Классическая модель макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:25, доклад

Описание работы

Причины появления классической школы. До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 31.30 Кб (Скачать)

Причины появления классической школы. До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно  в это времени зарождается  новая теоретическая школа экономической  мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Экономисты  всегда делали попытки понять, как, по каким закономерностям функционирует экономика в целом. Но макроэкономика стала отдельным разделом экономической науки со своим предметом только в XIX— XX вв. Начало этому процессу было положено в работах ученых, чьи теории составляют фундамент классической ветви в макроэкономике. В основе данного теоретического подхода лежит представление о том, что в конкурентной рыночной экономике имеется автоматический механизм установления общего равновесия на уровне полной занятости трудоспособного населения. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС.— 2004.- 608 с.

Классическая  школа политической экономии зародилась в Англии в конце XVII в. - начале XVIII в. в период буржуазной перестройки промышленного производства, когда господство торгового капитала сменилось господством промышленного капитала. Зверева Ю. Н. История экономических учений. Проблемно-тематический курс. Ярославль. 1998г.

Классическая школа — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки трудовая теория стоимости. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века. 

Классическая  теория - наиболее представительное экономическое  учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение  и признание в научной среде. В экономике классической теорией  принято называть учение Адама Смита  и его последователя Давида Рикардо. Продолжение этого учения нашло свое отражение в виде неоклассицизма.

Ярчайшими представителями классической школы  следует считать Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Последователями Смита(«смитианцами») считают доктора Дж. Андерсона, графа Лодердейла (1759—1838), Т. Мальтуса, Т. Тука, полковника Роберат Торренса (1780—1864), сэра Э. Уэста и Дж. Х. Марсета.

В число  непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино.

Адам  Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника. В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде и закончил обучение в нем в 17461748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

  • с позиций морали и нравственности,
  • с гражданских и государственных позиций,
  • с экономических позиций.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности.

Известность Смит получил после публикации книги  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» в 1776 году.

В 1776 году ученый переехал в Лондон, где опубликовал «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire (принцип невмешательства), роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен (свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно с учетом своих расходов и соотношения спроса и предложения - они могут увеличиваться или уменьшаться когда-либо и в любых границах, как в том нуждается рынок).

Самый известный афоризм Смита —  «невидимая рука рынка» — фраза, которую  он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности  системы, основанной на эгоизме, который  выступает эффективным рычагом  при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

Смит  заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Предметом изучения экономической науки А. Смит ставит центральную проблему – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он считает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источником богатства он ставит не торговлю и сферы обращения, а сферу производства, в других работах – “для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности”.

У Смита  богатство общества – все то, что создается в материальном производстве. Условие роста богатства  – разделение труда, рост его производительности. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения.

Дави́д Рика́рдо был родом из португальско-еврейской семьи, эмигрировавшей в Англию из Голландии непосредственно перед его рождением. Он был третьим из семнадцати детей биржевого маклера. До 14 лет учился в Голландии, в 14 лет присоединился к своему отцу на Лондонской фондовой бирже, где начал постигать основы коммерции, помогая ему в торговых и биржевых операциях.

В 1799 начал интересоваться экономикой, прочитав книгу Адама Смита «Богатство народов». В 37 лет написал первую экономическую заметку.

Главным трудом Рикардо традиционно считается книга «Начала политической экономии и налогового обложения», написанная им в 1817 году.

В 1819 году устранился из сферы бизнеса, чтобы заняться научными изысканиями в области экономической теории. Стал членом Палаты общин английского парламента от одного из избирательных кругов Ирландии. Выступал за отмену «хлебных законов», поддерживал требования о либерализации экономики, свободе торговли и т. п.

Последователем  и одновременно активным оппонентом отдельных теоретических положений  А.Смита был Д.Рикардо. Главной задачей политической экономии Рикардо считает определение законов, которые управляют распределением доходов. Капитал – накопленный прошлый труд. Его учение называли “системой раздора и вражды между классами”, так как именно классовые отношения лежат в основе процессов распределения доходов в обществе, так как он был уверен, что рост доходов капиталистов (прибыль) обязательно снижает доход рабочих (заработную плату), и наоборот и видел в этом жесткую закономерную обратную связь.

Категории “стоимость” и “цена” у Рикардо приводятся фактически как синонимы. Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма. Д. Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

Немного о жизни экономистов

Видным  представителем классической политической экономии Англии является Томас Роберт Мальтус. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической науки. Т.Мальтус явился создателем теории народонаселения (“Опыт о законе народонаселения”), из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Она стала неким стандартом в суждениях об экономической политике, сводя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу, каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Информация о работе Классическая модель макроэкономики