Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть категории рыночной экономики.
В первой главе разберём категории и законы рыночной экономики.
Во второй главе рассмотрим товар и его свойства. Теории анализа товара: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности.
В третьей главе: цена товара, её функции. Принципы ценообразования.
Введение 2
Глава 1: Категории и законы рыночной экономики 5
1. Законы рыночной экономики 5
o Общее определение. 7
o Закон стоимости. 10
o Закон спроса. 11
o Закон денежного обращение. 11
o Вывод. 11
2. Категории рыночной экономики 12
Глава 2: Товар и его свойства. Теории анализа товара:
трудовая теория стоимости, теория предельной полезности. 20
2.1 Товар и его свойства 20
2.2 Трудовая теория стоимости 24
o Трудовая теория стоимости по А. Смиту 24
o Трудовая теория стоимости по К. Марксу 27
2.3 Трудовая теория полезности 29
+ Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости. 29
+ Теория предельной полезности по К. Менгеру. 34
+ Вывод 36
Глава 3: Цена товара, её функции.
Принципы ценообразования. 37
3.1 Цена товара, её функции. 37
3.2 Принципы ценообразования. 43
Заключение 47
Библиография 49
Собственность представлена
Принято различать
Признание собственности
Государственный кредит как рыночная экономическая
категория.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.
Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.
Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества…
Экономические
категории истинны, поскольку существует
те отношения, отражением которых
они являются. Различные экономические
школы рассматривают категории
с разных точек зрения, акцентируя внимание
на отдельных сторонах и функциях.
Глава 2: Товар и его свойства. Теории анализа товара:
трудовая
теория стоимости, теория
предельной полезности.
2.1
Товар и его
свойства
Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.
Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.
Существует несколько определений слова товар:
Товар – сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности.
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.
Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок.
Товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Вот ещё одно определение товара, которое дал Карл Маркс в своей работе “Капитал”: “Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой.
Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств”.
Как видно из вышесказанного существует много определений и понятий слова товар, но все их можно свести к одному.
Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.
Итак, К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В “Капитале” Маркс выделяет свойства товара.
В основе первого свойства товара лежит его полезность или ценность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость.
Вторая
ценность товара заключается в его
обмениваемости на другие полезные вещи.
Что лежит в основе приравнивания
одного товара к другому? Здесь подход
разный. Но в начале о самом товаре. Под
благом вообще принято считать способность
предметов удовлетворять потребности
человека. Сторонники неоклассического
направления в экономической теории разграничивают
блага на экономические и неэкономические.
К последним относят то, что имеется в
неограниченном количестве и доступно
для каждого человека вне всякого обмена.
Неоклассическая школа подчеркивает,
что товар - это экономическое благо, предназначенное
для обмена, но в этом определении отсутствует
указание на то, что товар есть продукт
труда. Сторонники трудовой теории стоимости,
начиная с А. Смита, считали, что товары
в определенных количествах приравниваются
друг к другу потому, что они имеют общую
основу - труд. При этом необходимым условием
обмена является различие потребительных
стоимостей товаров. В современной экономической
теории принят иной подход, ведущий свое
начало с работ представителей теории
предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка,
Ф. Визера. Они высказывали такую мысль,
что не трудовая стоимость лежит в основе
обмена, а полезность. Способность товара
к обмену в определенных количественных
пропорциях есть меновая стоимость. Но
меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.
Исследование
рынка товаров народного
по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:
На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:
а) товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Такие товары можно дополнительно подразделить на:
б) товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (художественная литература). Товары предварительного выбора могут быть дополнительно подразделены на:
в) товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (альбомы по искусству);
г)
товары пассивного спроса - товары, которых
потребитель не знает или знает, но обычно
не задумывается об их покупке (энциклопедии).
2.2 Трудовая теория стоимости
Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда.