Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
- обосновать роль государства в предоставлении общественных благ.
Введение
1. Понятие и классификация общественных благ.
1.1Определение общественных благ и их свойства.
1.2 Виды общественных благ. Частные блага.
1.3 Границы предоставления общественных благ
2. Спрос и производство общественных благ.
2.1 Спрос на общественные блага и эффективный объем выпуска общественных благ.
2.2 Проблема безбилетника и пути ее решения.
2.3 Роль государства в производстве общественных благ.
3. Эволюция общественных благ на современном этапе.
3.1 Краткая история развития общественных благ
3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Заключение
Введение
1. Понятие и классификация общественных благ.
1.1Определение общественных благ и их свойства.
1.2 Виды общественных благ. Частные блага.
1.3 Границы предоставления общественных благ
2. Спрос и производство общественных благ.
2.1 Спрос на общественные блага и эффективный объем выпуска общественных благ.
2.2 Проблема безбилетника и пути ее решения.
2.3 Роль государства в производстве общественных благ.
3. Эволюция общественных благ на современном этапе.
3.1 Краткая история развития общественных благ
3.2 Перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Заключение
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что вопросы развития человеческих потребностей и потребления достаточно широко разрабатывались в философии, социологии, психологии, политэкономии, но при этом не проводились разграничения между потребностями в индивидуальных и потребностями в общественных благах. В тоже время существуют значительные различия в их формировании, выявлении, способах удовлетворения. Кроме того, недостаточно изучена роль государства в процессе формирования общественных благ. Не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.
Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
- обосновать роль государства в предоставлении общественных благ.
Объектом исследования является регулирующее воздействие государства на предоставление общественных благ.
Предметом исследования выступают процессы формирования и и предоставления общественных благ в современной экономике посредством рынка и государства.
Теоретическую и методологическую основу курсовой составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области институциональной теории, экономической теории благосостояния, теории общественного сектора экономики, а также научные работы по экономике и социологии.
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.
Изначально концепция общественного блага выделяла два основных свойства общественного блага, которые делают его отличным от частного блага - конкурентоспособность и исключаемость. Конкурентными блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного товара одним экономическим субъектом не делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Следовательно любой может пользоваться благом, не мешая другим. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны.
Рассмотрим использование скоростного шоссе во время незначительного транспортного движения. Так как шоссе уже существует и на нём нет «пробок», дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример - использование маяка. Когда он построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам.
Конечно, большинство благ конкурентно в потреблении. Например, когда вы покупаете какую-то мебель, исключается возможность купить ее еще кем-нибудь; таким образом, мебель - товар конкурентный. Конкурентные товары распределяются среди отдельных лиц. Неконкурентные товары должны быть доступны каждому независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление.
Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются её плодами.
Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация штата или города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны). Если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает возможность других лиц купить данную машину.
Так же принято различать техническую невозможность и экономическую не целесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, ислючаемость может оказаться экономически неоправданной. Обычно неисключаемость имеет не абсолютный, характер; просто исключение любого потребителя из процесса потребления этого блага связано с запретительно высокими издержками.
Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мостом.
Другим примером служит телевизионный сигнал. Как только сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, составляют нуль, и поэтому благо неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность компании ограничить число потребителей.
Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим.
Список общественных благ куда короче, чем тех, производство которых обеспечивается государством. Многие общественные блага либо конкурентны в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое.
Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Ближайшим следствием ограниченности является конкуренция, соперничество за использование ресурсов. Поведение потребителей и производственных фирм рассматривается через призму такой конкуренции. Однако не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и общественные.
Конкурентность и исключаемость блага, делают его максимально приспособленным для обращения в рыночном кругообороте. Именно по этому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.
В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.
В условиях рынка в обществе, где достаточно надежны гарантии прав, тот, кто хочет потреблять частное благо, но не платит за него, не может его получить. В таких случаях говорят, что он исключен из потребления данного блага. Этот принцип нельзя применить к чистым общественным благам: для того, чтобы пользоваться общественным благом, достаточно находиться в зоне его потребления.
Чистое общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми потребителями независимо от того, платят они за него или нет. Чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.
Характерная для чистых общественных благ полная неконкурентность указывает на то, что: данные блага обладают неделимостью, следовательно, они не могут быть раздроблены на еденицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, потребляются сообща. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника - конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.
Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.
Чистых общественных благ довольно немного. Используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать, например, свойством неисключаемости, однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Также характеризующие блага признаки могут иметь самые различные комбинации: избирательность – неконкурентность, конкурентность – неисключаемость.
Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью конкурентности, называются общими благами, или благами совместного потребления. Они характеризуются тем, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами - общественные парки, пляжи и т.п. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».
Конкурентность в потреблении блага может быть и низкой. Блага с высокой стеаенью исключаемости и низкой степенью конкурентности называются исключаемыми общественными или коллективными благами. Ими могут быть: кабельное телевидение, библиотеки, школьное обучение. Специфика данного вида благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень избирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей.
Существуют так же перегруженные общественные блага - блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Типичным примером таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры(например шоссейные дороги) и объекты культурного назначения. До определенного уровня полезность этих благ всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако, начиная с некоторого момента(например, в час пик), появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости и созданию прочих неудобств. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента.
Информация о работе Эволюция общественных благ на современном этапе