Концепции экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале. В этом случае предметом изучения является рост потенциального объема производства, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равновесия к другому.

Содержание

Введение 3
1. Концепции экономического роста 5
1.1.Экономический рост: цели, эффективность и качество 5
1.2.Государственное регулирование экономического роста 11
1.3. Характеристика общих черт национальной экономики 13
2. Экономический рост модели, факторы и его типы 16
2.1.Основные модели экономического роста 16
2.2.Факторы экономического роста 21
2.3.Типы экономического роста 22
3. Анализ экономической динамики в Украине 25
3.1.Современная экономическая ситуация в Украине 25
3.2.Проблемы инвестирования экономики и пути решения 29
3.3.Условия стабильности экономического роста 34
Вывод 38
Литература 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

-внедрения передовых  технологий, которые способствовали  бы достижению высокой и устойчивой  конкурентоспособности продукции  АПК на отечественном и мировом  рынках;

-создания большого  количества новых, технологически более совершенных рабочих мест, особенно в тех отраслях АПК, где производятся средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

-решения ряда других  проблем, таких, как достижение  сбалансированности государственного бюджета, удовлетворение платежеспособного спроса, решение социальных, экологических проблем и т.д.

Приоритетные цели потенциальных  иностранных инвесторов нужно учитывать  органам государственного и хозяйственного управления, украинским предпринимателям. Учитывая низкий уровень рыночной культуры отечественных предпринимателей, их недостаточную информированность относительно ситуации на мировых рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов, органы государственного управления на современном этапе должны взять на себя львиную долю функций информационного обеспечения, организационной и правовой поддержки украинских производителей. Отсутствие таких действий непременно приведет к значительным убыткам отечественных предпринимателей, уменьшит поступление средств, включая иностранную валюту, в государственный бюджет.

Поэтому на государственном  уровне для АПК Украины должны быть четко определены приоритетные отрасли, производства, куда в первую очередь должны привлекаться иностранные  инвестиции. Одним из ведущих критериев целесообразности такого выбора должна быть возможность достижения цепной реакции хозяйственной активности и экономического роста во всем агропромышленном комплексе как следствие первичной инъекции капиталов. В связи с этим, учитывая отечественные потребности, а также мировой опыт, особенно опыт стран Восточной Европы, для условий Украины можно предложить следующие приоритетные сферы-адресаты для иностранных инвестиций с целью обеспечения динамичного развития перерабатывающих отраслей АПК:

производство технологического оборудования для сахарной, масложировой, хлебопекарной, мукомольно-крупяной, мясомолочной промышленности, тароупаковочного хозяйства, для выпуска детского питания;

производство тары и  упаковки;

биотехнологии в отраслях перерабатывающей промышленности АПК;

создание объектов социальной инфраструктуры.

Мировая практика показывает, что процесс освоения фирмой иностранных  рынков проходит три этапа: экспорт, общая предпринимательская деятельность (лицензирование, совместное владение предприятиями и т.д.), прямое инвестирование (создание исключительно собственных предприятий). Наиболее проверена иностранными фирмами по отношению к украинскому рынку на сегодняшний день первая стадия - экспорт продукции.

Целесообразным для  экономики Украины сценарием привлечения иностранных инвестиций в АПК является поэтапный переход от импорта небольших партий технологического оборудования или других товаров производственного назначения с целью изучения и освоения вероятного рынка сбыта продукции до создания совместных предприятий с их последующей экспансией на рынки за пределами Украины. Возможность такого варианта действий зависит от последовательности в проведении радикальных экономических реформ. При этом необходимо отметить, что все решения относительно заключения контрактов должны принимать независимые от государства хозяйствующие субъекты, предприниматели, которые будут распоряжаться собственными или заемными ресурсами и отвечать за результаты принятого решения своим имуществом. Государству должна отводиться роль регулятора налоговой, таможенной, а опосредованно - и кредитной политики. Только на такой основе привлечение иностранных инвестиций будет способствовать подъему агропромышленного комплекса и экономики Украины в целом.

3.2. Проблемы инвестирования экономики и пути решения

Исследование проблем  инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической  науки. Это обусловлено тем, что  инвестиции затрагивают самые глубинные  основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макро - уровнях.

Актуальным в настоящее  время является углубленное теоретическое  исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро - и макро - уровнях. Важной проблемой  выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики в Украине.

Сложившаяся ныне в Украине  экономическая ситуация, значительно усложняет инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным отношениям инвестиционного механизма, сочетающего формы частного и государственного инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных субъектов инвестиционной деятельности, разработки соответствующей законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы или отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.

Эти вопросы тесно  связаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развития общества, с решением задач по преодолению экономического кризиса, поэтому исследование современных  особенностей инвестиционной ситуации в Украине является одним из основных приоритетов экономической науки.

Понятие инвестиции (от лат. investio - одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).

Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики  или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товароматериальные запасы и т.д.).

Финансовые инвестиции - вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Это трансфертные (т.е. передаточные операции).

В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в “знания”, “интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.

Сегодня от эффективности  инвестиционной политики зависят состояние  производства, положение и уровень  технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки  экономики, решение социальных и  экологических проблем. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.

На протяжении последних  лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть  долгосрочных кредитов, предоставленных  субъектам хозяйствования всех форм собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1997 году этот показатель был равен 10,3 %, то в 2004 году - около 8-9%. Это свидетельствует об отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования производственных инвестиций, наличии повышенного риска при предоставлении таких кредитов.

Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных  ценностей: стабильные деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности  можно сказать, что Украина, как демократическое государство, сформировала свою денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации, которая формирует базовые условия для разворачивания инвестиционных процессов в Украине.

Первым толчком к  улучшению экономического состояния Украины, стали события осени 2004 года. «Оранжевая революция» стала своеобразной инвестицией в рыночною инфраструктуру Украины и сгенерировала мощный гул позитивных ожиданий экономических агентов. Заметим, что в последние 5 лет мировые объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным UNCTAD, сократились практически втрое.

Прирост прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) в Украину в 2004 году составил 1559,5 миллиона долларов, что  на 31,5% превышает аналогичный показатель за 2003 год, этому во многом способствовала «Оранжевая революция».

По данным Госкомстата, ПИИ в Украине увеличились  на 23% и достигли 8353,9 миллиона долларов на 1 января 2005 года, или 177 долларов на одного жителя.

При этом в четвертом  квартале прирост ПИИ составил 554,9 миллиона долларов, тогда как в третьем квартале - 436,7 миллиона долларов.

В целом в 2004 года в  экономику Украины иностранные  инвесторы вложили 1930,3 миллиона долларов прямых инвестиций, в том числе  из стран СНГ - 80,2 миллиона долларов (4,2% общего объема). Одновременно нерезиденты изъяли капитал на сумму 472,7 миллиона долларов.

С другой стороны, членство 10 стран ЦВЕ в ЕС со временем негативно  скажется на их международной конкурентоспособности. Неизбежен рост стоимости рабочей  силы, ужесточение технических, экологических и др. стандартов, а также конкуренции на внутренних рынках этих стран. Значит, представители среднего бизнеса из Польши, Чехии, Венгрии и других наших соседей уже сейчас присматриваются к Украине.

Еще одну категорию потенциальных инвесторов в Украину составляют международные компании-производители потребительских товаров, ищущие возможности снизить затраты. Примечательно, что 67% топ-менеджеров именно таких компаний, опрошенных фирмой Ernst & Young по всему миру, назвали регион Центрально-Восточной Европы наиболее привлекательным для инвестиций. А каждая пятая компания, по данным опроса UNCTAD, планирует перенести часть своих подразделений в Польщу, Венгрию или Румынию. К сожалению, в рейтинге предпочтений инвесторов на 2005 г., по версии UNCTAD, Украина среди 14 стран ЦВЕ пока занимает лишь 9-е место, уступая России (2-е место), Румынии (5-е место) и Болгарии (8-е место). Капиталовложения, предназначенные именно для этих стран, Украина и может перехватить.

Современные условия  экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

Во избежание споров между иностранными инвесторами  и органами исполнительной власти и  местного самоуправления, с целью  содействия их оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины.

Для содействия решению  спорных вопросов, которые возникают  в процессе реализации инвестиционных проектов, при участии американских компаний Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы быстрого реагирования.

На фоне данной проблемы чрезвычайную важность приобретает  вопрос информационного обеспечения  и продвижения положительного имиджа страны. Архиважным компонентом инвестиционной политики должен стать маркетинговый план продвижения возможностей Украины как мощного рынка в центре Европы. «Оранжевая революция» существенно облегчила эту задачу, обеспечив постоянное присутствие Украины в глобальном информационном поле. По оценкам журнала «Корреспондент», примерная стоимость публикаций, освещавших украинские события в международных электронных и печатных СМИ и имевших позитивный промо-характер, достигла $10 млрд., что превысило объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны за все годы независимости.

Конкурентным преимуществом  Украины наряду с традиционными  факторами (рынки сбыта, природные  ресурсы, дешевая рабочая сила) должна стать способность к созданию производственных сетей на основе малого и среднего бизнеса как элемента инвестиционной инфраструктуры. Транснациональные компании все чаще прибегают к услугам внешних исполнителей на всех этапах цепочки создания стоимости (outsourcing). Таким образом, при выборе места локализации инвестиционного проекта особое внимание уделяется наличию квалифицированных кадров, инновационных учреждений и обслуживающих бизнесов. Спровоцированная Майданом идентификация мелких собственников и наемных менеджеров со средним классом в этом аспекте сыграет позитивную роль.

Главными основами государственной  инвестиционной политики на ближайшую  перспективу являются: увеличение объемов  капитальных вложений субъектов  хозяйствования за счет прибыли и  новой амортизационной политики; усиление влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации; увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала, мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные отрасли экономики.

Информация о работе Концепции экономического роста