Этапы формирования рынка земли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание работы

Российское землепользование уникально в мире по своим масштабам, оно отличается глубокой и многомерной региональной дифференциацией по природно-климатическим условиям, степени антропогенного освоения, уровню урбанизации и индустриализации, разнообразию населяющих различные территории страны национально-этнических групп. Отсюда понятно, с каким необычайно сложным, жизненно важным фактором общественного воспроизводства мы имеем дело, насколько опасно оставлять его вне сферы государственного управления и как необходимо срочно восстановить такое управление в максимально полном объеме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Земля как экономико-правовая система функционирования недвижимости...5
2. Формированию земельного рынка в России……………………………………6
3. Перспективы развития рынка земли России……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….14
Библиографический список………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Этапы формирования рынка земли России.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Самарский филиал 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика недвижимости»

на тему:

«Этапы формирования рынка земли России» 
 
 

Выполнила:

студентка IV курса,

группы  ЭУ-049113

 Горлова  Е. 
 

Самара  – 2007

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Земля как экономико-правовая система функционирования недвижимости...5
  2. Формированию земельного рынка в России……………………………………6
  3. Перспективы развития рынка земли России……………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….14

Библиографический список………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Российское  землепользование уникально в мире по своим масштабам, оно отличается глубокой и многомерной региональной дифференциацией по природно-климатическим условиям, степени антропогенного освоения, уровню урбанизации и индустриализации, разнообразию населяющих различные территории страны национально-этнических групп. Отсюда понятно, с каким необычайно сложным, жизненно важным фактором общественного воспроизводства мы имеем дело, насколько опасно оставлять его вне сферы государственного управления и как необходимо срочно восстановить такое управление в максимально полном объеме.

     Для эффективного управления земельно-недвижимым достоянием России, бесспорно, требуется  орган, который осуществлял бы общегосударственную  координацию деятельности в данной сфере, занимался комплексным, системным  решением возникающих здесь крупных хозяйственных проблем.

     Управление  данным ресурсом объективно выделяется в специфическую по содержанию категорию  деятельности по причине такой его  неустранимой особенности, как географическая неперемещаемость. Неперемещаемость как в прямой физической форме, так и в опосредованной экономической – через амортизационные отчисления в себестоимость территориально мобильных товаров и услуг (как известно, природная составляющая земельного ресурса не имеет стоимости и поэтому не амортизируется).

     В конечном счете задача состоит в  том, чтобы радикально пересмотреть концепцию управления земельно-недвижимым комплексом, выявить механизмы его  воздействия на эффективность экономического развития регионов и страны в целом. Представляется необходимым на принципиально новой концептуальной основе создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса, которое должно будет заниматься институциональным, инфраструктурным и экономическим обеспечением процесса формирования нового земельного строя в России и комплексного освоения совокупного земельно-недвижимого экономического ресурса. В составе такого министерства должны быть соответствующие службы и агентства, специализированные на оказании услуг по созданию полноценной информационной базы о земельно-недвижимом ресурсе, ее использованию в прогнозах, программах и проектах развития земельно-недвижимых объектов. Параллельно с системой государственного управления следует стимулировать в установленных границах участие в управлении и негосударственных организаций разных типов и форм собственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Земля как экономико-правовая система функционирования недвижимости
 

     Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни  и деятельности людей.

     Россия  обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства - её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли, богатые чернозёмом, были признаны эталоном почвы.

     Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

     Понятие «рынок земли» на современном этапе  было введено после периода, когда  про него практически никто не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия при освещение  этого вопроса. Это в свою Понятие  «рынок земли» на современном этапе было введено после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия при освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.

     Бесплатность  пользования землей являлось одной  из главных причин неэффективного использования  в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.

     Только  в этих условиях могла сформироваться ситуация, когда при массовом нерациональном землепользовании, наличии заброшенных и неиспользуемых земель создан искусственный дефицит земли для желающих получить ее под фермерское хозяйство, личное подворье, сад или огород. При наличии значительных пустующих территорий в городах, территории, занятые малоценной ветхой застройкой, занимаются особо ценные плодородные пригодные земли.

     Но  последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей  породило некий интерес общества к земельной проблеме.

     Провозглашая  право свободного владения земельной  собственностью, Конституция в статье 36 части 3 устанавливает, что конкретные вопросы правоотношений земельной  собственности должны регулироваться Федеральным законом.  

  1. Формированию земельного рынка в России
 

     В отличие от большинства стран  Восточной Европы или, например, Казахстана, Россия после смены прежнего строя  так и не провела полноценную  земельную реформу. Вот почему через  полтора десятилетия после конституционного провозглашения права частной собственности на землю, земельный вопрос в стране по-прежнему находится на полпути от своего решения, а реализовать свои земельные права на рынке его субъекты могут только потратив по нескольку месяцев на различные согласования.

     Солидарную позицию бизнеса по поводу текущей и предстоящей законодательной работы и правоприменительной практики в сфере земельного оборота и недвижимости выразил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. В своем выступлении он сделал упор на тех недоработках и противоречиях в законодательной базе, которые затрудняют формирование механизмов по ускоренному формированию конкурентного развитого рынка недвижимости. По мнению г-на Шохина, сегодня необходимо всячески стимулировать вовлечение земли в гражданский оборот, формировать единые объекты недвижимости и переходить на единый налог на недвижимость.

     Одни  из важнейших законов, который начнет действовать в ближайшее время - это новый федеральный закон, который регулирует порядок оформления земли, находящейся под приватизированными предприятиями. Все эти годы на порядок реализации этого закона существовали две крайние точки зрения. Одна из них состояла в том, что приватизированные предприятия должны фактически вторично выкупать находящуюся под ними землю. Вторая точка зрения, на которой настаивал бизнес, заключалась в том, что переоформление прав должно производится бесплатно.

     В МЭРТе тоже не стремились особо "перегибать палку" в этом вопросе и настаивали на том, что выкупные ставки должны составлять порядка 5% от кадастровой стоимости. Но в итоге возобладала позиция более сходная с той, на которой настаивал бизнес: отныне в законе прописано, что ставки будут составлять от 2 до 2,5% от кадастровой оценки земли, что можно считать достаточно мягким и комфортным решением для бизнеса.

     Г-н  Шохин выразил удовлетворение данной нормой, оговорившись, что не считает  согласованное решение подарком для бизнеса. Особо он позитивно  оценил то, что в законе установлена  норма, которая устанавливает предельные ставки аренды, если по каким-либо причинам предприятие не готово или не может выкупать землю в собственность (раньше такого предела не было, чем нередко пользовались власти). Однако президент РСПП обратил места на те добавления, которые есть еще время внести в закон перед его скорым удобрением.

     Так, в законе пока ничего не говорится  о возможности рассрочки по выкупному  платежу. "РСПП настаивает на такой  мере, думая о средних и мелких предприятиях. Пусть таких не вполне платежеспособных меньше 5%, но главное сейчас сформировать рынок земли, а не пополнить бюджет. Пусть право на предоставление такой рассрочки будет предоставлено субъектам федерации", - предложил г-н Шохин.

     Также Александр Шохин предложил предусмотреть  в законе о государственном кадастре недвижимости возможность оспаривания результатов оценки и привлечения независимого оценщика. По его мнению, этот важнейший акт должен быть принят в ближайшее время. Если же этого не произойдет, то потребуется перенести введение в действие и закона, предусматривающего переоформление в собственность или аренду земельных участков, находящихся у предприятий на праве постоянного или бессрочного пользования, так как, по мнению экспертов РСПП, между вступлением в силу закона о государственном кадастре недвижимости и законом о переоформление прав на землю "должен пройти, как минимум, год".

     Вообще  проблематика проблем, связанных с  кадастром была одной из основных тем обсуждения в первый день работы форума. Как сообщил руководитель федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Сергей Подобед, пока только 25% всех земельных участков и зданий в России внесены в Госкадастр объектов недвижимости. По его словам, единый кадастр объектов недвижимости в России формируется долго и медленно, так как "в рамках кадастра пытались решить множество проблем, кадастру как таковому не свойственных". "В том числе это касается вопросов муниципального управления землей и недвижимостью, и налогообложения", - выразил сожаление г-н Подобед.

     Чиновник  проинформировал собравшихся, что в рамках рабочей группы, созданной для обсуждения поправок ко второму чтению закона о госкадастре объектов недвижимости, представители правительства и депутаты договорились, что целью кадастрового учета земель и других объектов недвижимости будет только "обеспечение гражданского учета оборота объектов недвижимости".

     По  сути, об этом же в своих рекомендациях  на форуме говорил и руководитель проекта ТАСИС (безвозмездная программа  технического содействия государствам СНГ) ЕС по России г-н Рейнхольд Вессели, когда отметил, что "не стоит вносить в российский кадастр такие излишние сведения, как, например, информацию о материале стен, из которых построены отображаемые в нем недвижимые объекты".

     Со  своей стороны руководитель Роснедвижимости  уточнил, что "фактически кадастр  должен только индивидуализировать  объект недвижимости, чтобы его не перепутали с другим объектом ", и  потому число сведений в нем "должно быть минимально". "Из-за этого  очень многое меняется в содержании кадастра", - подчеркнул г-н Подобед, отметив, что закон о государственном кадастре должен быть переименован в закон "О государственном кадастровом учете", поскольку сам кадастр представляет собой лишь "перечень всех объектов недвижимости на территории России".

     Он  также сообщил, что за пределы  закона о государственном кадастре объектов недвижимости будет выведена глава об оценке объектов недвижимости. "Никто не смог доказать мне положение, что оценка земли чем-то отличается от оценки объектов бизнеса или объектов культуры", - сказал чиновника и проинформировал собравшихся, что положения об оценке недвижимости будут включены в отдельный закон об оценочной деятельности, который готовится Министерством экономического развития и торговли. 

Информация о работе Этапы формирования рынка земли в России