Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение порядка классификации планов предприятия, а так же конкретно разобраться с планированием издержек и себестоимости производства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание планирования деятельности предприятия;
- достаточно подробно ознакомиться с системой планов на предприятии и их взаимосвязью;
Введение ………………………………………..…………………………3
1. Классификация планов предприятия………………...………………..5
1.1. Содержание планирования деятельности предприятия……………5
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь…………………5
2. Планирование издержек и себестоимости……………………………11
2.1. Виды издержек………………………………………………………..11
2.2. Классификация издержек…………………………………………….19
2.3. Планирование себестоимости………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………..27
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное
планирование требует открытого и обоснованного
выбора средств, задач, целей и идеалов.
Оно не имеет установленных границ или
фиксированного горизонта. В таком планировании
решающую роль играет правильный выбор
идеала или миссии предприятия.
Таблица 1.1 Типы планирования и планируемых позиций
Тип планирования | Идеалы | Цели | Задачи | Средства | Ориентация |
Операциональное | Заданы | Заданы | Заданы | Выбираются | Инактивизм |
Тактическое | Заданы | Заданы | Выбираются | Выбираются | Реактивизм |
Стратегическое | Заданы | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Преактивизм |
Нормативное | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Интеративизм |
Результатом планирования является система взаимосвязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов документов, отражающих цели, стратегии и программы развития предприятия.
Таким
образом, все виды внутрифирменного
и корпоративного планирования могут
быть систематизированы по таким основным
классификационным признакам, как содержание
планов, уровень управления, методы обоснования,
время действия, сфера применения, стадии
разработки, степень точности и др. (табл.
1.2).
Таблица 1.2 Классификация видов планирования.2
№
п/п |
Классификационный
принцип |
Виды планирования |
1 | Степень охвата | Общее
Частное |
2 | Содержание планирования | Стратегическое
Тактическое Оперативное |
3 | Предмет (объект) планирования | Целевое
Планирование средств Программное планирование Планирование действий |
4 | Сфера функционирования | Планирование
сбыта
Планирование производства Планирование персонала Планирование финансов Планирование инвестиций |
5 | Глубина планирования | Глобальное
Контурное Детальное |
6 | Сроки планирования | Краткосрочное
Среднесрочное Долгосрочное |
7 | Координация местных
планов во времени |
Последовательное
Одновременное |
8 | Учет изменения данных | Жесткое
Гибкое |
9 | Очередность во времени | Упорядоченное
Скользящее |
10 | Уровень управления | Фирменное
Корпоративное |
11 | Методы обновления | Рыночные
Индикативные
(государственное |
1.3
Планирование предприятий
в зарубежной науке.
В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным 3.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
Таким
образом, в настоящее время все производители
и предприниматели самостоятельно планируют
свою предстоящую производственно-хозяйственную
деятельность, определяют перспективы
расширения производства продукции и
развития предприятия, исходя из рыночного
спроса на товары, работы и услуги, рационального
использования имеющихся экономических
ресурсов, получения максимальной прибыли,
повышения личных доходов и качества жизни
работников.
Любая производственная деятельность имеет в условиях рынка положительное экономическое значение лишь тогда, когда стоимость произведенных благ будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на их производство и сбыт. Основная цель всякого производителя и предпринимателя состоит при прочих равных данных в максимизации этой разности.
Однако выбор структуры и объема производственных затрат, количества и номенклатуры выпускаемой продукции не может быть произвольным. В большинстве случаев он зависит от рыночного спроса на товары и услуги, действующих цен и тарифов на ресурсы, используемых технологических методов обработки и организационных форм производства и т. д. Поэтому проблема соотношения величины затрат (издержек) и объема выпуска продукции является весьма важной и решается методом внутрифирменного планирования.
С экономической точки зрения, издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные, или вмененные, издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей максимизации планируемых и получаемых доходов.
Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой стоимость применяемых ресурсов в лучшем из других способов их потребления.
Альтернативные издержки принято называть экономическими. Они должны широко применяться в плановой и управленческой деятельности каждого предприятия или фирмы.
В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских.
Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя-собственника предприятия и других непокупных ресурсов – земли, капитала.
Для
определения экономических
Информация о работе Классификация планов предприятия. Планирование издержек и себестоимости