Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в гражданско-правовом анализе проблем, связанных с понятием и содержанием ценных бумаг, а также рассмотрением вопросов правового регулирования их выпуска (эмиссии). Для раскрытия темы автором дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- обозначить основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг;
- рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу только эмиссионных корпоративных ценных бумаг[5];
- исследовать правовую природу, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных бумаг
Введение ……………………………………………………………………….. 6
1. Общие положения об эмиссии ценных бумаг……………………………7
1.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг …………………………….10
1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования эмиссии ценных бумаг …………………………….…………………………………….20
1.3 Виды акций и облигаций….24
2. Процедура эмиссии ценных бумаг………………………………….…..40
2.1 Принятие, утверждение решения о выпуске и размещении ценных бумаг …………………………………………………………………………………...41
2.2 Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………….…………………………………………49
2.3 Государственная регистрация отчета об итогах выпуска………..60
(дополнительного выпуска) ценных бумаг…………………………………….73
3. Виды эмиссий ценных бумаг………………………………………………53
3.1 Эмиссия акций, размещаемых при учреждении
акционерного общества …………………………..….. ………………………..78
3.2 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем
конвертации в них конвертируемых ценных бумаг ………………………………… …………………………………………….108
3.3 Эмиссия ценных бумаг при реорганизации юридических лиц ……………………………………………………………………………..….111
Заключение ………………………………………………………………..…126
Список использованной литературы ……………………………………….129
2. ПРОЦЕДУРА ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ 2.1 Принятие, утверждение решения о выпуске и размещении ценных бумаг
Известно, что принятию решения о выпуске ценных бумаг предшествует утверждение эмитентом решения об их размещении. Существуют все основания утверждать: принятие решения о размещении является первым самостоятельным этапом эмиссии ценных бумаг. Данный тезис подтверждается наличием всех необходимых признаков этапа эмиссии - совокупность определенных действий и их направленность, преследуемая цель, а также конечный результат. ФЗ «О рынке ценных бумаг» не содержит упоминания решения эмитента о размещении ценных бумаг. Утверждение эмитентом такого решения предусмотрено иными федеральными законами. В частности ФЗ «Об акционерных обществах» (до принятия поправок от 7 августа 2001 г.) придает решению о размещении ценных бумаг важное значение. Так, в п. 2 ст. 34 указанного закона дважды упоминается решение о размещении ценных бумаг:
· акционерное общество определяет в решении о размещении форму оплаты дополнительных акций и иных ценных бумаг;
· порядок оплаты акций и иных ценных бумаг в форме неденежных средств отличный от того, который предусмотрен этим пунктом (оплата акций в неденежной форме в полном размере в момент приобретения) может быть определен решением о размещении. Ситуация с обязательностью принятия решения о размещении и решения о выпуске ценных бумаг не согласуется с принципом исключительной компетенции органов управления акционерным обществом. Так, п. 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» не предусматривает среди вопросов компетенции общего собрания акционеров возможности принятия решения о размещении или решения о выпуске ценных бумаг. Одним из следствий принципа исключительной компетенции общего собрания акционеров является нормативный запрет, предусмотренный п. 3 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах», этому органу управления рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции законом. С учетом этого, общее собрание акционеров не имеет возможности правомерного утверждения решений о размещении и решения о выпуске ценных бумаг. Д.В. Мурзин в связи с этой проблемой отмечает: «Поскольку в силу п. 3 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров не вправе рассматривать вопросы, не отнесенные к его компетенции этим Законом, по формальным соображениям общее собрание не может и принять решение о выпуске акций, как на то предписывается ФЗ «О рынке ценных бумаг». Однако на уровне нормативного акта ФСФР России был найден приемлемый выход из этой на первый взгляд неразрешимой ситуации. Сравнительный анализ норм ФЗ «Об акционерных обществах» позволяет сделать вывод о том, что под решением акционерного общества о размещении понимается решение компетентного органа управления (общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет)) в том числе и об увеличении уставного капитала. Стандарты эмиссии определяют решение об увеличении уставного капитала как одно из решений о размещении, принимаемых эмитентом. Если в уставе акционерного общества определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа), то порядок и условия размещения дополнительных акций этой категории (типа), определяемые решением об их размещении, должны соответствовать указанным положениям устава такого акционерного общества[35]. Стандарты эмиссии определяют решение о размещении ценных бумаг как «родовое для целого ряда решений, которые в соответствии с действующим законодательством являются основой для размещения эмиссионных ценных бумаг. Такой прием позволяет согласовать представления Закона «О рынке ценных бумаг» о необходимости в отношении каждого выпуска ценных бумаг документа, содержащего описание прав по этим ценным бумагам, и положений иных законов». Принятие решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг является в соответствии со ст. 