Эволюция общественных благ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
- обосновать роль государства в предоставлении общественных благ.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация общественных благ.
1.1Определение общественных благ и их свойства.
1.2 Виды общественных благ. Частные блага.
1.3 Границы предоставления общественных благ
2. Спрос и производство общественных благ.
2.1 Спрос на общественные блага и эффективный объем выпуска общественных благ.
2.2 Проблема безбилетника и пути ее решения.
2.3 Роль государства в производстве общественных благ.
3. Эволюция общественных благ на современном этапе.
3.1 Краткая история развития общественных благ
3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Заключение

Работа содержит 1 файл

общественные блага. Вера.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Во многих, если не в большинстве случаев участие государства ограничивается регулятивными мерами, например установлением предельных цен в ситуации естественной монополии, специальных налогов на производителей, создающих негативные экстерналии, или контроля за поставщиками, имеющими существенные информационные преимущества перед потребителями. Все это предполагает функционирование общественного сектора, но лишь в лице регулирующих и контролирующих звеньев государственного аппарата, непосредственные результаты деятельности которых, несомненно, относятся к категории общественных, а не частных благ. Потребность в бюджетном финансировании в подобных случаях также сводится к содержанию этих органов.

Принято считать, что финансирование производства частных благ за счет налоговых средств оправдано, если это так называемые блага, обладающие особыми достоинствами. Это такие блага, потребление которых общество в целом желало бы сделать обязательным для своих членов. В качестве примеров можно указать услуги образования, культуры и здравоохранения, расходы на оказание которых в большинстве развитых стран покрываются за счет бюджета или обязательного страхования, то есть на основе принудительной мобилизации средств под эгидой государства.

Для благ, обладающих особыми достоинствами, характерны очень значительные позитивные экстерналии. Именно это и обусловливает целесообразность их общественного финансирования. На практике такие блага не всегда легко отделить от смешанных общественных благ.

В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Например, чтобы избежать безработицы, оно может субсидировать разоряющиеся предприятия или даже их национализировать, а, чтобы обеспечить на случай войны независимость страны от внешних поставок, может инвестировать общественные средства в различные отрасли промышленности либо создавать в них предприятия общественного сектора. При обосновании подобных решений во внимание принимается не только и, как правило, не столько экономическая эффективность производства частных благ сама по себе, сколько потребность в таких общественных благах, как поддержание социальной стабильности или укрепление обороноспособности. Именно поэтому участие государства может иногда находить оправдание. Впрочем, с точки зрения социальных целей в большинстве случаев эффективнее оказывать поддержку конкретным индивидам, чем предприятиям, и субсидировать имеет смысл скорее потребление, чем производство.

Принципы, на которых построена рыночная система, несовместимы с прямым или косвенным использованием принуждения в исключительных интересах отдельного лица. Действия, не предполагающие законного права принуждения, могут быть осуществлены без участия государства и финансирования его аппарата. В то же время каждая акция государства, которая опирается на принудительную реаллокацию или перераспределение ресурсов, должна иметь результатом нечто полезное одновременно для всех или хотя бы большинства членов сообщества. Оптимальной является ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает адекватную полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта обязанность введена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически для всех государств мира. Более того, в качестве общественного блага может рассматриваться и само существование института государства, целью которого, согласно институциональной теории, является установление в обществе четких «правил игры» и обеспечение их соблюдения всеми жителями той или иной территории. Значение функции предоставления общественных благ неизменно возрастало по мере перехода человеческих обществ сначала от аграрной к индустриальной, а затем от индустриальной к постиндустриальной стадиям развития.

Масштабные изменения конца XX – начала XXI в. оказали значительное влияние на систему создания общественных благ. Распад коммунистических государств вызвал необходимость создания множества новых дееспособных государственных институтов; процессы глобализации привели к размыванию понятия государственного суверенитета и появлению ряда игроков нового типа: транснациональных корпораций, негосударственных организаций, наднациональных структур. Волна экспансии капитализма и демократии, а также качественный скачок в развитии технологий до предела обострили вопрос, предоставляет ли глобализация бедным новые возможности для развития или лишь расширяет глобальный социальный разрыв.

 

 

3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ.

 

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды. Также установлено, что основные тенденции развития производства
общественных благ определяются двумя институциональными факторами:
бюджетом- в краткосрочном периоде, законодательством - в долгосрочном.

Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ.

К их числу сегодня относят международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

Международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение проблем бедности, более равномерного распределения капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рубинфельд. - М.: Дело, 2000. – 808 с.

2. Экономика общественного сектора / Г.А  Ахинов, Е.Н. Жильцов   - М.: ИНФА – М,2008. – 345с.

3. Микроэкономика учебник/ Р.Г.  Емцов, М.Ю. Лукин – М.:МГУ им. М.В. Ломоносова – 1999. – 320с.

4. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В. Тарануха; под ред. А.Д. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 640 с.

5. Микроэкономика: учебник / Л.И. Тарасевич, Л.И. Гребенников, А.Н. Леусский. – 5-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт-Издат, 2007. – 391 с.

6. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. - М: Норма, 2004. – 576 с.

7. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов / Л.И. Якобсон. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319с.

8. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник / А.Н. Чеканский. – М: ИНФРА-М, 2008. – 685 с.

9. Экономическая теория (для экономических вузов): учебник: /под ред. О.С. Белокрыловой, – 2-е изд., – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 443 с.

10. Курс экономической теории: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Волкова – М.: Эксмо, 2007

 

 

 

24

 



Информация о работе Эволюция общественных благ на современном этапе