Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть категории рыночной экономики.
В первой главе разберём категории и законы рыночной экономики.
Во второй главе рассмотрим товар и его свойства. Теории анализа товара: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности.
В третьей главе: цена товара, её функции. Принципы ценообразования.
Введение 2
Глава 1: Категории и законы рыночной экономики 5
1. Законы рыночной экономики 5
o Общее определение. 7
o Закон стоимости. 10
o Закон спроса. 11
o Закон денежного обращение. 11
o Вывод. 11
2. Категории рыночной экономики 12
Глава 2: Товар и его свойства. Теории анализа товара:
трудовая теория стоимости, теория предельной полезности. 20
2.1 Товар и его свойства 20
2.2 Трудовая теория стоимости 24
o Трудовая теория стоимости по А. Смиту 24
o Трудовая теория стоимости по К. Марксу 27
2.3 Трудовая теория полезности 29
+ Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости. 29
+ Теория предельной полезности по К. Менгеру. 34
+ Вывод 36
Глава 3: Цена товара, её функции.
Принципы ценообразования. 37
3.1 Цена товара, её функции. 37
3.2 Принципы ценообразования. 43
Заключение 47
Библиография 49
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.
Переход
от государственных цен к рыночным
не может и не должен быть мгновенным,
поэтому нельзя полностью избежать
регулятивного воздействия
3.2
Принципы ценообразования.
Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
1.
Научная обоснованность цен -
необходимость учета в
Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микро-экономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.
2.
Принцип целевой
3.
Принцип непрерывности
4.
Принцип единства процесса ценообразования
и контроля за соблюдением цен. Целью контроля
является проверка правильности применения
установленных законодательством правил
ценообразования. Прежде всего, это отношение
к установлению цен на продукцию предприятий
монополистов, а также на продукцию первой
необходимости, имеющей большое социальное
значение. За нарушение, установленных
государством принципов ценообразования,
предусматриваются административные
и экономические санкции.
Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.
В процессе установления цены на свою продукцию фирма принимает решение о целях, которых они хотят добиться, используя данный товар. Чем яснее у фирмы представление о целях, тем легче ей устанавливать цены на свою продукцию. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся целей ценообразования, которые являются одновременно выразителями общих целей фирмы:
1.
Обеспечение выживаемости
2.
Максимизация текущей прибыли
- фирма, преследующая эту цель,
производит оценку спроса и
издержек применительно к
3.
Завоевание лидерства по
4.
Завоевание лидерства по
5.
Политика «снятия сливок» или
«сбора урожая» - фирма устанавливает
максимально возможную цену на
товар, используя благоприятно
складывающуюся на рынке
6.
Краткосрочное увеличение
Разработка ценовой политики фирмы может сопровождаться рассмотрением вопроса о возможности применения ценовых тактик, которые представляют собой еще более ограниченные во временном масштабе, текущие цели фирмы и способы их достижения. Например:
использование единой линии цен, предусматривающей одновременную продажу на одной торговой площади различных товаров по одной определенной цене в течении короткого промежутка времени;
тактика
падающего убыточного лидера, когда
фирма рекламирует и продает
свою основную продукцию по заниженной
цене (либо по ценам выше себестоимости,
но ниже обычных цен) и тем самым привлекает
потребителей ко всей ассортиментной
группе изделий, продающихся одновременно
с удешевленными основными товарами, но
по обычным ценам; организация межсезонных
распродаж , ярмарок и т.д.
Заключение
Рыночная экономика - экономическая система, не связанная с плановыми заданиями, ориентированная на конкуренцию, развитие рыночных отношений, сфера товарного обмена при господстве свободных цен, регулируемых спросом. Государственный сектор всё больше приватизируется, переходит к частным лицам, акционерным обществам.
Кустодиев Б.М. Купец. 1918
Опирается
на личные интересы и ограничивает
роль правительства. Свобода потребления
выражается в свободе потребительского
выбора на рынке товаров и услуг;
самостоятельное распределение собственных
ресурсов в соответствии со своими интересами
означает свободу предпринимательства.
Рыночная экономика предполагает как
личную свободу в принятии экономических
решений по основным вопросам, так и личную
экономическую ответственность. Личный
интерес является главным мотивом и движущей
силой экономики. Свобода выбора становится
основой конкуренции. Поскольку установление
цен происходит на рынке и фактически
не зависит от производителя, производитель
вынужден использовать более совершенную
технологию, улучшать качество, придавать
своей продукции новые потребительские
свойства. Наиболее близкой к рыночному
типу экономики считается экономика США
в эпоху первоначального накопления капитала.
Значительно повышаются цены. Население,
делясь по уровню покупательной способности,
в массе своей беднеет. Государство стремится
контролировать рынок и влиять на частный
сектор. В н.XX в. экономика страны характеризовалась
узостью внутреннего рынка, обусловленной
низкой покупательной способность населения.
15 НЯ 1991 президентом РСФСР были утверждены
ряд указов и постановлений о переходе
к рыночной экономике. 3 ДК 1991 была начата
свободная продажа валюты частным лицам.
Свободные цены были введены правительством
Гайдара Е.Т. 2 ЯН 1992. 10 ЯН 1992 отменены фиксированные
цены на хлеб и молоко. Началась безудержная
инфляция. Для того, чтобы уберечь свои
накопления, население вынуждено было
доверить свои деньги разного рода авантюристам.
Поскольку государству было не до подданных,
19 ДК 1994 Минюстом была зарегистрирована
"Партия обманутых вкладчиков". Положение
в экономике России постепенно начало
стабилизироваться. 17 СН 1997 страна была
принята в Парижский клуб кредиторов.
Библиография