Классическая экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику - не единственное средство в формировании богатства государства. Вытеснение «доиндустриальных условий» системой «свободного частного предпринимательства», способствуя разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire». Это означает требование полного невмешательства государства в экономику, в деловую жизнь - экономический либерализм. С конца 17 - начала 18 века эта идея стала девизом рыночной либерализации экономической политики. По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Ро

Содержание

1. Причины появления классической политической экономии.
2. Этапы развития классической политической экономии.
3. Школа Франсуа Кенэ.
4. Экономическое учение Адама Смита .
5. «Классическая школа» в трудах последователей А. Смита.
6. Завершение классической политической экономии.

Работа содержит 1 файл

Классическая политическая экономика 1.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Классическая  политическая экономика. 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Причины появления  классической политической  экономии.

2. Этапы развития  классической политической  экономии.

3. Школа  Франсуа   Кенэ.

4. Экономическое учение Адама Смита .

5. «Классическая школа» в трудах последователей А. Смита.

6. Завершение классической политической экономии. 

1. Причины появления  классической политической  экономии.

В ходе формирования основ рыночных экономических отношений  в Западной Европе и Америке становилось  все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику - не единственное средство в формировании богатства государства. Вытеснение «доиндустриальных условий» системой «свободного частного предпринимательства», способствуя разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire». Это означает требование полного невмешательства государства в экономику, в деловую жизнь - экономический либерализм. С конца 17 - начала 18 века эта идея стала девизом рыночной либерализации экономической политики. По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства. В качестве метода изучения и экономического анализа были внедрены новейшие методологические приемы, которые обеспечили достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности, описательности, поверхностности в осмыслении хозяйственной жизни. Во времена древнегреческих философов термин «экономика» переводился как «дом-хозяйство» - в смысле процесс домоводства, управления семьей, личным хозяйством. В период меркантилистов экономика, получившая благодаря А. Монкретьену название «Политическая экономия», стала наукой о государственном хозяйстве, управляемом монархом. В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».

2. Этапы развития классической политической экономии.

Условно выделяют четыре этапа. Первый этап: середина 17 - начало 18 века - появление трудов У. Петти  в Англии и П. Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, впоследствии названного классической политической экономией. В первой половине первого этапа авторы: резко осуждают протекционистскую систему, ограничивающую свободу  предпринимательства; делают первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда; подчеркивают приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства. Вторая половина первого этапа приходится на середину - начало второй половины 18 века, характеризуется появлением специфического течения «классической школы» - физиократизма. Физиократы (Ф.Кене (1694-1774), А. Тюрго (1727 - 1781) и др.) значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения. На первом этапе ни один представитель классической политической экономии, не являясь профессиональным экономистом, не смог создать целостную теорию развития производства - промышленного и сельскохозяйственного. Второй этап - полностью связан с именем великого ученого-экономиста Адама Смита.(1723 -1774). Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети 18 века - его гениальное творение «Богатство народов» (1776г.). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. До Д.М. Кейнса экономисты верят в неопровержимость положения «полного laissez faire» - полного невмешательства правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Законы, открытые Смитом - разделения труда и роста производительности труда - классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций. Третий этап - вся первая половина 19 века. Он связан с промышленным переворотом - переходом от мануфактурного производства к машинному, к заводам и фабрикам, к индустриальному производству, прежде всего в Англии и во Франции. Ученики и последователи А. Смита - Д. Рикардо(1772 -1790), Т. Мальтус(1766-1834), Ж.Б. Сэй(1767 -1832), и др. внесли огромный вклад в сокровищницу «классической школы». Каждый из них оставил заметный след в истории экономической мысли. «Закон Сэя» объясняет равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением: при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости. Д. Рикардо впервые выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерность изменения стоимости денег в зависимости от их количества в обращении. Т. Мальтус - вопреки господствующей тогда точке зрения об участии «классов» в хозяйственной жизни - вопреки Марксу выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым в создании и распределении совокупного общественного продукта обязательно участвуют не только непосредственные производители, но и «непроизводительные слои» общества. Именно он обосновал идею влияния на благосостояние общества численности и темпов прироста населения - создал первую в истории экономической мысли теорию народонаселения. Четвертый этап - завершающий этап во второй половине 19 века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».

      3. Ф. Кенэ - основоположник школы физиократов.

Франсуа Кенэ (1694-1774гг.) - признанный основоположник и лидер  школы физиократов - специфического течения в рамках классической политической экономии. По мнению Ф. Кенэ - постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Земледелие - основа экономики государства. Основные произведения: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др. важное место занимает его учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. «Источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта». Но промышленность он не считал бесполезной. Исходил он из того, что нация состоит трех классов граждан: класса производительного (все занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров), класса собственников (земледельцы, включая короля и духовенство) и класса бесплодного (все граждане вне земледелия, в т.ч. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг). Но «трудолюбивые представители вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие, т.к. благосостояние воспитывает привычку к удобствам, хорошей пище, одежде, боязнь бедности, заставляет воспитывать детей к той же привычке, к труду и благосостоянию».Ф. Кенэ дал первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале: «... деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (сегодня - «основной капитал», основные фонды). Затраты на семена, корма, оплату работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года) относятся к «ежегодным авансам» (сегодня - «оборотный капитал», оборотные фонды). Ф. Кенэ убедительно доказал, что в движении наряду с оборотным находится и основной капитал . Признавая торговлю «бесплодным занятием» Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек. важное место занимает его учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. «Источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта». Но промышленность он не считал бесполезной. Исходил он из того, что нация состоит трех классов граждан: класса производительного (все занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров), класса собственников (земледельцы, включая короля и духовенство) и класса бесплодного (все граждане вне земледелия, в т.ч. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг). Но «трудолюбивые представители вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие, т.к. благосостояние воспитывает привычку к удобствам, хорошей пище, одежде, боязнь бедности, заставляет воспитывать детей к той же привычке, к труду и благосостоянию». Ф. Кенэ дал первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале: «... деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (сегодня - «основной капитал», основные фонды). Затраты на семена, корма, оплату работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года) относятся к «ежегодным авансам» (сегодня - «оборотный капитал», оборотные фонды). Ф. Кенэ убедительно доказал, что в движении наряду с оборотным находится и основной капитал. Признавая торговлю «бесплодным занятием» Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ - первая попытка макроэкономического анализа, первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Он выявил необходимость соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики, также следующую взаимосвязь: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».

           4. Экономическое учение  Адама Смита

1. А. Смит - центральная  фигура классической политической  экономии
Адам Смит (1723-1790гг.) - величайший английский ученый-экономист  второй половины 18 века, центральная  фигура классической политической экономии. Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. Под влиянием идей А. Смита премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и в 1786г. подписал с Францией первый Либеральный торговый договор (договор Эдена), существенно изменивший таможенные тарифы. Центральной проблемой и предметом изучения экономической науки А. Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. А. Смит доказывает, что богатство народов не в деньгах, а в материальных (физических) ресурсах, которые предоставляет «годичный труд каждого народа». «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукта». Эту мысль он развивает концепцией роста разделения общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».
2. Особенности в  методологии исследований А. Смита. Центральное место в методологии исследования А. Смита принадлежит концепции экономического либерализма - невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В основе концепции - идея естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц». В развитие этой идеи Смит ввел крылатые понятия «экономический человек» и «невидимая рука». «Экономический человек» А. Смита - эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги. Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. Таким образом, главным в методологии Смита является «очевидная и простая система естественной свободы», которая благодаря «невидимой руке» всегда автоматически уравновешивается. Государству остаются, как пишет А. Смит, «три весьма важные обязанности»:издержки на общественные работы, чтобы «создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»;издержки на обеспечение военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности. Лейтмотив методологии исследований А. Смита - «в каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы. Главное условие действия экономических законов - свободная конкуренция. Только она лишает участников рынка власти над ценой. А. Смит осуждает законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы. Он убежден, что как только представители одного ремесла и вида торговли собираются вместе, то следствием этих встреч, как правило, является заговор против публики - соглашением о повышении цен.«Первейший источник богатства» нации, по мнению А. Смита - сельскохозяйственное производство, а затем промышленное. Что касается торговли, то он расставил приоритеты в ее структуре: внутренняя, внешняя, транзитная. А. Смит сформулировал главную задачу науки: «...главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой».

      5. «Классическая школа»  в трудах последователей  А. Смита

1) Постмануфактурный период и его влияние на экономическую мысль

С конца 18 до середины 19 века произошли существенные перемены, связанные со становлением индустриального  производства в связи с промышленным переворотом. Это означало замену ручного  труда машинным, переход от мануфактур к фабрикам и заводам, создание рыночной инфраструктуры. Качественные изменения в экономике, повлекшие небывало высокие темпы экономического развития укрепили веру экономистов постмануфактурной эпохи во всесилие идей экономического либерализма, в идеи А. Смита. Англия, как наглядный пример, демонстрировала доказательство истинности смитовского учения. Необходимо отметить, что ряд ученых (Д. Рикардо, К. Маркс и ряд др.) унаследовали у Смита трудовую теорию стоимости (единственный источник стоимости товара (услуги) труд). Другая значительная часть экономистов восприняла как исходную аргументацию Сея - Мальтуса: стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства на средства производства (капитал), на зарплату (труд) и ренту (земля). Отсюда: марксисты видели происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов, а последователи   Сея и Мальтуса - стоимость товара и доходы классов общества видели в совместном труде и мирном сотрудничестве этих классов. Только в конце 19 века маржиналисты второй волны (А. Маршалл и др.) доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, т.к. в основе обеих - затратный принцип.

2) Экономическое учение Д. Рикардо

Давид Рикардо (1772-1823гг.) - представитель классической политической экономии Англии, последователь и  активный оппонент отдельных теоретических  положений А. Смита. Его главный  труд «Начала политической экономии и налогового обложения (1817г.) отличает искусная полемика и высокие принципы научной этики. В 1819г. избран в палату общин английского парламента, решительно выступал за либерализацию экономики, свободу торговли и печати, права собраний, за отмену хлебных законов по ограничению импорта хлеба. В 1821г. основал первый в Англии клуб политической экономии. Исходная позиция Д. Рикардо - приверженность концепции экономического либерализма, не допускающего никакого вмешательства государства в экономику, свобода предпринимательства, торговли и прочие экономические свободы. Основа преумножения богатства страны, как и у А. Смита - в свободной конкуренции и других принципах политики экономического либерализма - «только плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты». В экономической теории выделял две ключевые проблемы: в обществе три основных класса - владельцы земли, собственники денег и капитала, рабочие - и три вида доходов: соответственно рента, прибыль и заработная плата; «главная задача политической экономии» - определение законов, которые управляют распределением доходов. В основе процессов распределения доходов в обществе в учении Д. Рикардо действительно лежат классовые отношения: он был убежден, что рост прибыли капиталистов обязательно снижает заработную плату рабочих и наоборот, т.е. видел в этом жесткую закономерную обратную связь.

Информация о работе Классическая экономическая теория