффективность и качество 5
1.2.Государственное регулирование экономического роста 11
1.3. Характеристика общих черт национальной экономики 13
2. Экономический рост модели, факторы и его типы 16
2.1.Основные модели экономического роста 16
2.2.Факторы экономического роста 21
2.3.Типы экономического роста 22
3. Анализ экономической динамики в Украине 25
3.1.Современная экономическая ситуация в Украине 25
3.2.Проблемы инвестирования экономики и пути решения 29
3.3.Условия стабильности экономического роста 34
Вывод 38
Литература 40
-внедрения передовых
технологий, которые способствовали
бы достижению высокой и
-создания большого количества новых, технологически более совершенных рабочих мест, особенно в тех отраслях АПК, где производятся средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
-решения ряда других
проблем, таких, как
Приоритетные цели потенциальных иностранных инвесторов нужно учитывать органам государственного и хозяйственного управления, украинским предпринимателям. Учитывая низкий уровень рыночной культуры отечественных предпринимателей, их недостаточную информированность относительно ситуации на мировых рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов, органы государственного управления на современном этапе должны взять на себя львиную долю функций информационного обеспечения, организационной и правовой поддержки украинских производителей. Отсутствие таких действий непременно приведет к значительным убыткам отечественных предпринимателей, уменьшит поступление средств, включая иностранную валюту, в государственный бюджет.
Поэтому на государственном уровне для АПК Украины должны быть четко определены приоритетные отрасли, производства, куда в первую очередь должны привлекаться иностранные инвестиции. Одним из ведущих критериев целесообразности такого выбора должна быть возможность достижения цепной реакции хозяйственной активности и экономического роста во всем агропромышленном комплексе как следствие первичной инъекции капиталов. В связи с этим, учитывая отечественные потребности, а также мировой опыт, особенно опыт стран Восточной Европы, для условий Украины можно предложить следующие приоритетные сферы-адресаты для иностранных инвестиций с целью обеспечения динамичного развития перерабатывающих отраслей АПК:
производство технологического оборудования для сахарной, масложировой, хлебопекарной, мукомольно-крупяной, мясомолочной промышленности, тароупаковочного хозяйства, для выпуска детского питания;
производство тары и упаковки;
биотехнологии в отраслях перерабатывающей промышленности АПК;
создание объектов социальной инфраструктуры.
Мировая практика показывает,
что процесс освоения фирмой иностранных
рынков проходит три этапа: экспорт,
общая предпринимательская
Целесообразным для экономики Украины сценарием привлечения иностранных инвестиций в АПК является поэтапный переход от импорта небольших партий технологического оборудования или других товаров производственного назначения с целью изучения и освоения вероятного рынка сбыта продукции до создания совместных предприятий с их последующей экспансией на рынки за пределами Украины. Возможность такого варианта действий зависит от последовательности в проведении радикальных экономических реформ. При этом необходимо отметить, что все решения относительно заключения контрактов должны принимать независимые от государства хозяйствующие субъекты, предприниматели, которые будут распоряжаться собственными или заемными ресурсами и отвечать за результаты принятого решения своим имуществом. Государству должна отводиться роль регулятора налоговой, таможенной, а опосредованно - и кредитной политики. Только на такой основе привлечение иностранных инвестиций будет способствовать подъему агропромышленного комплекса и экономики Украины в целом.
3.2. Проблемы инвестирования экономики и пути решения
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макро - уровнях.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро - и макро - уровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики в Украине.
Сложившаяся ныне в Украине экономическая ситуация, значительно усложняет инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным отношениям инвестиционного механизма, сочетающего формы частного и государственного инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных субъектов инвестиционной деятельности, разработки соответствующей законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы или отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.
Эти вопросы тесно связаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развития общества, с решением задач по преодолению экономического кризиса, поэтому исследование современных особенностей инвестиционной ситуации в Украине является одним из основных приоритетов экономической науки.
Понятие инвестиции (от лат. investio - одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).
Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товароматериальные запасы и т.д.).
Финансовые инвестиции - вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Это трансфертные (т.е. передаточные операции).
В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в “знания”, “интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.
Сегодня от эффективности
инвестиционной политики зависят состояние
производства, положение и уровень
технической оснащенности основных
фондов предприятий народного
На протяжении последних лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть долгосрочных кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования всех форм собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1997 году этот показатель был равен 10,3 %, то в 2004 году - около 8-9%. Это свидетельствует об отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования производственных инвестиций, наличии повышенного риска при предоставлении таких кредитов.
Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей: стабильные деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности можно сказать, что Украина, как демократическое государство, сформировала свою денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации, которая формирует базовые условия для разворачивания инвестиционных процессов в Украине.
Первым толчком к улучшению экономического состояния Украины, стали события осени 2004 года. «Оранжевая революция» стала своеобразной инвестицией в рыночною инфраструктуру Украины и сгенерировала мощный гул позитивных ожиданий экономических агентов. Заметим, что в последние 5 лет мировые объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным UNCTAD, сократились практически втрое.
Прирост прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) в Украину в 2004 году
составил 1559,5 миллиона долларов, что
на 31,5% превышает аналогичный
По данным Госкомстата, ПИИ в Украине увеличились на 23% и достигли 8353,9 миллиона долларов на 1 января 2005 года, или 177 долларов на одного жителя.
При этом в четвертом квартале прирост ПИИ составил 554,9 миллиона долларов, тогда как в третьем квартале - 436,7 миллиона долларов.
В целом в 2004 года в экономику Украины иностранные инвесторы вложили 1930,3 миллиона долларов прямых инвестиций, в том числе из стран СНГ - 80,2 миллиона долларов (4,2% общего объема). Одновременно нерезиденты изъяли капитал на сумму 472,7 миллиона долларов.
С другой стороны, членство
10 стран ЦВЕ в ЕС со временем негативно
скажется на их международной
Еще одну категорию потенциальных инвест
Современные условия экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.
Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины.
Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе реализации инвестиционных проектов, при участии американских компаний Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы быстрого реагирования.
На фоне данной проблемы чрезвычайную важность приобретает вопрос информационного обеспечения и продвижения положительного имиджа страны. Архиважным компонентом инвестиционной политики должен стать маркетинговый план продвижения возможностей Украины как мощного рынка в центре Европы. «Оранжевая революция» существенно облегчила эту задачу, обеспечив постоянное присутствие Украины в глобальном информационном поле. По оценкам журнала «Корреспондент», примерная стоимость публикаций, освещавших украинские события в международных электронных и печатных СМИ и имевших позитивный промо-характер, достигла $10 млрд., что превысило объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны за все годы независимости.
Конкурентным преимуществом Украины наряду с традиционными факторами (рынки сбыта, природные ресурсы, дешевая рабочая сила) должна стать способность к созданию производственных сетей на основе малого и среднего бизнеса как элемента инвестиционной инфраструктуры. Транснациональные компании все чаще прибегают к услугам внешних исполнителей на всех этапах цепочки создания стоимости (outsourcing). Таким образом, при выборе места локализации инвестиционного проекта особое внимание уделяется наличию квалифицированных кадров, инновационных учреждений и обслуживающих бизнесов. Спровоцированная Майданом идентификация мелких собственников и наемных менеджеров со средним классом в этом аспекте сыграет позитивную роль.
Главными основами государственной
инвестиционной политики на ближайшую
перспективу являются: увеличение объемов
капитальных вложений субъектов
хозяйствования за счет прибыли и
новой амортизационной