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг» первым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Легальное определение понятия «решение о выпуске ценных бумаг» сформулировано в ст. 2 указанного закона. В соответствии с данной статьей решение о выпуске ценных бумаг - документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Указанное определение позволяет выделить в понятии решения о выпуске ценных бумаг три наиболее важных элемента. Во-первых, решение о выпуске ценных бумаг определяется законом как документ. В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об информации, и информатизации и защите информации» документированной информацией (документом) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание такой информации в решении о выпуске Ценных бумаг установлено ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также актами ФCФР России и иных регистрирующих органов. Во-вторых, в соответствии с законом решение о выпуске является документом, зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг. По каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельное решение. В-третьих, решение о выпуске должно содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством РФ. Эта же статья указывает на еще одну функцию решения о выпуске - оно служит формой удостоверения прав, закрепленных как документарными (наряду с сертификатом), так и бездокументарными ценными бумагами. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что такое положение противоречит ст. 142 Гражданского кодекса, согласно которой только один документ может удостоверять права, закрепленные ценной бумагой[36]. Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ является не единственным документом, определяющим права их владельцев. Так, согласно п.3 ст.98 ГК РФ устав акционерного общества должен содержать в том числе условия о правах акционеров. П.3 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» конкретизирует положения ГК, предусматривая, что устав акционерного общества должен содержать сведения о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Для целей единообразного применения законодательства и эффективной защиты прав акционеров важным является вопрос о том, в соответствии с каким документом (уставом или решением о выпуске) определяются права, удостоверенные акцией? Устав акционерного общества определен его единственным учредительным документом (пункт 3 статьи 98 ГК РФ). Обязательность исполнения требований устава акционерного общества всеми органами общества и его акционерами установлена п. 1 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах». Устав общества представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся в обществе между акционерами и органами управления. Юридическая сила этого нормативного акта, его обязательность для всех акционеров и органов общества основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации общества[36]. Различные уровень и компетенция органов управления, утверждающих устав или решение о выпуске ценных бумаг не являются достаточным основанием для того, чтобы отдать предпочтение одному из документов в вопросе определения прав, удостоверяемых ценной бумагой. Однозначно разрешить коллизию между указанными документами (в случае разного объема прав из ценной бумаги) вправе только четкое указание в законодательстве РФ. В условиях его отсутствия не представляется возможным уверенно утверждать о большей или меньшей юридической силе положений устава или решения о выпуске в части различного объема прав из ценной бумаги. Приведенная коллизия норм не соответствует одному из важнейших условий нормального функционирования правовой системы — согласованности различных нормативных предписаний[37]. Поскольку в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух экземплярах (или в трех в случае ведения регистратором реестра владельцев ценных бумаг), возможно расхождение между текстами решений. В такой ситуации истинным считается текст экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, хранящийся в регистрирующем органе. Подобные коллизионные нормы являются четким ориентиром при разрешении возможных конфликтов. Содержание решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг предусмотрено статьей 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Более подробные требования к оформлению и содержанию решения о выпуске ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии. Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Таким образом, решение о выпуске является документом, конкретизирующим условия и порядок выпуска ценных бумаг. Согласно статье 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» запрещается в любой форме ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения, хранящимся у эмитента или регистратора. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания, и скрепляется печатью эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. В соответствии с П. 2.3.1. Стандартов эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. По мнению А. Кузнецова, приведенное положение Стандартов не вполне соответствует подп.6 п.1 ст.48 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров АО вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества. Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. В случае пропуска указанного срока требуется новое утверждение решения о выпуске. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении[38].
2.2 Государственная
регистрация выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг В процессе эмиссии государственная
регистрация выпуска служит своеобразным
водоразделом. Условно всю процедуру эмиссии
ценных бумаг можно разделить на две большие
части: до момента государственной регистрации
их выпуска и после осуществления такой
регистрации. До момента государственной
регистрации выпуска регистрирующие органы
осуществляют предварительный контроль
за соответствием действий участников
эмиссионных отношений требованиям законодательства[39]. После регистрации одна из
задач регистрирующих органов заключается
в последующем контроле за соответствием
действий участников эмиссионных отношений
требованиям законодательства РФ, а также
условиям зарегистрированных решения
о выпуске и проспекта эмиссии ценных
бумаг. ФЗ «О рынке ценных бумаг» не предусматривает
понятия регистрации выпуска ценных бумаг.
