Категории и законы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть категории рыночной экономики.
В первой главе разберём категории и законы рыночной экономики.
Во второй главе рассмотрим товар и его свойства. Теории анализа товара: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности.
В третьей главе: цена товара, её функции. Принципы ценообразования.

Содержание

Введение 2
Глава 1: Категории и законы рыночной экономики 5
1. Законы рыночной экономики 5
o Общее определение. 7
o Закон стоимости. 10
o Закон спроса. 11
o Закон денежного обращение. 11
o Вывод. 11
2. Категории рыночной экономики 12
Глава 2: Товар и его свойства. Теории анализа товара:
трудовая теория стоимости, теория предельной полезности. 20
2.1 Товар и его свойства 20
2.2 Трудовая теория стоимости 24
o Трудовая теория стоимости по А. Смиту 24
o Трудовая теория стоимости по К. Марксу 27
2.3 Трудовая теория полезности 29
+ Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости. 29
+ Теория предельной полезности по К. Менгеру. 34
+ Вывод 36
Глава 3: Цена товара, её функции.
Принципы ценообразования. 37
3.1 Цена товара, её функции. 37
3.2 Принципы ценообразования. 43
Заключение 47
Библиография 49

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

     Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.

     Великое многообразие функций цены, которая  явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

     Цена  есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

     Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику. 
 

  3.2 Принципы ценообразования. 

     Принципы  ценообразования - это постоянно  действующие основные положения, характерные  для всей системы цен и лежащие  в ее основе.

     Важнейшими  принципами ценообразования являются:

     1. Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании  объективных экономических законов. 

     Научной обоснованности устанавливаемых цен  способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих  цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микро-экономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

     2. Принцип целевой направленности  цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические  и социальные задачи оно будет  решать в результате использования  выбранного подхода к ценообразованию.

     3. Принцип непрерывности процесса  ценообразования. Согласно этому  принципу продукция на каждом  этапе ее изготовления имеет  свою цену. Кроме того, в реальной  рыночной ситуации вносятся постоянные  изменения в уровень действующий  на рынке цен.

     4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.  

     Ценовая политика представляет собой общие  цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.

     В процессе установления цены на свою продукцию  фирма принимает решение о  целях, которых они хотят добиться, используя данный товар. Чем яснее у фирмы представление о целях, тем легче ей устанавливать цены на свою продукцию. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся целей ценообразования, которые являются одновременно выразителями общих целей фирмы:

     1. Обеспечение выживаемости фирмы  - данная цель становится ведущей  в тех случаях, когда на рынке  слишком много производителей  и царит острая конкуренция  или резко меняется политика  конкурентов. Кроме этого, фирма  может столкнуться с проблемой  затоваривания складов, причины которой могут лежать как в сфере производства, так и в сфере сбыта. Чтобы обеспечить работу предприятия и сбыт своей продукции, фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение фирмы, прибегают к обширным программам ценовых уступок. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина будет покрывать часть переменных и постоянных издержек производства продукции.

     2. Максимизация текущей прибыли  - фирма, преследующая эту цель, производит оценку спроса и  издержек применительно к разным  уровням цен и выбирают такую  цену, которая обеспечит максимум  поступлений текущей прибыли  и наличности, а также максимум возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. Для осуществления этой цели фирма должна знать два основных показателя, опираясь на которые она строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию и может значительно превышать издержки производства.

     3. Завоевание лидерства по показателю  «доля рынка» - фирма придерживается  мнения, что если ей принадлежат самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателю «доля рынка», она будет стремиться к максимальному снижению цен. Разновидностью этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Например, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10% до 15%.

     4. Завоевание лидерства по показателю  «качество продукции» - фирма устанавливает  максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качество продукции. У фирмы, преследующей эту цель должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР. Устанавливая высокие цены на свою продукцию, и объясняя это высоким качеством, фирма может параллельно формировать престижный спрос на свою продукцию.

     5. Политика «снятия сливок» или  «сбора урожая» - фирма устанавливает  максимально возможную цену на  товар, используя благоприятно  складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост  цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачек инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлиться долго, фирма за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени фирма начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечения дальнейшего поступления прибыли.

