Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в раскрытии классификации предприятий общественного питания.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определить виды и формы предприятий общественного питания;
- выявить факторы, определяющие типы и классы предприятий;
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основы организации производственно - торговой деятельности предприятий общественного питания…………………………………………. 5
1.1 Экономическая сущность предприятия общественного питания ………... 5
1.2 Коммерческая деятельность в общественном питании ……………………8
1.3 Применение классификации предприятий в странах рыночной экономики……………………………………………………………………….... 9
Глава 2. Виды и формы предприятий общественного питания, их особенности и классификация в нормативных документах…………………..15
2.1 Особенности классификации в зависимости от: ………………………. 15
a) характера производства
b) ассортимента выпускаемой продукции
c) объёма и видов предоставляемых услуг
2.2 Основные классы предприятий общественного питания………………. 17
2.3 Основные типы предприятий общественного питания………………… 18
Глава 3. Классификация предприятий общественного питания в России…. 20
3.1 Необходимость совершенствования деятельности предприятий общественного питания……………………………………………………… 25
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы…………………………………………… 30
Мировой финансовый кризис, проявляющийся в России, отразился и на рынке общественного питания: россияне стали либо меньше посещать подобные заведения, либо отказываться от дорогих блюд. Отмечена также тенденция оттока посетителей из дорогих ресторанов в средний сегмент, а также фаст-фуд. Тем не менее, эксперты называют рынок общественного питания в России одним из наименее пострадавших от кризиса
В условиях кризиса многие игроки продолжают развиваться, однако пересматривают свои стратегии развития. Так, основными способами приспособиться к кризису среди них являются как снижение себестоимости блюд, так и снижение наценок, а также пересмотр кадровой политики.
3.1 Необходимость совершенствовани
«Комплексный подход к решению вопросов увеличения товарных ресурсов для общественного питания не только за счет покупных товаров, а в большей мере за счет роста собственного производства и исследования взаимосвязи между ними обеспечит повышение эффективности деятельности предприятий общественного питания и их конкурентоспособности. Совершенствование ассортиментной политики, обеспечение пропорциональности и сбалансированности ресурсов в целом и в разрезе отельных их элементов является одним из факторов повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания». [15, 13]
Результаты исследования, связанные с проблемами совершенствования деятельности общественного питания на современном этапе развития экономики, позволяют сделать следующие выводы:
Критерием эффективности деятельности предприятий общественного питания, на мой взгляд, является максимальное удовлетворение спроса потребителей при наименьшем масштабе примененных ресурсов. В настоящее время значительная часть примененных ресурсов в общественном питании эксплуатируется с неполной загрузкой, что является одной из наиболее важных причин снижения экономической эффективности. Особенность предлагаемой системы показателей оценки эффективности деятельности общественного питания состоит в том, что выделены группы показателей, характеризующие эффект, ресурсы и затраты. Кроме того, предлагается показатель оценки отдачи активной части основных средств, где в качестве эффекта используется не общий объем товарооборота, а товарооборот по собственной продукции.
Эффективность использования ресурсов во многом зависит от динамики спроса, основным параметром которой является ценовая эластичность. С целью изучения спроса на продукцию предприятий питания предлагается исчислять динамический коэффициент эластичности спроса от доходов населения.
Несмотря на хорошую организацию деятельности и разнообразие предлагаемых блюд, актуальным остается вопрос привлечения клиентов в свое заведение. В связи с этим реклама играет важную роль в деятельности предприятия общественного питания. Наиболее перспективным направлением в деятельности предприятий питания является формирование собственного рынка, рынка услуг для населения путем осуществления маркетинговых мероприятий, рекламы, рекламно-пропагандистских мероприятий, выставок, дегустаций, расширения и обновления ассортимента продукции и т.д. Весьма перспективной нишей рынка являются дети, подростки и молодежь.
«Повышению привлекательности предприятий общественного питания будет способствовать обновление интерьеров торговых залов, оснащение современным оборудованием и комфортной мебелью, соблюдение санитарно - технических условий на производстве, повышение качества продукции и услуг, рост производительности труда, оплата персонала по полученным результатам деятельности, популярными становятся закусочные, бистро, пельменные, ночные, вечерние молодежные кафе и бары.
Основными задачами предприятий общественного питания на ближайшую перспективу являются:
- обучение персонала работе в рыночных условиях;
- развертывание маркетинговой деятельности;
- укрепление финансового состояния предприятий;
- усиление сотрудничества предприятий системы на основе партнерства;
- поиск альтернативных источников снабжения сырьем;
- более рациональное
использование
- экономия издержек
- замена устаревшего оборудования.
В настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах. Это приводит к тому, что каждое предприятие общественного питания проводит оценку эффективности своей деятельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим, нами предпринята попытка разработки методики оценки эффективности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий отрасли в экономике и социальной жизни нашей страны». [15, 7]
Так как специфика
предприятий общественного
Рисунок 2 – Критерии эффективности предприятий общественного питания.
Сегодня, очевидно, что в нашей стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг, и предприятия общественного питания приносят в бюджет немалые деньги, становясь важной частью экономики.
Особую роль в общественном питании призваны сыграть предприятия быстрого обслуживания, которые в условиях рыночной экономики и разнообразия форм собственности могут стать основой сети общедоступных предприятий питания с учетом специфических условий ее потребления, для чего следует развивать систему предприятий.
С целью повышения конкурентоспособности общественного питания необходимо проводить индустриализацию, концентрацию, специализацию и кооперирование, широкое использование достижений научно-технического прогресса.
В результате комплексного анализа проблемы совершенствования деятельности предприятий общественного питания, сформулированы основные выводы:
1. Общественное питание представляет важный элемент социальной инфраструктуры сферы обслуживания, результат функционирования субъектов во многом определяет не только экономическую, но и социальную инфраструктуру.
2. Для развития отрасли общественного питания необходимо повышение эффективности использования материально-технической базы.
3. Реализация концепций
развития отрасли требует
С целью совершенствования деятельности предприятий общественного питания рекомендуется:
1. Предприятиям общественного
питания проводить
2. Использовать методику
планирования и оценки деятельн
В современных
условиях, характеризующихся высокой
конкуренцией на рынке, эффективность
производственно торгового
Поэтому одним
из направлений роста
Каждое предприятие
должно осуществлять свою деятельность
в соответствии с законодательством
РФ, имея при этом стандартный набор
документов, необходимых для
Таким образом, обеспечивается технический аспект качества. Но не менее важен функциональный аспект (внешний вид персонала, его поведение, посторонние запахи и т.д.), от которого иногда в большей степени зависит успех предприятия и оценка посетителей.
В процессе работы я убедилась, что важнейшую роль на предприятиях общественного питания играет грамотная организация обслуживания посетителей. В свою очередь она имеет множество составляющих: начиная с порядка и методов обслуживания, и заканчивая дополнительными услугами. В условиях жесткой конкуренции необходимо постоянно искать новые пути привлечения и удержания клиентов.
Список литературы:
1 Фадеева З.О. Эффективность услуг предприятий общественного питания// Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: Тез. 8 всероссийского форума мол. уч. и студентов. Екатеринбург. Изд-во УрГЭУ, 2007. - 0,1 п.л.
2 Фролова Т.А. Экономическая теория: Рыночная экономика: Учебное пособие. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
3Система
межрегиональных маркетинговых центров.
[Электронный ресурс] /Обзор Российского
рынка общественного питания. – М., 2010
– Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/
4 RBC. Исследования рынков. Информационно-справочное издание рынка пищевой промышленности. Food News Week. – 13.07.2011
Информация о работе Классификация предприятий общественного питания