Качество продукции как фактор ее конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:50, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы предопределена следующими обстоятельствами: от того насколько качественная продукция. Качество продукции является важнейшим показателем конкурентоспособности предприятия, особенно это важно в условиях перехода к рыночной экономики. В современных экономических условиях, когда решающее значение для производителя приобретает мнение потребителя отечественным предприятиям приходится тяжело в конкурентной борьбе с иностранными производителями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
Качество продукции и его роль в условиях рыночной экономики4
Качество – экономическая категория4
Понятие конкурентоспособности фирмы10
качество как фактор конкурентосособности продукции12
КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ16
Заключение…………………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.docx

— 44.46 Кб (Скачать)

    К внешним относятся факторы, генерируемые макроокружением и непосредственным окружением фирмы. На факторы макроокружения фирма влиять не может, но она должна их учитывать в своей деятельности. Факторы непосредственного окружения - те, которые не зависят от фирмы, но на которые она может существенно повлиять. К внутренним относятся факторы. Зависящие от фирмы их инициатор - сама фирма.

    К внешним факторам необходимо отнести:

    ● общеполитические обстановку в государстве; внешнеполитические и экономические связи с другими государствами; регулирующую роль государства;

       ● экспортно-импортные отношения государства; наличие конкурентов в данной сфере деятельности; рациональное размещение производительных сил;

        ● наличие источников сырья в стране; общий уровень техники и технологии в стране, развитие специализации и концентрации производства;

       ● существенную систему управления промышленностью; наличие или отсутствие антимонопольного законодательства и др.

    К внутренним факторам относится:

       ● система и методы управления фирмой;

       ● уровень техники и технологии на предприятии;

    Система разработки и внедрение нововведений; уровень организации производства, система планирования, система экономического стимулирования, социальный, психологический и др.

    Между внутренними и внешними факторами  существует тесная связь внутренние, как правило вытекают из внешних, иногда трудно провести между ними грань и выделить влияние каждого  из них.

    Фирмы придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.  
 
 
 

  1. КАЧЕСТВО  КАК ФАКТОР КОНКУПЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ.

    Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Таким образом повышение эффективности функционирования предприятия во многом зависит от уровня конкурентоспособности товара, фирмы и страны в целом.

    Конкурентоспособность предприятия – это  способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.      

      Конкурентоспособность товара – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров - конкурентов.      

 Проблема  выпуска конкурентной продукции  на внутреннем рынке и продажа её за рубеж невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство. На данном этапе этот вопрос является очень актуальным и детальное его исследование поможет нам найти эту самую зависимость конкурентоспособности от качества.     

 Качество  продукции или услуг является  одним из важнейших факторов  успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.     

 Почему  покупатель выбирает тот, а  не иной продукт? Какими критериями  он при этом руководствуется?  Как склонить его к выбору  определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную  роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какие товары будут производить в данной стране. Ответы на них связаны с понятием конкурентоспособности.     

 Улучшение  взаимоотношений и взаимопонимания  между поставщиками и потребителями,  а также между подразделениями  внутри предприятия на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества.      

 Страновая  и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависит от  способности конкретного товаропроизводителя  выпускать конкурентоспособный товар.      

 Конкурентоспособные  компании должны производить  и предлагать рынку товары, которые  удовлетворяют нужды их целевых  потребителей. В противном случае  компании не могут получать  доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, компании должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг. Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.      

 Качество  сегодня - главный критерий оценки  продукции, работ, услуг. Оно  определяет уровень жизни каждого  человека и общества в целом.  Оно является индикатором высокого  стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель  рекламируя свою продукцию говорит  о её качестве.     

 Проблема  качества, непростая во все времена,  и особенно остро она стоит  сейчас. Наши предприятия сталкиваются  с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе.          

 Назревает  вопрос: о каком же качестве  может идти речь в такой  ситуации.

    Качество - многосложное понятие, и его обеспечение  требует объединение научных  сил, от творческого потенциала до практического  опыта многих специалистов. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.    

 Сертификация  продукции так же играет немаловажную  роль в повышении качества  продукции и услуг, она тесно  связана с развитием системного  подхода к управлению.     

 Наиболее  эффективный метод - внедрение  систем управления качеством  на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий  пытающихся выйти на международный рынок      

 Практика  конкурентоспособных зарубежных  фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка. Этот опыт воплощен в стандартах ИСО в виде модели "петля качества ", которая начинается с маркетинга и им же заканчивается, что лишний раз подчеркивает ведущую роль маркетинга в системе обеспечения качества продукции. При этом система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества, и включает " себя как сферу производства продукции, так и сферу ее потребления и обращения.

    Стандарты ИСО серии 9000 были разработаны техническим  комитетом в результате обобщения  накопленного опыта различных стран  в области разработки, введения и функционирования систем качества. Они не касаются конкретного сектора промышленности или экономики и представляют собой рекомендации по управлению качеством и общие требования по обеспечению качества, выбору и построению элементов систем качества. Они содержат описания элементов, которые должна включать система качества.     

 Роль  функции маркетинга в системе  управления качеством заключается  в поисках и выборе целевого  рынка, установлении требований  к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (услуг). Сегмент рынка, на котором работает фирма, цикл жизни товаров постоянно изучаются для своевременного выявления изменений в спросе, тенденций развития спроса и принятия соответствующих управленческих решений для обеспечения должного уровня качества продукции.

    Существует  тесная взаимосвязь между понятиями  конкурентоспособность и качество, конкурентоспособность и технический  уровень, но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КРИТЕРИИ  И ФАКТОРЫ КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ.
 

    Критерий  конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

    Единичный критерий конкурентоспособности относиться к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примером является продажная цена, степень автоматизации прибора.      

      Комплексный критерий конкурентоспособности  относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность.     Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.      

      Групповой критерий  конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Примеры группового критерия .    

      Понятия единичного и группового критериев несколько условны: в разных условиях оценки, оценивающих конкурентоспособность. Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых критериев.

    Например, продажная цена с позиции потребителя  единичный критерий, с позиции  предприятия - изготовителя – групповой.      

      Обобщенный критерий  конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примеров являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.      

      Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина , наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, так называемый факторный анализ, - важный момент в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий- продавцов.      

      Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

    Формирование  конкурентоспособности установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя.    

      Так, для обеспечения необходимого  качества товаров осуществляют воздействие на: производственные факторы (сырье, конструкция, рецептура, технология), сбытовые факторы (условия транспортировки, хранения), сервисные факторы (дегустация товара и другая помощь в выборе товара, установка изделия на дому).     

      Для обеспечения необходимого  уровня цены товара воздействуют  также на производственные, сбытовые ( выбор транспортного средств, числа посреднических организаций) сервисные факторы (условия реализации и технического обслуживания).       

      Выявляемые при оценке конкурентоспособности  отклонения (в отрицательную сторону) от товаров – конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значения критериев.       

      В итоге, компания сможет выбрать  оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью получения максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

    В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

Информация о работе Качество продукции как фактор ее конкурентоспособности