Классификация предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии классификации предприятий общественного питания.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определить виды и формы предприятий общественного питания;
- выявить факторы, определяющие типы и классы предприятий;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основы организации производственно - торговой деятельности предприятий общественного питания…………………………………………. 5
1.1 Экономическая сущность предприятия общественного питания ………... 5
1.2 Коммерческая деятельность в общественном питании ……………………8
1.3 Применение классификации предприятий в странах рыночной экономики……………………………………………………………………….... 9
Глава 2. Виды и формы предприятий общественного питания, их особенности и классификация в нормативных документах…………………..15
2.1 Особенности классификации в зависимости от: ………………………. 15
a) характера производства
b) ассортимента выпускаемой продукции
c) объёма и видов предоставляемых услуг
2.2 Основные классы предприятий общественного питания………………. 17
2.3 Основные типы предприятий общественного питания………………… 18
Глава 3. Классификация предприятий общественного питания в России…. 20
3.1 Необходимость совершенствования деятельности предприятий общественного питания……………………………………………………… 25
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы…………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Классификация предпр общ питания.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет (РГТЭУ)

 

Факультет управления

Кафедра Экономики  и управления на предприятиях торговли

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономика  отрасли

 

специальность

080502 – Экономика и  управление на предприятии (торговли)

 

 

Тема: «Классификация предприятий общественного питания».


 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка _2_ курса группа _24__

форма обучения _Д_

                        Оганян Л. А.


Фамилия И.О.

 

 


подпись

 

Преподаватель:

 

проф. Есютин А.А.


Степень, должность, Фамилия И.О.

 

 


подпись


 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

 

                                            Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………   3

 

Глава 1. Основы организации производственно - торговой деятельности предприятий общественного питания………………………………………….  5

1.1 Экономическая сущность предприятия общественного питания ………... 5

1.2 Коммерческая деятельность в общественном питании ……………………8

1.3 Применение классификации предприятий  в странах рыночной экономики……………………………………………………………………….... 9

 

Глава 2. Виды и формы предприятий  общественного питания, их особенности  и классификация в нормативных  документах…………………..15

2.1 Особенности классификации в  зависимости от: ……………………….    15

  1. характера производства
  2. ассортимента выпускаемой продукции
  3. объёма и видов предоставляемых услуг

2.2 Основные классы предприятий общественного питания……………….   17

2.3 Основные типы предприятий общественного питания…………………   18

 

Глава 3. Классификация предприятий  общественного питания в России…. 20

3.1 Необходимость совершенствования деятельности предприятий общественного питания………………………………………………………    25

 

Заключение………………………………………………………………………  28

Список использованной литературы…………………………………………… 30

 

 

 

                                         

Введение

     Актуальность темы исследования.

     В настоящее время все быстрее и быстрее развивается сеть предприятий общественного питания. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.

     Общественное питание – это вид деятельности, связанный с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания, а также характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания.

     Общественное питание – одна из старейших форм хозяйственной деятельности, берущая начало в первобытном обществе и продолжающая свое развитие в настоящее время.

     С переходом на рыночные отношения в нашем городе увеличилось и количество предприятий общественного питания. Посещаемость населением таких предприятий растет с каждым днем. Это можно объяснить увеличением уровня жизни населения, интересом к культуре зарубежных стран и к их кухне в частности, отсутствие времени для приготовления пищи, стремление к разнообразию своего досуга.

     Основным документом, устанавливающим классификацию предприятий общественного питания является ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания». Указанный стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов. Положения данного стандарта распространяются на предприятия общественного питания различных организационно-правовых форм.

     На сегодняшний день индустрия общественного питания в России представляет собой огромное количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования. Общественное питание сейчас - весьма и весьма развивающееся направление пищевой отрасли. Растет не только число самих предприятий общепита, но заметно расширяется их диапазон.

     Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в раскрытии классификации предприятий общественного питания.

     Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определить виды и  формы предприятий общественного  питания;

- выявить факторы,  определяющие типы и классы  предприятий;

- изучить особенности  классификаций по различным признакам:

- проанализировать классификацию предприятий общественного питания в России и способы её совершенствования.

     Объект и предмет исследования. Объектом исследования избраны предприятия общественного питания. Предметом исследования является хозяйственная деятельность предприятий общественного питания.

     Работа  состоит из введения, трёх глав, списка использованных источников и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы организации производственно - торговой деятельности                      предприятий общественного питания.

     «Общественное питание – это специфическая отрасль народного хозяйства и разновидность торговой деятельности, поскольку предмет деятельности из сферы производства переходит в сферу обращения и потребления. Общественное питание выполняет задачи как социальные (удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания по месту работы, учёбы, жительства, отдыха), так и экономические (обеспечение условий самоокупаемости объектов хозяйствования через извлечение прибыли от своей деятельности)». [4, 8]

1.1 Экономическая  сущность предприятия общественного питания

     Основным субъектом рыночных  отношений является предприятие.  В соответствии с Гражданским  кодексом РФ предприятие представляет  собой самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем  или объединением предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ, для производства и реализации продукции, товаров и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия общественного питания функционируют в соответствии с теми принципами, которые предусмотрены законом для предприятий других сфер деятельности.

