Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ применения кейнсианской концепции спроса в экономической политике Республики Беларусь.
Задачи:
1) Выявить роль потребления, сбережения и инвестиций в кейнсианской модели.
2) Проанализировать динамику совокупного спроса в Республике Беларусь, а также, используемые идеи кейнсианской теории в экономической политике Республики Беларусь.
3) Выявить основные проблемы формирования эффективного спроса и последствия использования кейнсианской политики.
Введение…………………………………………………………………….2
Кейнсианская концепция спроса
Роль потребления и сбережения в кейнсианской модели………..3
Роль инвестиций в кейнсианской модели…………………………5
Инструменты регулирования эффективного спроса……………..8
Анализ эффективного спроса в Республике Беларусь
Реальные доходы и потребление…………………………………10
Масштабы и динамика инвестиций………………………………11
Анализ чистого экспорта………………………………………….12
Активность госсектора на рынке…………………………………13
Оценка степени использования и последствия кейнсианской политики регулирования спроса в Республике Беларусь
Первый опыт использования идей кейнсианской модели……..16
Оценка экономистами степени использования кейнсианской политики в Республике Беларусь…………………………………19
3.3 Последствия кейнсианской политики в Республике Беларусь…20
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………….24
В
связи с этим Кейнс сделал следующее
замечание: «Я теперь отношусь несколько
скептически к возможности
[11, с.81].
1.3
Инструменты регулирования
эффективного спроса
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.
В своей «Общей теории» он в целях обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости выдвигает следующие «инструменты»:
1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности» (рис. 1.3).
2. Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все, же главным Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.
Расчет
делался на то, что государство «будет
брать на себя все большую ответственность
за прямую организацию инвестиций». Предполагалось,
что расширение инвестиционной деятельности
государства будет направлено, прежде
всего, на организацию общественных работ
– строительство дорог, освоение новых
районов, сооружение предприятий.
8
Рисунок
1.3 - «Ловушка ликвидности»
3. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
4. Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.
В
качестве главного инструмента Кейнс
рассматривал бюджетную политику, в том
числе расширение расходов и инвестиционной
деятельности самого государства. Косвенные
методы регулирования, в частности снижение
процентной ставки, считались малоэффективными
[8, с.374].
9
2 Анализ эффективного спроса в Республике Беларусь
2.1 Реальные доходы и потребление
Структура
денежных доходов населения Беларуси,
согласно Балансу расходов и доходов населения,
включает: оплату труда всех работающих,
социальные трансферты (пенсии, пособия,
стипендии и др.), доходы от собственности
(проценты по вкладам, ценным бумагам,
дивиденды), доходы от предпринимательской
деятельности и др. В таб. 2.1 отображена
структура денежных доходов и расходов
населения в Республики Беларусь.
Таблица 2.1 – Денежные доходы, расходы и сбережения населения
Примечание – источник: [11, с. 146].
Анализируя
данные таблицы, видим, что важнейшим
показателем, характеризующим уровень
и качество жизни населения, является
потребление благ и услуг.
10
Его можно рассматривать в двух аспектах – как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии.
На втором месте в структуре доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых составляют пенсии, являющиеся для их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2009 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что с 2003 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в 2008 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета. Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности – 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.
Начиная
с 2001 г. в белорусской экономике
наблюдается рост реальной заработной
платы, эффект от которого, однако, в значительной
степени снижается в результате ее отраслевых
колебаний, а иногда и несвоевременной
выплаты. Невысокий уровень заработной
платы обусловил утрату ею в определенной
мере воспроизводственной и стимулирующей
функции.
2.2
Масштабы и динамика
инвестиций
Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.
С
помощью мер государственной
поддержки, стимулирования налогового
и таможенного льготирования
основная часть инвестиционных ресурсов
поступает на обеспечение приоритетных
направлений - на техническое перевооружение
производств с высокими наукоемкими и
ресурсосберегающими технологиями экспортной
и импортозамещающей направленности;
повышение качества и конкурентоспособности
строительных материалов и изделий, увеличение
производства и расширение ассортимента
продуктов питания, разработку и внедрение
современных
11
технологий
хранения, транспортировки, переработки
и упаковки пищевой продукции; совершенствование
технологий и создание новых производств
по выпуску отечественных медпрепаратов;
создание современных транспортных коммуникаций
и сетей связи, строительство жилья.
Таблица
2.2 – Инвестиции в основной капитал
Примечание
– источник: [11, с. 403].
2.3 Анализ чистого экспорта
Внешняя торговля товарами выступает доминирующей формой мирохозяйственных связей Республики Беларусь. При высокой степени функциональной открытости национальной экономики, ее зависимости от внешнего мира вовлеченность в международные потоки капитала остается нее еще низкой. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 160 странами мира.
12
Объём
и структура внешней торговли
Республики Беларусь представлены в
табл.
Таблица 2.3 -Внешняя торговля товарами Республики Беларусь
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Объем внешней торговли товарами РБ | 15 972 | 32 687 | 42 085 | 52 968 | 71 952 | 49 873 | 60 168 |
экспорт товаров | 7 326 | 15 979 | 19 734 | 24 275 | 32 571 | 21 304 | 25 284 |
импорт товаров | 8 646 | 16 708 | 22 351 | 28 693 | 39 381 | 28 569 | 34 884 |
сальдо | -1 320 | -729 | -2 617 | -4 418 | -6 810 | -7 265 | -9 600 |
со странами СНГ | 10 469 | 18 202 | 23 121 | 30 237 | 40 317 | 27 540 | 34 172 |
экспорт товаров | 4 399 | 7 060 | 8 609 | 11 221 | 14 360 | 9 316 | 13 636 |
импорт товаров | 6 070 | 11 142 | 14 512 | 19 016 | 25 957 | 18 224 | 20 536 |
сальдо | -1 671 | -4 082 | -5 903 | -7 795 | -11 597 | -8 908 | -6 900 |
из них с Россией | 9 315 | 15 834 | 19 944 | 26 084 | 34 059 | 23 444 | 28 035 |
экспорт товаров | 3 710 | 5 716 | 6 845 | 8 879 | 10 552 | 6 718 | 9 954 |
импорт товаров | 5 605 | 10 118 | 13 099 | 17 205 | 23 507 | 16 726 | 18 081 |
сальдо | -1 895 | -4 402 | -6 254 | -8 326 | -12 955 | -10 008 | -8 127 |
со странами вне СНГ | 5 503 | 14 485 | 18 964 | 22 731 | 31 835 | 22 333 | 25 996 |
экспорт товаров | 2 927 | 8 919 | 11 125 | 13 054 | 18 211 | 11 988 | 11 648 |
импорт товаров | 2 576 | 5 566 | 7 839 | 9 677 | 13 424 | 10 345 | 14 348 |
сальдо | 351 | 3 353 | 3 286 | 3 377 | 4 787 | 1 643 | -2 700 |
Примечание
– источник [11, с. 599].
2.4 Активность госсектора на рынке
В представленном анализе за исследуемый был принят период с 2007 по 2009 гг. Анализ проведен на основании данных статистической отчетности Национального статистического комитета Республики Беларусь.
13
Доля
государственных расходов в ВВП,
расходах консолидированного бюджета,
а также государственные
Таблица 2.4 - Данные
о государственных закупках, ВВП и расходах
консолидированного бюджета за 2007-2009 гг.
Примечание – источник: [11].
Из таблицы 2.4 следует, что государственные закупки Республики Беларусь в 2007 году составляли 13,7% ВВП и 28,0% государственных расходов. В 2008 году данные показатели выросли, достигнув 16,9% и 52,3% соответственно. В 2009 году доля государственных закупок сократилась на 2,9%, составив 14,0% от ВВП и 44,9% расходов консолидированного бюджета (-7,4% к предыдущему периоду).
Приведенные данные указывают на существенную роль и место государственных закупок в экономике страны. Сокращение объема государственных закупок в 2009 г. обусловлено, во-первых, изменением
макроэкономической конъюнктуры, наличием кризисных явлений в стране,
а, во-вторых, изменением понятия «государственных закупок». Как уже было
отмечено, в 2007-2008 гг. к государственным закупкам относились закупки,
осуществляемые за счет средств (полностью или частично) внешних
14
государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов
и закупок,
осуществляемых бюджетными организациями,
то, начиная с 2009г., в связи
с вступлением в силу в
2009 году Указа № 618 «О
государственных закупках товаров,
работ, услуг в Республике
Беларусь» и утратой силы Указа № 529
«О государственных закупках» (далее –
Указ № 529), в государственные закупки
такие закупки не включены.
Информация о работе Кейнсианская модель спроса в Республике Беларусь