Данный пробел восполняют Стандарты эмиссии,
в соответствии с дефинитивной нормой
которых под государственной регистрацией
выпуска ценных бумаг понимается присвоение
выпуску ценных бумаг государственного
регистрационного номера[40]. Необходимо отметить, что ФЗ
«О рынке ценных бумаг» упоминает только
о регистрации выпуска ценных бумаг, не
указывая на то, является ли она государственной
или нет. Напротив, Стандарты эмиссии,
а также иные нормативные акты ФСФР России
употребляют исключительно понятие «государственная
регистрация выпуска ценных бумаг» и не
иначе. Представляется, что употребление
понятия «государственная регистрация
выпуска ценных бумаг» является единственно
верным. Во-первых, государственную регистрацию
выпуска ценных бумаг осуществляют федеральные
органы исполнительной власти (за исключением
Центрального Банка РФ, занимающего особое
положение в правовой системе России). Во-вторых,
для указанных органов осуществление
государственной регистрации выпуска
ценных бумаг является одним из проявлений
части их административной юрисдикции.
Осуществляя государственную регистрацию
выпуска ценных бумаг, тем самым федеральные
органы исполнительной власти реализуют
свои властные полномочия в сфере государственного
регулирования отношений, возникающих
в процессе эмиссии ценных бумаг. Приведенных
доводов вполне достаточно для того, чтобы
согласиться с авторами Стандартов эмиссии
в части употребления термина, имеющего
несколько иную дефиницию в федеральном
законе. Представляется, что использование
в ФЗ «О рынке ценных бумаг» понятия «регистрация
выпуска ценных бумаг» без указания на
ее государственный характер является
одним из упущений законодателя и должно
быть исправлено путем внесения необходимых
изменений и дополнений в этот закон. Частично
недостаток в рассматриваемом термине
был устранен в более позднем по отношению
к ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартам
эмиссии ФЗ «О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг». Данный
закон главным образом оперирует понятием
«государственная регистрация выпуска
ценных бумаг» (в частности, см. ст. 5,6).
Однако и в нем проявилась непоследовательность
законодателя. Так, в п.1 ст.9 указанного
закона употреблен термин «регистрация
выпуска ценных бумаг», что также является
упущением в юридической технике данного
нормативного акта и должно быть устранено. ГК
РФ предусматривает государственную регистрацию
юридических фактов нескольких видов.
Закон связывает с государственной регистрацией
того или иного юридического факта возникновение,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей. В механизме гражданско-правового
регулирования государственная регистрация
юридически фактов является разновидностью
юридического состава. Особая роль таких
юридических составов заключается в том,
что само по себе наличие юридического
факта в форме действия или события при
отсутствии факта их государственной
регистрации не вызывает гражданско-правовых
последствий.
· подтверждающая;
· фиксирующая;
· контрольная;
· охранительная;
· информационная;
· фискальная.
Подтверждающая функция
государственной регистрации
· нарушение требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации;
· несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
· внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений). В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов. В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным). В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа. В соответствии с П. 2.4.16. стандартов эмиссии решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
· нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
· несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг", Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов;
· несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
· внесение в проспект ценных
бумаг или решение о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг (иные документы,
являющиеся основанием для государственной
регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг) ложных сведений
либо сведений, не соответствующих действительности
(недостоверных сведений). Так же перечислены
основания по которым не может быть осуществлена
государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) акций. П. 2.4.18.
стандартов эмиссии устанавливает обстоятельства,
при которых не может быть осуществлена
государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) облигаций. Стандарты
эмиссии запрещают одновременно осуществлять
государственную регистрация двух и более
выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных
акций или двух и более выпусков (дополнительных
выпусков) привилегированных акций одного
типа, за исключением случаев одновременной
государственной регистрации двух или
более дополнительных выпусков обыкновенных
акций или двух или более дополнительных
выпусков привилегированных акций одного
типа, размещаемых при реорганизации акционерных
обществ в форме присоединения[44].