Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи настоящей контрольной работы раскрыть тему классификации стран по уровню социально-экономического развития, описать в отдельности каждую группу стран, развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Классификация стран по уровню социально-экономического развития 4
Показатели уровня социально-экономического развития стран…… 4
Развитые страны……………..………………...…………….…………..... ..7
2.1. Общая характеристика развитых стран …………………………… … 7
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах………………………………………………………… … 9
Развивающиеся страны……………………………………………………...12
Страны с переходной экономикой…………………………………………15
. Основные черты стран с переходной экономикой………………… 15
. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой… 16
. Российский вариант перехода к рынку……………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
ЛИТЕРАТУРА…………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1. Общая характеристика развитых стран …………………………… … 7
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах………………………………………………………… … 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В международной практике все страны мира по социально экономическому уровню развития подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».
В контрольной работе было определено место той или иной страны в системе мирового хозяйства, рассмотрены основные тенденции развития экономики, место государства в современной экономике, социальные проблемы этих стран.
Также было определено место России в этой классификации и рассмотрен российский переход к рыночной экономике и перспективы её дальнейшего развития.
Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи
настоящей контрольной работы раскрыть
тему классификации стран по уровню социально-экономического
развития, описать в отдельности каждую
группу стран, развитые страны с рыночной
экономикой, страны с переходной экономикой
и развивающиеся страны.
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
Рассмотрим
особенности каждой из выделенных подсистем.
1.1
Показатели уровня социально-экономического
развития стран
Статистические (количественные) показатели являются основой каждого объективного научного исследования.. Какие же существуют показатели, по которым можно судить об уровне социально-экономического развития страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие экономическую мощь: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но есть страны, где эта доля значительна (например, Сингапур).
В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Так,в национальной статистике России, в отличие от других стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли банков, услуги.
Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.
Важным показателем является ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, отражающий распределение произведенного богатства между населением страны.
Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство; "вторичного" отрасли промышленности; "третичного"- услуги и сфера управления) находит свое отражение в СТРУКТУРЕ ВВП и СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Динамика ВВП за ряд лет дает представление о ТЕМПАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
Важными
индикаторами при межстрановых сопоставлениях
являются демографические показатели
- средняя продолжительность
Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и "качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности (доля грамотного населения в численности населения страны), количество автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом анализе.
По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран.
Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год, на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.
К группе стран с развитой
экономикой МВФ относит,
ООН включает в число развитых
стран ЮАР, а Организация
Развитые страны являются
2.2
Научно-технический
прогресс и формирование
«новой экономики» в
развитых странах.
В индустриально развитых странах Запада, начиная с 1960-х годов, научно-технический прогресс развивается в форме научно-технической революции (НТР). По сути, НТР представляет собой ускоренное развитие НТП на базе соединения научных открытий, опытно-конструкторских разработок с развитием производства, в результате чего наука превращается в ведущую производительную силу. НТР оказывает преобразующее влияние на производственную, социальную и отраслевую структуру экономики.
Научно-технический
и технологический уровень
Доля расходов на НИОКР в национальном доходе повысилась: в США с 2,7 до 3,1%, в Германии с 2,9 до 3, 03%, во Франции с 2,3 до 3,0%, в Японии с 2,1 до 3,7%. В среднем государство в странах «большой семёрки» финансирует около трети ассигнований на НИОКР, причём абсолютным лидером среди них являются США, на которые приходится 45% всех бюджетных ассигнований на эти цели в названной группе стран.
Формирование «новой экономики» в индустриально развитых странах — одна из наиболее важных мировых тенденций конца XX — начала XXI века. «Новая экономика» — это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала в добавленную стоимость по сравнению с материально-вещественными ресурсами (землей и капиталом). Она включает образование, информационно-коммуникационные сети, сферу инноваций и высоких технологий, интеллектуальные услуги (консультирование, маркетинговые услуги, финансовая аналитика и т. п.). Основой «новой экономики» стали современные информационные технологии и информационная сеть интернет.
В ряде стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии), с их высоким удельным весом государственного сектора в экономике, значительная часть государственных инвестиций направляется в отрасли первого передела, транспорт, связь, атомную энергетику. Расширяются функции государства в экономическом регулировании и координации.
Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития