32_Эволюционная
экономика
Q
Эволюционный принцип в истории
экономической науки Q Современный
подход к применению эволюционного
принципа в экономике D Основные
направления и дискуссионные
вопросы эволюционной экономики
Эволюционная
экономика - новое направление экономической
науки, в рамках которого экономические
процессы рассматриваются как спонтанные,
открытые и необратимые; они порождены
взаимодействием внешних и внутренних
факторов и проявляются в изменении
структуры экономики и действующих
в ней агентов. Особое внимание уделяется
процессу инноваций — появлению,
закреплению и распространению
нового; конкуренции как процессу
отбора, а также проблемам информации,
неопределенности, времени.
Эволюционная
экономика противостоит основному
течению экономической теории в
целом и неоклассике в частности.
Она пытается учитывать воздействие
институциональных и других нерыночных
факторов на поведение экономических
агентов, а также преодолеть принципиально
статический характер ортодоксальной
экономической теории.
Изложенное,
однако, не означает невозможности
интеграции некоторых идей эволюционной
теории в неоклассическую парадигму,
так же как и обратного влияния
неоклассики и ее инструментария
на эволюционную экономику.
Эволюционная
экономика содержательно и метафорически
связана с эволюционным мировоззрением,
согласно которому все системы находятся
в процессе постоянного и причинно-обусловленного
изменения. Это, в частности, означает,
что настоящее рассматривается
как результат прошлого и условие
будущего, а механизм изменения связывается
с изменчивостью, наследованием
и отбором. Применение общих принципов
эволюционизма в экономике открывает
новые перспективы, но в то же время
сопряжено с целым рядом трудностей
как философско-методологического,
так и практического и психологического
характера.
Во-первых,
возникает так называемая проблема
заимствования. Она имеет несколько
аспектов: сводится ли заимствование
к использованию понятий биологии
в экономике или же речь идет о
перенесении методологических принципов
биологии в экономику или поиске
общих методологических основ; являются
ли термины, воспринятые экономистами
из естественных наук, скорее образными
метафорами, нежели строго определенными
понятиями, каково познавательное значение
этих метафор и т.д.? Рассмотрение
этих аспектов затрагивает ряд проблем
теории знания, в частности вопрос
о влиянии различных философских
систем и прежде всего позитивизма
на процесс познания в области
экономики.
Во-вторых,
специфика эволюционного подхода
и в первую очередь то обстоятельство,
что эволюционный процесс неразрывно
связан с появлением нового, заставляет
экономистов обратиться к новейшим
подходам к проблеме закономерности
и причинности социально-экономических
явлений и в конечном счете
побуждает пересмотреть базисные гипотезы
теории индивидуального выбора, на
которой базируется современная
экономическая теория.
В-третьих,
далеко не всегда экономические процессы
непосредственно поддаются интерпретации
в терминах эволюционной теории, причем
существуют серьезные разногласия
среди экономистов относительно
содержания эволюционных понятий применительно
к экономике, не говоря уже о разногласиях
среди биологов относительно механизма
эволюционных изменений.
В-четвертых,
трудности признания эволюционного
подхода экономическим сообществом
связаны с консерватизмом научного
мышления и распространением равновесной
парадигмы, которая принципиально
чужда идее эволюции, но в то же время
привлекательна строгостью используемого
формального инструментария. Это
не означает, что не существует математического
аппарата, который может быть использован
для описания эволюционных процессов.
Теория нелинейных систем и теория
хаоса, новейшие симуляционные методы
предлагают подобный инструментарий,
хотя и не решают окончательно проблему
моделирования открытых систем и
креативной деятельности человека. Однако
стремление к формальной строгости
может увлечь теоретиков-эволюционистов
в ту же самую ловушку формализма,
в какой оказалась экономическая
ортодоксия, и привести к еще большему
отрыву от реальности, чем это характерно
для ортодоксальных моделей.
Вместе
с тем с точки зрения эволюционного
подхода сам предмет экономической
науки, так же как и других общественных
дисциплин, дает исследователям, придерживающимся
эволюционного подхода, ряд преимуществ.
Высокая скорость изменений, большая
гибкость и приспособляемость социальных
структур по сравнению с живыми организмами
позволяет наблюдать за этими
процессами в реальном времени, что
открывает широкие возможности
для эмпирического анализа.
