Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:22, реферат
Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, то есть систематизированные знания о сущности экономики, ЭТ развивалась на протяжении трех столетий (17-19 вв.) в качестве политической экономии
15.Инфраструктура
рынка: сущность
и основные элементы.
Субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.
Домашнее хозяйство (семья) — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц,
Фирма — это экономическая единица, которая:
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.
Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Разделяют по:
1)экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
2)географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой.
3)степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
4)отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.
5)характеру продаж — оптовый и розничный.
Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Службы рынка:
Реклама — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.
Информация — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка.
Консалтинг — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах
Аудиторские компании - это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.
16.Торговля и
коммерция как
элементы рынка:
сущность, виды, структура.
Торговля - это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.
Область деятельности,
связанная с движением
Торговый капитал - это капитал, функционирующий в сфере обращения и обособившийся от промышленного капитала.
К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: транспортировка, сортировка, хранение и упаковка товара.
В зависимости от методов организации различают:
Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией
Для успешной
коммерции необходимо
•покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;
•платежеспособный
спрос на данный вид товара должен
быть достаточным для того, чтобы
продать весь закупаемый товар по
цене, превышающей цену его приобретения.
17.Биржа и банк
– звенья рынка:
назначение, виды
и содержание деятельности.
Биржа - это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы. В зависимости от предмета торгов различают товарные (специализированные и универсальные) , фондовые (валютные) биржи и биржи труда.
В биржевой практике различают несколько типов сделок.
Основными действующими лицами на бирже являются: брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».
• Брокер (от англ. broker — комиссионер) — посредник между продавцами и покупателями, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы
брокерские фирмы.
• Маклер (нем. Mahler) — это участник биржевых торгов, фик¬сирующий заключение сделок между членами биржи и получа¬ющий за это от них вознаграждение — куртаж.
• Дилер (англ. dealer) — физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера складывается из разницы между ценой покупки и ценой перепродажи.
Банки выступают как финансовые посредники, соединяющие интересы кредиторов и заемщиков.
Банки первоначально выполняли четыре основные функции:
1) посредничество в кредите;
2) посредничество в платежах;
3) мобилизация сбережений и денежных доходов и их последующее размещение;
4) создание средств обращения (банкнот, чеков и др.).
В современном мире самой распространенной формой бан¬ковского предпринимательства является коммерческий банк.
Среди операций коммерческого банка выделяются кредитные.
Кредитные операции подразделяются на активные и пассивные.
Пассивные операции заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов, за них банк платит проценты вкладчикам.
Активные — в предоставлении кредита, за них банк получает проценты.
Наибольшей статьей пассивов являются вклады (депозиты). Эти вклады делятся на две категории: срочные и до востребования.
Срочные вклады — это депозиты на заранее установленный срок (месяц, 6 месяцев, год и т. д.). Проценты по срочным вкладам обычно выше, чем по вкладам до востребования.
Вклады до востребования делятся, в свою очередь, на бессрочные и текущие.
Банковская система включает в себя следующие виды банков: коммерческий, эмиссионный, универсальный, специализированный, сберегательный, инвестиционный, внешнеторговый, венчурный, ипотечный.
18.Конкуренция и
ее виды. Конкуренция
и монополия.
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой и неценовой.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции
Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии - получение прибыли сверх нормальной.
Монополии
образуются путем слияния нескольких
компаний и имеют следующие
Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Естественная монополия — это такая ситуация, при которой экономия от столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа:
Монополистическая конкуренция при появлении дифференциации продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
Олигополия - большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Чистая монополия - действует только один продавец, продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
19.Микроэкономика
и ее проблемы.
Спрос на товар
и его характеристика:
закон спроса, кривая
спроса, эластичность
спроса.
Микроэкономика - это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках. Ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал…
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
К неценовым факторам относятся:
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %) Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой: К - Процент изменения величины спроса / Процент изменения величины дохода
20.Предложение товара и его кривая. Цена равновесия спроса и предложения.
Предложение - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок и наоборот.
Информация о работе Этапы становления и развития экономической теории