Этапы становления и развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, то есть систематизированные знания о сущности экономики, ЭТ развивалась на протяжении трех столетий (17-19 вв.) в качестве политической экономии

Работа содержит 1 файл

экон теор ответы.docx

— 199.75 Кб (Скачать)

Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

 

Кривая предложения  сдвинется вправо от SS к S^, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.

Движение  кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

  1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
  2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.

Неценовые факторы: Цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары.

Коэфф. эластичности предложения (К)=Относительное изменение Q (в %)/Относительное изменение Р (в %)

Равновесная цена - это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара.

Равновесная цена Может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными  из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.

 
 

 
21.Цена в рыночной  экономике: функции  и виды, механизмы  и виды, механизм  образования. Теории  цены.

Цена есть денежное выражение стоимости товара.

В рыночной экономике цена выполняет три главные функции:

  • ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов;
  • стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;
  • распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

концепция цены А. Маршалла:

В условиях мгновенного  равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса

В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

Виды цен:

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию  предприятий-монополистов, на базовые  для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

• фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

• регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные  цены — это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Индекс  цен — это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокуп¬ной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

 
22.Основы теории  потребительского  поведения.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

ряд типичных общих черт:

1)спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя;

2)каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;

3) средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде;

на спрос  потребителя влияет наличие или  отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Полезность, или ютиль (англ. Utility), - это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг.

Общая полезность {total utility - tu) - это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага.

Предельная  полезность (marginal utility- mu) -дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Кривая  безразличия - это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя.

Карта безразличия - это совокупность кривых безразличия.

Чтобы найти  такой вариант, называемый равновесным положением потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия

 
23.Издержки, их сущность, структура и классификация.  Теории издержек.

Издержки - это оплата приобретенных факторов производства.

По Марксу:

Затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества.

Денежной  выручкой после реализации товара капиталист покрывает затраты на оборудование, сырье, топливо, энергию и оплату необходимого труда. Прибавочный труд он не оплачивает - именно он является источником прибыли.

Издержки  обращения - затраты, связанные с процессом реализации товара

Современные западные экономисты:

В зависимости  от влияния на них увеличения объемов  производства издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные  издержки (fixed cost — FQ — это те, которые не зависят от объема производства.

Переменные  издержки (variable cost — VQ — это расходы, которые зависят от количества производимой продукции.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие, издержки {total cost — ТС).

Для измерения  издержек на производство единицы продукции используются категории средних общих (average total cost — АТС), средних постоянных (average fixed cost AFC) и средних переменных издержек (average variable cost — AVC).

Бухгалтерские издержки — это фактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Альтернативные  издержки — это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов

Внешние издержки — это денежные затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии «со стороны», т. е. поставщиков, не входящих в состав предприятия.

Внутренние  издержки — это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

Предельные  издержки (marginal cost МС) — это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска:

 

 
24.Предпринимательство:  экономическое содержание, признаки и виды. Риск в предпринимательстве.

В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Субъектами  предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Виды предпринимательства: финансовое, производственное, коммерческое, посредническое, страховое.

Осуществление разных комбинаций ресурсов — необходимое  звено деятельности предпринимателя.

  • Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.
  • Внедрение нового метода производства.
  • Освоение нового рынка сбыта.
  • Получение нового источника сырья или полуфабриката.
  • Проведение необходимой реорганизации производства.

Предприниматель -  экономический агент, комбинирующий факторы производства. 
Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Риск можно измерить разными методами:

  • статистическим, при котором изучают статистику потерь в прошлом и делают прогноз на будущее;
  • экспертным, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;
  • расчетно-аналитическим, базирующимся на математических приемах.

Модели  предпринимательского поведения: классическая и инновационная:

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая  модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

 
25.Основные формы  организации предпринимательства,  их достоинства  и недостатки.

В зависимости  от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное.

Индивидуальным  предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Облагается только подоходным налогом

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Облагается только подоходным налогом.

партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские  фирмы, службы сферы услуг и т. п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций.

По  признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний и крупный.

Малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства. Наиболее распространен венчурный и франчайзинг.

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований.

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы.

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Информация о работе Этапы становления и развития экономической теории