Эволюция отношений собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам - индивидам или коллективам - в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.
Собственность, согласно гражданскому законодательству РФ, - это отношения между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
Понятие собственности находится на границе двух научных дисциплин: экономики и права. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными нормативно-правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Содержание

Ведение 3
Глава I. Сущность, значение и роль собственности в 6
современном мире
I.I. Характеристика понятия собственности, 6
её сущность
I.II. Происхождение и этапы развития собственности 9
I.III. Основные формы собственности 13
Глава II. Правовые аспекты отношений собственности 16
в ХХ столетии
II.I. Характеристика понятия права собственности. 16
Право собственности граждан и юридических лиц
II.II. Способы приобретения и прекращения 20
права собственности
II.III. Другие способы перехода права собственности 23
Глава III. Перестройка отношений собственности 26
в ХХ столетии
III.I. Трансформация собственности. Общие тенденции, 26
проблемы и противоречия приватизации
III.II. Приватизация в России: этапы и итоги 29
III.III. Эволюция отношений собственности в сельском 33
хозяйстве. Тенденции и перспективы приватизации
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

!!Эволюция отношений собств ХХв.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Выкуп бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ст.240 и 239 ГК. Если имущество не представляет значительной ценности и обращение с ним не нарушает интересов третьих лиц, право не реагирует на действия собственника. В обратной ситуации государство может совершить принудительный выкуп имущества по иску соответствующей государственной организации, причем собственнику (как физическому, так и юридическому лицу) выплачивается его стоимость. 

К числу производных  способов относится возникновение  права собственности у приобретателя имущества по договору, причем совершенному в требуемой законом форме. Право собственности всегда индивидуализирует определенную вещь, то есть выделяет ее из массы подобных. Момент индивидуализации приурочен к моменту заключения договора или к моменту выполнения его условий, таким образом возникает и право собственности у приобретателя (п.1 ст223). Если переход права собственности подлежит государственной регистрации, то само право и возникает с момента таковой (п.2 ст.223 ГК, ст.7 «Закона РФ о приватизации жилищного фонда»). Пункт 2 ст.224, ст.143 ГК предусматривает такой способ перехода права собственности, как передача, к которой также относится вручение распорядительных документов на товары (коносамент). В этих случаях право собственности начинается с вручения договора или торговых документов противоположной стороне. 

Собственник несет  бремя содержания принадлежащего ему  имущества и риск его повреждения  или гибели (ст.210-211 ГК). 

Стоит остановиться на праве собственности, которое  в одних случаях выступает как первоначальное, а в других как производное, - это приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1 ст.218 ГК). Согласно ч.2 ст.606 ГК плоды, продукция и доходы, полученные арендатором или нанимателем в результате использования имущества в соответствии с договором, являются его собственностью, но только с момента отделения их от плодоносящей вещи. 

Право собственности  является очень гибкой категорией. В условиях рыночной экономики резко  возрастает и оборот вещей, что влечет прекращение прав у одних собственников и возникновение у других. Но прекращение права собственности может возникать и в одностороннем порядке. Собственник может уничтожить вещь, безвозвратно утерять ее в силу определенных обстоятельств, вещь может утратить свои качества в силу времени своего существования. 

Указанные способы  прекращения права собственности  законом не нормируются, если только не нарушают ничьих прав. 

ГЛАВА III. ПЕРЕСТРОЙКА  ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХХ СТОЛЕТИИ. 
 

III.I. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ  

Преобразование  отношений собственности - магистральное  направление экономической трансформации  в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В п е р в о й и в т о р о й группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющие более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности. 

Различают м  а л у ю и б о л ь  ш у ю приватизацию. Различия состоят  в том, что в первом случае создаются  индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором - акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже. 

В странах т  р е т ь е й г р у  п п ы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход к рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования. 

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ  

В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой появились примерно одинаковые важнейшие  тенденции, проблемы и противоречия. 

1. Приватизация  в первую очередь охватила  промышленность и сферу услуг,  торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие методы приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много различий. 

2. В большинстве  стран первой и второй группы  новые правящие элиты в начале 90-х гг., на старте рыночной  трансформации, полагали, что путем  быстрой ликвидации госсобственности  и передачи в частные руки  можно быстро решить важнейшие экономические и социальные проблемы. Однако в середине 90-х гг. стало очевидным, что такой подход оказался ошибочным. Все эти страны оказались в состоянии кризиса. До сих пор только Польше и Словении удалось достичь и превзойти уровень производства ВВП 1989г., а Чехия, Словакия и Венгрия лишь приблизились к этому уровню. 

Вследствие таких  обстоятельств во всех указанных  странах стали исходить из того, что дальнейшая приватизация должна быть проведена поэтапно, в течение 5-10 лет и более. При этом должны быть решены те проблемы, которые не удалось решить на начальном этапе приватизации и которые обусловили ее неэффективность: привлечение «эффективных инвесторов» и реальное накопление капитала, коренное улучшение менеджмента, формирование конкурентной среды и благоприятных для частных фирм общих условий хозяйствования. 

3. Практически  все страны считали, что к  приватизации удастся быстро  привлечь большие объемы иностранного  капитала в форме прямых инвестиций. Именно иностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако и эти расчеты потерпели провал. Поэтому к середине 90-х гг. большинство стран перешло к разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранных прямых инвестиций. 

4. Малая приватизация  оказалась в институциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была р е с т и т у ц и я, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их наследникам. К «счастью» для России и других стран - членов СНГ они не были серьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция, экспроприировавшая частную собственность, произошла еще в 1917 г. В других же странах эта проблема стояла достаточно остро и породила сложные общественные коллизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее «перетягивание каната» между отдельными крестьянами за возвращение им только их прежних (а не других, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству - важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах, например, в Венгрии, где власти придерживались принципа приоритета равноценной компенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более или менее безболезненно. 

5. Гораздо более  сложной и медленной, как и  следовало ожидать, во всех  странах стала большая приватизация, которая все еще далека от  завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. 

III. II. ПРИВАТИЗАЦИЯ  В РОССИИ: ЭТАПЫ И ИТОГИ  
 

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 
 

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый из них пришелся на 1992г. - первую половину 1994г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы. 

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно  в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс.руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую - за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994г. ими стали 15тыс. 

С середины 1994г. осуществляется переход ко второму  этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций  приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы. 

МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ 

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства. 

При наличии  в неаграрных секторах российской экономики  в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому  законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало. 

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему. 

БОЛЬШАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ 
 

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения. 

Поскольку ваучеры  не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики. 

На основе ваучерной  приватизации возникли новые формы  экономической преступности. Так, всякого  рода сомнительные фирмы, посулив гражданам  огромные дивиденды, сумели получить в  «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало 13 млрд. долл.). 

Информация о работе Эволюция отношений собственности