     6. Краткосрочное увеличение объемов  сбыта продукции - используя благоприятно  сложившуюся конъюнктуру рынка,  фирма устанавливает очень низкую  цену на свою продукцию, стремясь  реализовать как можно больший  объем продукции. Понятно, что  для использования такой политики, даже в краткосрочном периоде, фирма должна иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен.

     Разработка  ценовой политики фирмы может  сопровождаться рассмотрением вопроса о возможности применения ценовых тактик, которые представляют собой еще более ограниченные во временном масштабе, текущие цели фирмы и способы их достижения. Например:

     использование единой линии цен, предусматривающей  одновременную продажу на одной  торговой площади различных товаров по одной определенной цене в течении короткого промежутка времени;

     тактика падающего убыточного лидера, когда  фирма рекламирует и продает  свою основную продукцию по заниженной цене (либо по ценам выше себестоимости, но ниже обычных цен) и тем самым привлекает потребителей ко всей ассортиментной группе изделий, продающихся одновременно с удешевленными основными товарами, но по обычным ценам; организация межсезонных распродаж , ярмарок и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Рыночная  экономика - экономическая система, не связанная с плановыми заданиями, ориентированная на конкуренцию, развитие рыночных отношений, сфера товарного обмена при господстве свободных цен, регулируемых спросом. Государственный сектор всё больше приватизируется, переходит к частным лицам, акционерным обществам.

     Кустодиев Б.М. Купец. 1918

     Опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Свобода потребления  выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг; самостоятельное распределение собственных ресурсов в соответствии со своими интересами означает свободу предпринимательства. Рыночная экономика предполагает как личную свободу в принятии экономических решений по основным вопросам, так и личную экономическую ответственность. Личный интерес является главным мотивом и движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции. Поскольку установление цен происходит на рынке и фактически не зависит от производителя, производитель вынужден использовать более совершенную технологию, улучшать качество, придавать своей продукции новые потребительские свойства. Наиболее близкой к рыночному типу экономики считается экономика США в эпоху первоначального накопления капитала. Значительно повышаются цены. Население, делясь по уровню покупательной способности, в массе своей беднеет. Государство стремится контролировать рынок и влиять на частный сектор. В н.XX в. экономика страны характеризовалась узостью внутреннего рынка, обусловленной низкой покупательной способность населения. 15 НЯ 1991 президентом РСФСР были утверждены ряд указов и постановлений о переходе к рыночной экономике. 3 ДК 1991 была начата свободная продажа валюты частным лицам. Свободные цены были введены правительством Гайдара Е.Т. 2 ЯН 1992. 10 ЯН 1992 отменены фиксированные цены на хлеб и молоко. Началась безудержная инфляция. Для того, чтобы уберечь свои накопления, население вынуждено было доверить свои деньги разного рода авантюристам. Поскольку государству было не до подданных, 19 ДК 1994 Минюстом была зарегистрирована "Партия обманутых вкладчиков". Положение в экономике России постепенно начало стабилизироваться. 17 СН 1997 страна была принята в Парижский клуб кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

  
        1. ”Экономика  ” Самуэльсон  П. Издательство “Симнтек»  М.1992г.
        2. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник.- М:. Издательско-торговая «Дашков и К۫», 2006. – 704 с.
  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт, 2001.
  2. Российский статистический ежегодник, 2001
  3. Барр Р. Политическая экономия. В двух томах. Том 2 М.: Международные отношения 1995
  4. Слепов В.А., Попов Б.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию (рыночный аспект), Москва, 1991 г.
  5. Ценообразование. Учебн.пособие. Под общей ред. Полещук И.И. Мн., 1998.
  6. Шуляк Л.П. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М., 1998.
  7. Бирюкова Л.В. Экономика торговли. М., 1990
  8. Горина А.В. Цены и ценообразование. М.,1996
  9. Яковлев В.Н. Ценообразование. М., 2000
  10. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000
  11. Ковалева А.П. Экономика для технических вузах. Р – на –Д., 2001

Информация о работе Категории и законы рыночной экономики