В соответствии с ГОСТ Р 50762-2007. “Общественное питание. Классификация предприятий”. Под предприятием общественного питания понимается предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Раскрывая экономическую  сущность предприятия общественного  питания, необходимо рассматривать  его в трех аспектах:

  • юридическом;
  • хозяйственном;
  • отраслевом.

«С юридической точки зрения предприятия общественного питания выступают как юридическое лицо, имеют те же права и обязанности в соответствии с законом, как и предприятия других сфер деятельности. Выделяют четыре основополагающих признака, на основании которых предприятие признается юридическим лицом:

  1. Организационное единство – наличие иерархии и соподчиненности органов управления, составляющих структуру предприятия, регламентация отношений между участниками.
  2. Имущественная обособленность – наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов, принадлежащих только данному предприятию и создающих материальную базу его деятельности.
  3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность по всем обязательствам в соответствии с законом.
  4. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица, т.е. осуществление своих гражданских прав, несение обязательств, выступление истцом и ответчиком в суде.

Хозяйственный аспект состоит в том, что объектом гражданских прав предприятия является “имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности”.

В состав имущественного комплекса предприятия общественного  питания включаются:

  • земельные участки;
  • здания, сооружения, помещения;
  • оборудование (тепловое, холодильное, механическое и т.д.);
  • хозяйственный инвентарь (посуда, приборы, столовое белье, спецодежда и т.д);
  • денежные средства;
  • долги и права требования;
  • права собственности (фирменные знаки, образцы);
  • нематериальные активы».[3, 6]

«Отраслевой основой является совокупность материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.

  • Материально-вещественная структура – это общность материальных ресурсов: использование однотипных помещений, однородного производственно-технологического оборудования, сырья, однотипных предприятий.
  • Торгово-технологическая структура представляет собой совокупность однородных технологических процессов, связанных с обработкой сырья и изготовлением продукции, общность назначения продукции, методов обслуживания и продажи, однородность размещения и функциональной взаимосвязи производственных, складских, вспомогательных и торговых помещений.
  • Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, общностью системы учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования экономических показателей деятельности.

Предприятия общественного питания классифицируются:

  • в зависимости от целей деятельности;
  • с позиции правового положения;
  • с точки зрения количественных критериев;
  • по отраслевому признаку».

Рассмотрим  подробнее содержание этих критериев.

В зависимости от целей деятельности предприятия общественного питания бывают коммерческими и некоммерческими.

Основная  цель коммерческих предприятий – получение прибыли на основе оказания услуг населению;

Некоммерческих предприятий – решение социальных задач; обеспечение школьников, работников, студентов питанием.

«С точки зрения правого положения предприятия общественного питания классифицируются по форме собственности и организационно-правовым формам:

Формы собственности:

а) частная , в т.ч. собственность граждан или собственность юридического лица (лиц);

б) государственная, в т.ч. Федеральная или субъектов РФ;

в) муниципальная, в т.ч. городских образований или сельских образований;

г) смешанная, сочетающая несколько форм собственности.

Предприятия общественного  питания могут функционировать  в различных организационно-правовых формам, таких как:

  1. Государственное унитарное предприятие.
  2. Муниципальное унитарное предприятие.
  3. Акционерное общество – (закрытое или открытое).
  4. Общество с ограниченной ответственностью.
  5. Индивидуальное частное предприятие». [3, 7]

1.2 Коммерческая  деятельность в общественном  питании

     Характерной особенностью общественного питания является выполнение специфических функций производства, реализации и организации потребления продукции.

     «Производственная функция общественного питания заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске собственной продукции, которая включает:

 - блюдо: закуску, суп, второе горячее блюдо, сладкое блюдо, напиток, заказное блюдо, банкетное блюдо, фирменное блюдо, гарнир, соус;

- кулинарное изделие:  мучное кулинарное изделие, охлаждённое  блюдо, бутерброд;

- кулинарные полуфабрикаты:  кулинарный полуфабрикат, кулинарный  полуфабрикат высокой степени готовности». [13, 10]

     Изготовление  собственной продукции требует  создания на предприятиях производственных  цехов и помещений, оснащенных  специальным оборудованием, инвентарем  и приспособлениями. Производство, реализация и организация потребления продукции общественного питании и покупных товаров является отличительной способностью отрасли, уникальность которой заключается в том, что продуктом торга выступает не столько сама продукция, а скорее услуга по изготовлению, организации продажи и обслуживанию покупателей в местах потребления пищи.

Информация о работе Классификация предприятий общественного питания