Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи настоящей контрольной работы раскрыть тему классификации стран по уровню социально-экономического развития, описать в отдельности каждую группу стран, развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Классификация стран по уровню социально-экономического развития 4
Показатели уровня социально-экономического развития стран…… 4
Развитые страны……………..………………...…………….…………..... ..7
2.1. Общая характеристика развитых стран …………………………… … 7
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах………………………………………………………… … 9
Развивающиеся страны……………………………………………………...12
Страны с переходной экономикой…………………………………………15
. Основные черты стран с переходной экономикой………………… 15
. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой… 16
. Российский вариант перехода к рынку……………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
ЛИТЕРАТУРА…………………
Особенностью финансовой системы в развитых странах в последние два десятилетия, стало существенное повышение роли и значения расходов на социальные цели (табл.1). Важнейшими статьями являются затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту, жилищное строительство и коммунальные службы.
Таблица 1
Доля расходов на социальные цели в общей сумме бюджетных ассигнований
Страна | 2005 | 2008 |
США | 48,8 | 53,5 |
Германия | 55,8 | 62,4 |
Англия | 43,7 | 51,7 |
Франция | 64,4 | 68,1 |
Италия | 48,8 | 51,5 |
Канада | 43,8 | 54,6 |
Государству в развитых странах принадлежит 30—40% основных фондов, что позволяет ему активно участвовать в воспроизводственных процессах. В последние десятилетия государство стало крупнейшим заемщиком ссудного капитала для покрытия огромных бюджетных расходов.
Таким образом, вступление индустриально развитых стран в XXI век с «новой экономикой» накладывает отпечаток на все черты рыночной экономики и требует расширения функций государства. В основном это касается формирования новой среды для конкуренции в отраслях высоких технологий, а также на мировом рынке товаров, реализуемых через электронную торговлю. Встает также проблема поиска адекватных статистических показателей и методов учета для обеспечения полноты и точности статистического учета в «новой экономике», определения ее воздействия на социально-экономическое развитие страны.
3. Развивающиеся страны.
В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.
Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского региона - АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).
Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна, и, скорее, правильно было бы называть ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.
Название группы - развивающиеся
страны - отражает, скорее, модель их
национального хозяйства, в
Для целей конкретного
наименее развитые страны: Афганистан,
Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди,
Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея,
Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая
Республика Конго (бывший Заир), Замбия,
Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати,
Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия,
Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное
Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы
о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того,
Тувалу, Уганда, Центральноафриканская
Республика, Чад, Экваториальная Гвинея,
Эритрея, Эфиопия.
4.Страны
с переходной экономикой.
4.1.Основные
черты стран с
переходной экономикой.
К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунистических государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой заняты структурной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.
Из четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего. Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего. Россия вступила в XXI век со среднедушевым доходом и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.
Специфика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной экономикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.
В
странах с переходной экономикой
первые шаги рыночных реформ были связаны
с формированием материальных предпосылок
рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры
и новых межотраслевых пропорций. Рыночная
инфраструктура создавалась заново (коммерческие
банки, биржи, посреднические конторы,
страховые компании и т.д.). Менялись межотраслевые
и межсекторальные пропорции. Переход
к рынку предполагал переориентацию в
сторону отраслей конечного спроса, так
как прежде наблюдалась гипертрофия производства
средств производства.
4.2.
Рыночные преобразования
в странах с
переходной экономикой.
Сформировалось два варианта рыночных преобразований — радикальный («шоковый») и эволюционный. Выбор радиального («шокового») варианта большинством стран с переходной экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания с проведением рыночных преобразований. Жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ.
Эволюционный
вариант характерен для Китая
и в известной мере для Венгрии.
Эволюционный путь предполагал рост
альтернативного государству частного
производства, малого и среднего бизнеса,
постепенную либерализацию цен. Этот путь
развития не допускал прямого разрушения
хозяйственных производственных структур,
он максимально сохранял экономический
потенциал страны и делал упор на развитие
реального сектора экономики. Финансовый
сектор реформировался по мере роста реального
сектора, а не наоборот, как это было в
России.
4.3.
Российский вариант
перехода к рынку.
России пришлось использовать «шоковый» вариант реформирования, поскольку она упустила время и возможности постепенных преобразований. Реформирование проходило в условиях угрозы коммунистического реванша. Поэтому рыночные реформы чрезмерно форсировались, проводились непоследовательно и не комплексно, что привело к неоправданно высокой их цене. Запаздывание с проведением реформ привело к лавинообразному распаду старой системы, к распаду мировой системы социализма, а затем и СССР. Предприятия потеряли традиционные рынки, а выйти на новые рынки оказалось невозможно из-за низкой конкурентоспособности их продукции. Массовое банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции, оказалось неизбежным. Неоправданным стал уход государства из экономики.
Начальный период перехода к рынку с переходной экономикой происходил в условиях спада и высокой инфляции. Поэтому в краткосрочном периоде рыночные реформы в таких условиях не могли привести в действие рыночный механизм и с его помощью придать экономике устойчивый рост. Рыночные реформы по «шоковому» варианту создавали основы рынка только для отдаленного будущего. Нестабильность экономики сохранялась, что приводило к неоправданным потерям экономического потенциала, приостановке инвестиционного процесса.
В
России вплоть до 1998г. антиинфляционная
политика была доминирующей. Она заслонила
собой все остальные
Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Приватизация привела к появлению новых собственников, которые на разных основаниях приобрели права собственности на активы предприятий. Приватизация не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Новые хозяева предприятий не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии. Последующее развитие было связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собственности. Неясность в правах и перспектив собственности вызвала паузу в инвестиционном процессе.
Опыт
России и европейских
После финансового кризиса 1998г. российский капитал больше не мог обогащаться исключительно за счет перекачки ресурсов реального сектора в спекулятивную сферу. Возможности обогащения за счет приватизации также были ограничены, так как этот процесс стал завершаться. Денежный капитал устремился в реальный сектор. На первых порах было необходимо сохранить основные фонды предприятий, которые в отличие от финансовых активов стареют и могут прийти в негодность. Угроза аварий из-за старения основных фондов обусловила необходимость инвестиций. Именно это обстоятельство обеспечило материальную основу для экономического роста.
Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития