Кейнсианская модель спроса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ применения кейнсианской концепции спроса в экономической политике Республики Беларусь.
Задачи:
1) Выявить роль потребления, сбережения и инвестиций в кейнсианской модели.
2) Проанализировать динамику совокупного спроса в Республике Беларусь, а также, используемые идеи кейнсианской теории в экономической политике Республики Беларусь.
3) Выявить основные проблемы формирования эффективного спроса и последствия использования кейнсианской политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Кейнсианская концепция спроса
Роль потребления и сбережения в кейнсианской модели………..3
Роль инвестиций в кейнсианской модели…………………………5
Инструменты регулирования эффективного спроса……………..8
Анализ эффективного спроса в Республике Беларусь
Реальные доходы и потребление…………………………………10
Масштабы и динамика инвестиций………………………………11
Анализ чистого экспорта………………………………………….12
Активность госсектора на рынке…………………………………13
Оценка степени использования и последствия кейнсианской политики регулирования спроса в Республике Беларусь
Первый опыт использования идей кейнсианской модели……..16
Оценка экономистами степени использования кейнсианской политики в Республике Беларусь…………………………………19
3.3 Последствия кейнсианской политики в Республике Беларусь…20
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………….24

Работа содержит 1 файл

gotovaya_rabota.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

     В связи с этим Кейнс сделал следующее  замечание: «Я теперь отношусь несколько  скептически к возможности успеха чисто денежной политики, направленной на регулирование нормы процента. Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить mec с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»

[11, с.81]. 
 
 

1.3 Инструменты регулирования эффективного спроса 

     Рыночной  экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина  тому — склонность сберегать часть  доходов, что приводит к тому, что  совокупный спрос меньше совокупного  предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

     В своей «Общей теории» он в целях  обеспечения эффективного спроса как  определяющего фактора роста  и повышения уровня занятости выдвигает следующие «инструменты»:

        1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности» (рис. 1.3).

        2. Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все, же главным Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.

     Расчет  делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ – строительство дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. 
 
 
 
 

     8

 
 
 
 

 

Рисунок 1.3 - «Ловушка ликвидности» 

        3. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

        4. Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.

     В качестве главного инструмента Кейнс  рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства. Косвенные методы регулирования, в частности снижение процентной ставки, считались малоэффективными [8, с.374]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     9

2 Анализ эффективного спроса в Республике Беларусь

2.1 Реальные доходы и потребление

     Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает: оплату труда всех работающих, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности и др. В таб. 2.1 отображена структура денежных доходов и расходов населения в Республики Беларусь. 

Таблица 2.1 – Денежные доходы, расходы и  сбережения населения

                                  (миллиардов рублей)

Примечание – источник: [11, с. 146].

     Анализируя  данные таблицы, видим, что важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг.  

     10

          Его можно рассматривать в двух аспектах – как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии.

     На  втором месте в структуре доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых составляют пенсии, являющиеся для их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2009 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что с 2003 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в 2008 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета. Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности – 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.

     Начиная с 2001 г. в белорусской экономике  наблюдается рост реальной заработной платы, эффект от которого, однако, в значительной степени снижается в результате ее отраслевых колебаний, а иногда и несвоевременной выплаты. Невысокий уровень заработной платы обусловил утрату ею в определенной мере воспроизводственной и стимулирующей функции. 

     2.2 Масштабы и динамика инвестиций 

     Инвестиционная  политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

     С помощью мер государственной  поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования  основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных  

     11 

     технологий  хранения, транспортировки, переработки  и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья. 

     Таблица 2.2 – Инвестиции в основной капитал 

Примечание  – источник: [11, с. 403]. 

2.3 Анализ чистого  экспорта

     Внешняя торговля товарами выступает доминирующей формой мирохозяйственных связей Республики Беларусь. При высокой степени  функциональной открытости национальной экономики, ее зависимости от внешнего мира вовлеченность в международные потоки капитала остается нее еще низкой. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 160 странами мира.

12

     Объём и структура внешней торговли Республики Беларусь представлены в  табл. 

Таблица 2.3 -Внешняя торговля товарами Республики Беларусь

  2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Объем внешней торговли товарами РБ 15 972 32 687 42 085 52 968 71 952 49 873 60 168
экспорт товаров 7 326 15 979 19 734 24 275 32 571 21 304 25 284
импорт  товаров 8 646 16 708 22 351 28 693 39 381 28 569 34 884
сальдо -1 320 -729 -2 617 -4 418 -6 810 -7 265 -9 600
со  странами СНГ 10 469 18 202 23 121 30 237 40 317 27 540 34 172
экспорт товаров 4 399 7 060 8 609 11 221 14 360 9 316 13 636
импорт  товаров 6 070 11 142 14 512 19 016 25 957 18 224 20 536
сальдо -1 671 -4 082 -5 903 -7 795 -11 597 -8 908 -6 900
из  них с Россией 9 315 15 834 19 944 26 084 34 059 23 444 28 035
экспорт товаров 3 710 5 716 6 845 8 879 10 552 6 718 9 954
импорт  товаров 5 605 10 118 13 099 17 205 23 507 16 726 18 081
сальдо -1 895 -4 402 -6 254 -8 326 -12 955 -10 008 -8 127
со  странами вне СНГ 5 503 14 485 18 964 22 731 31 835 22 333 25 996
экспорт товаров 2 927 8 919 11 125 13 054 18 211 11 988 11 648
импорт  товаров 2 576 5 566 7 839 9 677 13 424 10 345 14 348
сальдо 351 3 353 3 286 3 377 4 787 1 643 -2 700
 

Примечание  – источник [11, с. 599]. 

2.4 Активность госсектора  на рынке

     В представленном анализе за исследуемый  был принят период с 2007 по 2009 гг. Анализ проведен на основании данных статистической отчетности Национального статистического комитета Республики Беларусь.

     13

     Доля  государственных расходов в ВВП, расходах консолидированного бюджета, а также государственные закупки  в действительных и сопоставимых ценах приведены в таблице 2.4. 

Таблица 2.4 - Данные о государственных закупках, ВВП и расходах консолидированного бюджета за 2007-2009 гг.  

 

Примечание  – источник: [11].

     Из  таблицы 2.4  следует,  что государственные закупки Республики Беларусь  в 2007  году  составляли 13,7% ВВП и 28,0%  государственных расходов. В 2008 году данные показатели выросли, достигнув 16,9% и 52,3% соответственно. В 2009 году доля государственных закупок сократилась на 2,9%,  составив  14,0%  от  ВВП и 44,9%  расходов  консолидированного бюджета (-7,4% к предыдущему периоду). 

     Приведенные  данные  указывают  на  существенную  роль  и  место государственных  закупок  в  экономике  страны.  Сокращение  объема государственных  закупок  в  2009  г.  обусловлено,  во-первых,    изменением

макроэкономической конъюнктуры, наличием кризисных явлений в стране,

а, во-вторых, изменением понятия «государственных закупок». Как уже было

отмечено, в 2007-2008 гг. к государственным закупкам относились закупки,

осуществляемые  за  счет  средств  (полностью  или  частично)  внешних

14

государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов

и закупок, осуществляемых бюджетными организациями, то, начиная с 2009г.,  в  связи  с  вступлением  в  силу  в  2009  году  Указа  №  618  «О государственных  закупках  товаров,  работ,  услуг  в  Республике  Беларусь»  и утратой силы Указа № 529 «О государственных закупках» (далее – Указ № 529), в государственные закупки такие закупки не включены. 

Информация о работе Кейнсианская модель спроса в Республике Беларусь