Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа
Становление Российской Федерации как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности
Введение 3
I. Сущность и значение качества продукции 5
1.1 Понятие качество продукции 5
1.2 Показатели качества и методы их оценки 8
1.3 Управление качеством 15
II. Стандартизация 20
2.1 Понятие стандартизации продукции. 20
2.1.1 Цель и задание стандартизации. 20
2.1.2 Разновидности стандартов. 22
III. Сертификация качества продукции 26
3.1. Понятие сертификации продукции 26
3.2.Преимущества сертификации продукции 28
Расчетная часть 37
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.
Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.
Наблюдение за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.
Признаком целостности качества продукции как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.
Учет системного характера качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.
Такие системы могут иметь международный характер, создаваться на государственном и фирменном уровнях.
Примерами попыток сформировать системы управления качеством продукции на уровне отдельных предприятий могут быть: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП); Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием всех видов ресурсов (КС УКП и ЭИР). На государственном уровне в конце 70-х годов началось формирование Единой государственной системы управления качеством продукции (ЕГСУКП)- Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.
В качестве основных звеньев ЕГСУКП рассматривались системы управления качеством продукции отдельных промышленных предприятий. Интегральными подразделениями ЕГСУКП считались отраслевые или республиканские системы.
В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа «Тотальное обеспечение качества» (ТОК). Последняя основана на пяти принципах:
• отказ от идеи «приемлемый уровень качества»;
• создание условий, когда каждый отвечает за качество своей работы;
• переход от констатации брака к его предупреждению;
• использование простых средств контроля;
• разработка и внедрение удобных автоматических средств контроля.
Качество должно быть «видимым», «измеряемым» и контролироваться на каждом этапе производства — от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте — вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации.
II. Стандартизация
2.1 Понятие стандартизации продукции.
2.1.1 Цель и задание стандартизации.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта.
Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.
Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса.
Прошедшие в течение последнего десятка лет политические, социальные и экономические изменения поставили Россию в новые, мало для нее знакомые условия существования. К сожалению, эти процессы сопровождались инфляцией, повышением цен, снижением трудовой активности и дисциплины, кризисом власти и, следовательно, падением жизненного уровня большей части населения независимой России.
Остались за рубежом основные сырьевые и энергетические источники, жизненно важные для непрерывного процесса производства и достаточных темпов воспроизводства предприятий практически всех отраслей промышленности. В течение нескольких лет в России не осталось ни одного предприятия, которого не коснулся бы топливно-энергетический "голод". В этих условиях еще более усилилась необходимость развития внешних торгово-экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. С развитием этих отношений Российская Федерация стала огромным рынком сбыта промышленных и потребительских товаров, что не могло не сказаться на проходящей этап возрождения экономики и промышленности.
Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции и резкого снижения платежеспособного спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции российских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества.
Серьезным препятствием на пути экспорта российской продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.
Утвержденные в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.
Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
• определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
• разработку проектов законодательных актов и стандартов;
• создание оптимальной структуры фонда стандартов;
• создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
• обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
• формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
• установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
• широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.
Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:
соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;
доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.
В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.
В настоящее время проявляется стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и внедрение информационных технологий.
2.1.2 Разновидности стандартов.
Результатом деятельности системы стандартизации должен стать оптимальный по структуре и составу фонд нормативно-технической документации и эффективное использование этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
• государственные стандарты России;
• отраслевые стандарты;
• стандарты научно-технических и инженерных объединений;
• технические условия;
• стандарты предприятий.
К государственным стандартам России приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации.
Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в России в соответствии с ее международными договорами. Как государственные стандарты России используются также республиканские стандарты Российской ССР до их замены или отмены.
Государственные стандарты России разрабатываются на организационно-методические и общетехнические объекты, а именно:
• организацию проведения работ по стандартизации, научно-техническую терминологию, классификацию и кодирование технико-экономической информации, техническую документацию, информационные технологии, организацию метрологических работ, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;
• продукцию общемашиностроительного применения;
• составляющие элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистему и др.);
• продукцию межотраслевого назначения;
• продукцию для населения и народного хозяйства;
• методы испытаний.
Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
• требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
• требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
• метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
• положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Рекомендационные требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
• это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
• эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
• изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.
Государственные стандарты России утверждаются Государственным комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации, а государственные стандарты в отрасли строительства и промышленности строительных материалов – Министерством России по делам строительства и архитектуры.
Имущественная часть авторского права на государственные стандарты принадлежит государству независимо от источников финансирования их разработки.
Информация о работе Качество, стандартизация,сертификация продукции