Классификация угроз экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является классифицировать угрозы экономической безопасности и описать суть каждой из них отдельно.

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word (5).docx

— 46.86 Кб (Скачать)

      В числе объектов экономической безопасности как административной структуры: экономические отношения центра с субъектами Федерации; система государственных учреждений в сфере экономики; правовая и договорная дисциплина в сфере экономики; уровень экономического и социального развития; производственно-технологические связи между предприятиями.

     Среди угроз экономической безопасности как административной структуры необходимо выделить: недостаточность контроля со стороны государства за процессами экономических преобразований; увеличение разрыва в уровне жизни по регионам и регионализация потребительского рынка; натурализация хозяйственных связей; дезорганизация системы расчетов и платежей; усиление проявлений экономического сепаратизма на местах; криминализацию экономики (развитие теневой экономики); рост масштабов рублево-долларовых спекуляций; увеличение масштабов нелегальных поставок за рубеж военной техники; рост коррупции в структурах управления экономикой; нецелевое использование иностранных кредитов; - нецелевое использование бюджетных средств; местничество, неисполнение Конституции страны и федеральных законов; резкий количественный рост чиновничества; снижение качества товаров, невыполнение стандартов по условиям их производства (прежде всего продовольственных) вследствие ослабления контроля со стороны санэпидемстанций, лабораторий качества, органов пожарной охраны и т.д.; низкая правовая дисциплина в области экономики; массовое невыполнение договорных обязательств; неисполнение государственными структурами собственных обязательств по заключенным контрактам; высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббирования на принятие решений в области экономики; усиление территориальной дифференциации уровня экономического и социального развития регионов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями; деформация экономических отношений центра с субъектам Федерации; несанкционированная центром денежная эмиссия в регионах; низкий уровень заработной платы государственных служащих; несоответствие законодательства потребностям практики управления рыночной экономикой; несогласованность действий центральных экономических ведомств; бесконтрольный вывоз из страны стратегически важных сырьевых товаров; избыточность системы государственных учреждений, осуществляющих управление экономикой, не оптимальность их организационного построения.

Важнейшими объектами  экономической безопасности как  субъекта геополитики являются: экономическая  независимость страны, экспортно-ориентированные  отрасли экономики, транспортная инфраструктура экспортно-импортных операций, денежное обращение, отечественная валюта, структура  экспорта6.

      К основным угрозам в сфере экономической безопасности как субъекта геополитики относятся: рост внешнего долга государства; большой размер долга коммерческих банков (прежде всего «системообразующих») перед иностранными    партнерами; зависимость     страны   от    импорта

______________

6 Богомолов В. А. Экономическая безопасность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, с.67

 

продовольственных товаров, лекарств, некоторых видов продукции  стратегического назначения, товаров  первой необходимости; финансовая блокада  со стороны международной банковской системы; свободная купля - продажа  валюты; проникновение иностранного капитала в экономику страны, завоевание им ключевых позиций в ряде отраслей; подавление отечественного производителя  товаров в конкретных отраслях экономики; дискриминационные меры некоторых  иностранных государств в отношении  российских товаропроизводителей; запрет на поставки в страну передовой технологии некоторых товаров, выдачу кредитов; закрытость многих секторов мирового рынка для отечественной продукции; потеря традиционных рынков сбыта за рубежом; неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций; преобладание сырья в российском экспорте; недостаточное финансирование армии и военноморского флота; отказ производителей поставлять продовольствие армии и морскому флоту в долг; нелегальные поставки российской военной техники за рубеж; осуществление товарной интервенции импортного продовольствия по демпинговым ценам под видом гуманитарной помощи.

Особую значимость для  экономической безопасности во всех его ипостасях имеет некомпетентность экономических элит7.

   Экономические потери от стихийных бедствий -- землетрясений, наводнений, тайфунов, извержений вулканов и т.д., а также от техногенных катастроф значимы также для всех аспектов для экономической безопасности.

    Общие объекты безопасности на уровне государства: суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, иные национальные интересы.

   

____________

7 В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2005, с. 176

    На уровне государства к числу частных объектов экономической безопасности, помимо собственно экономики, следует относить: производительные силы и производственные отношения, систему их защиты;

политический и общественный строй; общественное сознание; систему 

управления обществом; экономический  курс (направление экономического развития), признанный обществом; систему управления экономикой; экономические интересы государства на международной арене.

    Сюда также можно отнести: движимое и недвижимое имущество, находящиеся в распоряжении государства; акции государственных предприятий и иные ценные бумаги; золотой запас; валютные ресурсы экономическое положение предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; интеллектуальный потенциал общества;

информацию, составляющую государственную  тайну; имеющуюся в распоряжении государства текущую информацию, характеризующую экономическое  положение в мире; экономический  рейтинг государства8.

     Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Экономическая безопасность физического лица. Признаками высокого уровня экономическая безопасности с физического лица являются следующие:

· возможность сохранять  стабильный уровень жизни при  резком падении курса отечественной  валюты,

· возможность восстановить необходимое для привычного ритма  жизни имущество, утраченное в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, квартирной кражи и других подобного  рода форс-мажорных обстоятельств;

 

 

______________

Богомолов В. А. Экономическая безопасность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, с.70

 

· способность в течение  длительного времени поддерживать привычный жизненный уровень  в случае потери работы;

· способность осуществлять крупные приобретения, не прибегая к кредиту;

· возможность субсидировать  образование детей в желаемом объеме;

· оказание материальной помощи детям, и родственникам, и близким связям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм обеспечения экономической безопасности.

 

      Меры и  механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на  федеральном  и региональных  уровнях,   должны   быть   направлены   на предотвращение  внутренних  и внешних угроз   экономической   безопасности Российской Федерации.

   Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма  обеспечения экономической безопасности Российской  Федерации  являются  мониторинг  и   прогнозирование   факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности.

      Мониторинг   как   оперативная   информационно-аналитическая   система наблюдений за динамикой  показателей  безопасности  экономики   имеет  большое значение  для   переходного  состояния  экономики   при   наличии   серьезных  межотраслевых пропорций и   острой  недостаточности  ресурсов  (прежде  всего финансовых)9.

      2.   Разработка   критериев   и   параметров   (пороговых    значений)

экономической безопасности Российской Федерации 

      Для   реализации  Государственной   стратегии  должны  быть  разработаны  количественные  и  качественные  параметры  (пороговые  значения)  состояния экономики,  выход  за  пределы   которых   вызывает   угрозу   экономической безопасности страны, характеризующие:

    . динамику и  структуру валового внутреннего  продукта, показатели

 

_____________

9 Бушков А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России. – М., 2008, с. 198

значения)  состояния экономики,  выход  за  пределы   которых   вызывает   угрозу   экономической  безопасности страны, характеризующие:

    . динамику и  структуру валового внутреннего  продукта, показатели объемов и   темпов  промышленного  производства,  отраслевую   и   региональную   структуру  хозяйства  и   динамику  отдельных   отраслей,   капитальные  вложения и тому  подобное;

    . состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического   потенциала страны;

    .  способность   хозяйственного  механизма  адаптироваться  к  меняющимся   внутренним  и внешним факторам;

    . состояние финансово-бюджетной  и кредитной систем;

    . качество жизни  населения .

      3. Деятельность  государства по обеспечению экономической   безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим  основным направлениям:

   1. Выявление случаев,  когда  фактические  или   прогнозируемые  параметры  экономического   развития   отклоняются    от    пороговых    значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных  государственных   мер по выходу страны из  зоны опасности.

   2. Организация работы  в целях реализации комплекса  мер по преодолению или недопущению  возникновения угроз экономической  безопасности  Российской  Федерации10.

      Экспертиза  принимаемых решений по финансовым  и хозяйственным  вопросам  с позиции экономической безопасности  Российской Федерации.

Деятельность  государства по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим основным направлениям:

 

_______________

10Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. – СПб.: Вектор, 2005, с. 174

 

  1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
  2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 

 

     Экспертиза  принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции  экономической безопасности Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      В  заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что экономической безопасностью называют  характеристику, сущность которой состоит в:

        1. нормальном функционировании экономической системы в целом;

        2.  возможности  безболезненного   включения  и  нормальной   работы

           внутренней экономической системы  в мировой.

    В   работе  приведены  общие   направления   поддержания   экономической

безопасности России на должном уровне – это:

-   проведение  эффективной промышленной и структурной  политики;

  -  восстановление  инвестиционной активности;

- спасение основного  массива обрабатывающей  промышленности  и  сельского  хозяйства,  научно-технического потенциала  страны;

  -  постепенный   переход    к    структурно-технологической    перестройке

производства.

      Чтобы   создать  национальную  структуру   своей  экономики,  адекватную

рыночным требованиям, Россия  должна  пройти  мучительный  путь  определения своих приоритетов  по  всем  направлениям  и  на  всех  уровнях  общества  и хозяйства. Ведь она  должна  не  просто  включиться  в  современную  мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом  разделении  труда11.

     Нельзя игнорировать тот факт, что  никто  не  собирается  решать  российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии  решений для обеспечения экономической безопасности нужно с  осторожностью  относится  к советам со стороны других стран,  которые  при  проведении  своей  внешней политики заботятся прежде  всего о своих интересах.  Конечно,  зарубежным опытом   следует   пользоваться,   но   с  

Информация о работе Классификация угроз экономической безопасности