Осознание
того, что многие процессы в экономике
имеют характер эволюционных в том
смысле, что их результаты не могут
быть известны заранее, что экономические
субъекты взаимодействуют с внешней
средой и, следовательно, их поведение
неотделимо от развития социальных институтов,
может существенно изменить наши
представления о том, какой должна
быть экономическая наука и какого
рода практические выводы из нее могут
быть получены.
Сегодня
в области эволюционной экономики
работают Р. Нел-сон, С. Уинтер; Л. Магнусон,
Д. Ходжсон, У. Витт и др.
Эволюционная
экономика - формирующееся направление,
не имеющее еще строго очерченных
рамок и структуры, а указанные
выше сложности не позволяют рассчитывать
на быстрый успех. Вместе с тем
можно сформулировать некоторые
общие и наиболее существенные моменты,
назвать наиболее значимые работы,
указать основные проблемы, которые
сегодня обсуждаются представителями
этого направления, наконец, выявить
истоки эволюционных идей в экономике
и попытаться проследить их историю.
1.
Эволюционный принцип в истории
экономической науки
Эволюционные
идеи стали проникать в исследования
об обществе в XVIII в. в связи с утверждением
естественнонаучного мировоззрения,
подорвавшего идею божественного создания
и механистическую картину мира.
И хотя ньютоновская механика сохраняла
свое влияние на умы людей, Б. Мандевиль,
А. Смит, а позднее Т. Мальтус высказали-идеи,
которые сегодня, хотя и с некоторыми
оговорками, можно отнести к эволюционному
подходу. Прежде всего речь идет о
признании спонтанного характера
социально-экономического порядка
и неинтенационности результатов
действий отдельных людей. Мандевиль
рассматривал проблему установления порядка
через призму этики и указывал
на то, что пороки отдельных людей
могут способствовать общественной
пользе, а порядок может родиться
из разрозненных и неупорядоченных
действий людей. Близкую Манде-вилю
точку зрения высказывал Смит. Для
него — и это особенно интересно
с точки зрения современного понимания
эволюционного принципа - разнообразие
и специализация не только не были чем-то,
препятствующим порядку, но и составляли
его часть.
Считается,
что именно Смит и шотландская
школа в целом дали Дарвину
идею упорядоченного взаимодействия и
регулярности, по-. рожденных хаотическим
взаимодействием и возникающих
спонтанно, без направляющей силы, идею,
которая сыграла важную роль в
формировании теории эволюции'. Более
того, некоторые исследователи не
без основания полагают, что в
своих амбициозных научных устремлениях
Дарвин опирался натадеи либеральной
социальной философии, которые разделяли
представители дбразованного класса
викторианской Англии и которые
он применил при исследовании природных
процессов2.
Важным
источником эволюционных представлений
в общественных науках были взгляды
Т. Мальтуса. Он привнес идею естественного
отбора и связал последний с борьбой
за ограниченные ресурсы. Мальтус был
первым, кто не только обратил внимание
на борьбу как на необходимую составляющую
процесса развития, — он писал, что
без борьбы, поражений и даже смерти
невозможно развитие популяции, но и
указывал на динамическую роль разнообразия.
Уже в то время подобная позиция
повлекла за собой серьезные общественно-политические
последствия. В данном случае мы имеем
в виду не широкий общественный резонанс,
который имела теория народонаселения
Мальтуса, а критику им популярных
в то время утопических идей как
противоречащих представлению об эволюционном
характере общественного развития3.
Эволюционный
подход не только противостоял утопизму,
но и подрывал идею Бога, что и
определило революционное значение
дарвиновской теории для общества и
науки XIX в. Если теория социально-экономической
динамики Мальтуса еще отводила Богу
заметное место — во всяком случае,
Мальтус пытался примирить борьбу
за выживание с существованием Бога, то
привнесение эволюционных идей в биологию
привело к тому, что оказалась подорванной,
хотя и до сих пор не полностью отброшенной,
идея создания.
В
1859 г. в работе «Происхождение видов
путем естественного отбора, или
сохранение благоприятствуемых пород
в борьбе за существование» Ч. Дарвин
предложил эволюционную теорию, которая
в современных терминах может
быть представлена как «экономическая
модель конкуренции за ограниченные
ресурсы, в которой отбор осуществляется
на индивидуальном уровне»4. Согласно
этой теории, основу эволюции составляют
процессы изменчивости (в популяции
возникают индивидуальные различия),
наследственности (существует корреляция
между родителями и детьми), отбора
(некоторые индивидуальные формы
оказываются успешнее других в борьбе
за ограниченные ресурсы и потому
лучше выживают и оставляют больше
потомства)5.
Несмотря
на созвучность идей Дарвина представлениям
видных экономистов того времени
и даже их взаимное влияние, эволюционная
теория Дарвина не оказала существенного
влияния на развитие экономической
мысли; более того, во второй половине
XIX в. эволюционные идеи стали исчезать
из экономических исследований. В
экономической науке восторжествовал
ньютоновский подход в его наиболее
упрощенной трактовке, предложенной Джевонсом
и получивший свое воплощение в теории
равновесия. Это обстоятельство побудило
Т. Веблена в 1898 г. поставить вопрос:
«Почему экономика не является эволюционной
наукой?»6, и даже попытаться исправить
эту ситуацию, обратившись к рассмотрению
институциональной стороны экономических
процессов7.
Большую
роль в утверждении в экономической
науке механистического подхода
сыграла философия утилитаризма.
В значительной степени благодаря
И. Бентаму возникла и оформилась
идея исчисления полезности. И по мере
того, как маржиналистские представления
завоевывали позиции в экономической
науке, последняя утрачивала интерес
к проблемам развития, сосредоточиваясь
на индивидуальной оптимизации и
проблеме равновесия. Равновесие понималось
экономистами как в определенном
смысле совершенное состояние, при
котором индивидуальные планы были
согласованы, а полезности достигали
максимума. В этом случае естественнонаучную
аналогию для экономической теории
приходилось искать уже не в биологии
с ее теорией эволюции, а в механике,
точнее, в теории гравитации, которая
рассматривает точку притяжения
(равновесия) как точку нулевой
свободной энергии (т.е. отсутствия
движения).
Подобной
тенденции в определенном смысле
противостояла теория Маркса, которая
усвоила Многие идеи классической политэкономии,
в том числе и ее нацеленность
на проблематику развития. Однако тот
факт, что Маркс рассматривал теорию
Дарвина как «естественнонаучный
базис для классовой борьбы в
истории» и, следовательно, связывал эволюционный
принцип с идеологией, негативным
образом сказался на популярности эволюционной
идеи в экономической науке. В
противовес идеологически ориентированной
марксистской политэкономии чистая
экономическая теория отказалась от
рассмотрения экономических процессов
в их историческом развитии в пользу
равновесного анализа; это направление
анализа окончательно утвердилось
уже в XX в. и достигло наивысшего
уровня в работах П. Самуэльсона,
К. Эрроу и других классиков современной
теории равновесия (см. гл. 13). Более
того, уже в наше время в рамках
так называемого экономического
империализма (см. гл. 40) были даже предприняты
попытки распространить экономическое
моделирования на некоторые близкие
биологии дисциплины8.
Между
тем у основоположников современной
экономической теории мы находим
свидетельства признания важности
эволюционного принципа. Так, Маршалл
считал, что экономическая наука
в широком смысле родственна скорее
биологии, чем физике или даже химии
. Более того, некоторые его рассуждения
напрямую связаны с новейшими
для того времени положениями
биологии и эволюционной теории. Так,
в книге IV «Принципов...» Маршалл
анализировал воздействие внешней
среды на организацию производства,
говорил о роли конкуренции и
сотрудничества в развитии экономики.
Последнее заставляет вспомнить
П. Кропоткина, который писал, что
в эволюции живой природы и
общества взаимопомощь и индивидуальная
инициатива играет большую роль, чем
конкуренция и борьба за выживание10.
Маршалл затронул и очень важную
с точки зрения теории эволюции проблему
непрерывности изменений, времени
и его необратимости и в
этой связи признал условность и
ограниченность предложенного им метода
разграничения коротких и длинных
периодов. Идея непрерывности и постепенности
изменений отражала влияние эволюционного
подхода, и она проявилась в его
представлении о предпринимательской
функции как о способности
к бизнесу. Эта функция, суть которой
сводится к поиску новых комбинаций
существующих методов производства,
ассоциировалась у Маршалла с
фирмой. При такой трактовке естественный
отбор лучших фирм — это «отбор
лучших менеджеров, способных задействовать
обширное знание, уже накопленное
фирмой»".